Во времена СССР упор в кинематографической продукции делался на серьёзное или социальное кино, но странно думать, что зрелищный жанр был не у дел. Советские фильмы могли показать всю мощь визуальных эффектов и обеспечить "хлебом и зрелищами" киноманов даже похлеще, чем американская продукция. В этом обзоре мы изучим восемь наиболее ярких примеров экранного размаха и пиршества, снятых в СССР.
Смотреть все фото в галерее
"Илья Муромец" (1956) - драконЗнаменитая экранизация русских-народных сказок от Александра Птушко щеголяет не только одной из самых значительных массовок к истории кино (для съемок были задействованы более ста тысяч солдат и одиннадцать тысяч лошадей) - но и впечатляющим драконом, изготовленным в натуральную величину и оснащенным армейскими огнеметами!
"Дорога к звёздам" (1957) - космическая станцияСегодня визуальные эффекты "Дороги к звёздам", конечно же, выглядят устаревшими - однако, по меркам 1957 года они внушали "шок и трепет". Судите сами - картина снималась ещё до запуска первого Спутника, но она буквально опередила время. Высадка на Луну, орбитальная станция с искусственной гравитацией - всё это появилось на советских экранах более, чем за десятилетие до триумфа человека на другой планете и картины Стенли Кубрика "Космическая одиссея 2001 года" (1968).
"Планета бурь" (1961) - ВенераСобственно, почти вся лента Павла Клушанцева представляет собой парад спецэффектов - иной взгляд на Венеру, прецизионное конструирование "чужой" флоры и фауны, разглядывать такие картины - сущее удовольствие. Произведение ждал успех и в Голливуде - лента появилась в прокате аж в двух вариантах ("Путешествие на доисторическую планету" и "Путешествие на планету доисторических женщин").
"Гиперболоид инженера Гарина" (1965) - атака на заводВесьма точная экранизация культового романа Алексея Толстого - Александр Гинцбург идеально выдержал атмосферу ленты, ну а разрушение химического завода, снятое на макетах, является настоящим образом того, как надо снимать спецэффекты. Не даром картина получила главную премию "Золотая печать города Триеста" на МКФ фантастических фильмов в Италии.
"Солярис" (1972) - океанВ "Солярисе" Андрея Тарковского много визуальных красот и эффектов (скажем, сцены в невесомости, снятые с помощью двух кранов, ничуть не устарели и в 2021 году), но более всего впечатляет его величество океан - манящий, загадочный и действительно потусторонний.
"Москва-Кассиопея" (1973) - невесомостьО, это особенное блюдо! К съемкам семейной фантастики Ричард Викторов подошел с огромным вниманием и серьезностью к деталям. Так что, не даром картина вошла в "золотой фонд" советского кино и по праву является культовой. Как вам то, что, например, для пробежки в невесомости в коридоре (на фото) была смонтирована восемнадцатиметровая декорация, размещенная на множестве роликовых опор. В итоге, во время работы камеры коридор вращался на 360-градусов, а космонавт закреплялся на стене через суперклей на подошвах ботинок - а после его в полуприсяде закрывал другой актер, бегущий по спирали. Все это создало удивительный эффект присутствия, после которого хотелось лишь воскликнуть "браво!".
"Экипаж" (1979) - взлет самолетаШикарный фильм-катастрофа Александра Митты во второй части демонстрирует безостановочный экшн. Что ж, вероятно, самой яркой сценой картины, заставляющий зрителей вцепляться в подлокотники кресел, стал взлет самолета, в попытках покинуть заливаемую лавой взлетную полосу. Сравните с любым голливудским блокбастером тех лет - наши сняли не хуже!
"Через тернии с звёздам" (1980) - биомассаЛебединая песня советского визуального кино - далее, почему то, в серьезные спецэффекты большинство творцов вкладываться перестали (да и в "Через тернии с звёздам" бюджет сильно порезали - скажем, спускаемый с орбиты флаер так и не удалось показать). Что ж, зато получилась биомасса - сделанная из противопожарной пены и муки и "оживлённая" (да-да) плавающими в ней аквалангистами.
"Илья Муромец" (1956) - драконЗнаменитая экранизация русских-народных сказок от Александра Птушко щеголяет не только одной из самых значительных массовок к истории кино (для съемок были задействованы более ста тысяч солдат и одиннадцать тысяч лошадей) - но и впечатляющим драконом, изготовленным в натуральную величину и оснащенным армейскими огнеметами!
"Дорога к звёздам" (1957) - космическая станцияСегодня визуальные эффекты "Дороги к звёздам", конечно же, выглядят устаревшими - однако, по меркам 1957 года они внушали "шок и трепет". Судите сами - картина снималась ещё до запуска первого Спутника, но она буквально опередила время. Высадка на Луну, орбитальная станция с искусственной гравитацией - всё это появилось на советских экранах более, чем за десятилетие до триумфа человека на другой планете и картины Стенли Кубрика "Космическая одиссея 2001 года" (1968).
"Планета бурь" (1961) - ВенераСобственно, почти вся лента Павла Клушанцева представляет собой парад спецэффектов - иной взгляд на Венеру, прецизионное конструирование "чужой" флоры и фауны, разглядывать такие картины - сущее удовольствие. Произведение ждал успех и в Голливуде - лента появилась в прокате аж в двух вариантах ("Путешествие на доисторическую планету" и "Путешествие на планету доисторических женщин").
"Гиперболоид инженера Гарина" (1965) - атака на заводВесьма точная экранизация культового романа Алексея Толстого - Александр Гинцбург идеально выдержал атмосферу ленты, ну а разрушение химического завода, снятое на макетах, является настоящим образом того, как надо снимать спецэффекты. Не даром картина получила главную премию "Золотая печать города Триеста" на МКФ фантастических фильмов в Италии.
"Солярис" (1972) - океанВ "Солярисе" Андрея Тарковского много визуальных красот и эффектов (скажем, сцены в невесомости, снятые с помощью двух кранов, ничуть не устарели и в 2021 году), но более всего впечатляет его величество океан - манящий, загадочный и действительно потусторонний.
"Москва-Кассиопея" (1973) - невесомостьО, это особенное блюдо! К съемкам семейной фантастики Ричард Викторов подошел с огромным вниманием и серьезностью к деталям. Так что, не даром картина вошла в "золотой фонд" советского кино и по праву является культовой. Как вам то, что, например, для пробежки в невесомости в коридоре (на фото) была смонтирована восемнадцатиметровая декорация, размещенная на множестве роликовых опор. В итоге, во время работы камеры коридор вращался на 360-градусов, а космонавт закреплялся на стене через суперклей на подошвах ботинок - а после его в полуприсяде закрывал другой актер, бегущий по спирали. Все это создало удивительный эффект присутствия, после которого хотелось лишь воскликнуть "браво!".
"Экипаж" (1979) - взлет самолетаШикарный фильм-катастрофа Александра Митты во второй части демонстрирует безостановочный экшн. Что ж, вероятно, самой яркой сценой картины, заставляющий зрителей вцепляться в подлокотники кресел, стал взлет самолета, в попытках покинуть заливаемую лавой взлетную полосу. Сравните с любым голливудским блокбастером тех лет - наши сняли не хуже!
"Через тернии с звёздам" (1980) - биомассаЛебединая песня советского визуального кино - далее, почему то, в серьезные спецэффекты большинство творцов вкладываться перестали (да и в "Через тернии с звёздам" бюджет сильно порезали - скажем, спускаемый с орбиты флаер так и не удалось показать). Что ж, зато получилась биомасса - сделанная из противопожарной пены и муки и "оживлённая" (да-да) плавающими в ней аквалангистами.