20 августа 2021 года в 04:00

«Запорожец» с нефтяным мотором. Позабытый первенец советских тракторов

С  названием "Запорожец" у всех нас прочно ассоциируется одна известная  машина, легендарный герой анекдотов. О существовании одноименного  трактора едва ли кто помнит, сколько лет уж минуло, воды утекло, а ведь  его можно считать первенцем всей советской тракторной промышленности.





Смотреть все фото в галерее
Конструкция  трактора была настолько простой, что сзади даже колесо было всего одно,  отсутствовала коробка передач, система зажигания, из органов управления  был только руль и рычаг сцепления. 
Хотя,  нет, был еще краник подачи воды. В цилиндр двигателя, заслуживающего  подробного описания. Мотор "Запорожца" был одноцилиндровый, двухтактный,  мощностью 12 л.с, с водяным термосифонным охлаждением. Топливом ему  служила сырая нефть, а вместо системы зажигания была калильная головка.     


Перед  запуском мотора головку грели от внешнего источника тепла, например  паяльной лампы, и лишь после того как она раскалится, можно было крутить  маховик, заставляя мотор работать самостоятельно. Но помимо нефти, в  цилиндр подавалась и вода, она там служила в качестве регулятора момента  вспышки. У трактора была всего одна скорость вперед и одна назад, 3.6  км/час.     


В  техническом описании тех времен говорилось, что для вспашки одной  десятины земли "Запорожец" расходовал полтора пуда нефти и пять ведер  воды. В современных мерках десятина это чуть больше гектара (1.09), пуд  это 16.4 кг, а "ведро" это 12.23 литра, то есть, на литр нефти  расходовалось почти три литра воды. 
Вообще,  это скорее стационарный мотор, чем транспортный, но у конструкторов в  те годы выбора силовых агрегатов особо не было. Кстати, в разработке  принимали участие наши конструкторы и рабочие, это был продукт  коллективной мысли рабочих и крестьян, так сказать. 
Возглавляли команду конструкторов, простые русские парни, Леонард Абрамович Унгер, Петер Унгер и Якоб Ремпель.     


Важным  было то, что трактор можно было починить в условиях любой кузни, в  конструкции отсутствуют подшипники, вместо них - бронзовые втулки,  накладки муфты сцепления сделаны из кожи, вместо коробки передач простой  редуктор на прямозубых шестернях.     


Экспериментальный  образец был готов в июне 1922 года. Испытания в полях он прошел вполне  успешно, о чем коллектив завода "Красный прогресс" из города Токмак  Запорожской области известил телеграммой высшее московское руководство в  лице Ленина. Вскоре в качестве подарка вождю мирового пролетариата  отправился и сам первый ходовой образец трактора.     


Кстати, "Запорожец" проходил еще и сравнительные испытания с зарубежными собратьями, американским колесным "Фордсоном"  и гусеничным "Холт". Несмотря на существенные технические преимущества  западных машин, "Фордсон" даже проиграл "Запорожцу", закончив пропашку  "десятины" позже на 27 минут, и затративший на работу 45 литров  керосина.     


Стоит  ли говорить, что "Запорожец" был простым и понятным русскому мужику,  владевшему в лучшем случае азами механики, чем мудрёный (на те годы)  американский трактор, с его карбюраторами, магнето, шарикоподшипниками и  другими непонятными штуками. А деревне трактор был очень нужен.
На  "Красном прогрессе" планировали выпускать по 300 тракторов в год.  Конечно, такое производство нельзя назвать массовым, и полностью покрыть  спрос в механизации села оно не могло, но ряд артелей по всей стране  так же были заинтересованы в изготовлении чертежей (В это сложно  поверить, но их не было даже на самом заводе, все детали делали по  макетам, шаблонам) и налаживании выпуска.     


Мне  кажется, у них бы получилось, но вскоре НЭП сворачивается, приоритет  отдается закупке лицензий и налаживанию выпуска американских машин, а  простой и понятный "Запорожец" растворяется во времени. Если бы НЭП не  свернули, то скорее всего, у нас был бы свой "Ланц - Бульдог"     


Точной информации о количестве собранных машин нет, по разным данным с 1923 по 1927 год собрали от 360 до 740 экземпляров.
Несмотря  на примитивность конструкции, о её надёжности говорит тот факт, что  последний из зафиксированных случаев использования этого трактора, с  порядковым номером 107 приходится на 1958 год, где-то в Черниговской  области он работал, а теперь стоит на постаменте.    


Конструкция  трактора была настолько простой, что сзади даже колесо было всего одно,  отсутствовала коробка передач, система зажигания, из органов управления  был только руль и рычаг сцепления. 
Хотя,  нет, был еще краник подачи воды. В цилиндр двигателя, заслуживающего  подробного описания. Мотор "Запорожца" был одноцилиндровый, двухтактный,  мощностью 12 л.с, с водяным термосифонным охлаждением. Топливом ему  служила сырая нефть, а вместо системы зажигания была калильная головка.     
Перед  запуском мотора головку грели от внешнего источника тепла, например  паяльной лампы, и лишь после того как она раскалится, можно было крутить  маховик, заставляя мотор работать самостоятельно. Но помимо нефти, в  цилиндр подавалась и вода, она там служила в качестве регулятора момента  вспышки. У трактора была всего одна скорость вперед и одна назад, 3.6  км/час.     
В  техническом описании тех времен говорилось, что для вспашки одной  десятины земли "Запорожец" расходовал полтора пуда нефти и пять ведер  воды. В современных мерках десятина это чуть больше гектара (1.09), пуд  это 16.4 кг, а "ведро" это 12.23 литра, то есть, на литр нефти  расходовалось почти три литра воды. 
Вообще,  это скорее стационарный мотор, чем транспортный, но у конструкторов в  те годы выбора силовых агрегатов особо не было. Кстати, в разработке  принимали участие наши конструкторы и рабочие, это был продукт  коллективной мысли рабочих и крестьян, так сказать. 
Возглавляли команду конструкторов, простые русские парни, Леонард Абрамович Унгер, Петер Унгер и Якоб Ремпель.     
Важным  было то, что трактор можно было починить в условиях любой кузни, в  конструкции отсутствуют подшипники, вместо них - бронзовые втулки,  накладки муфты сцепления сделаны из кожи, вместо коробки передач простой  редуктор на прямозубых шестернях.     
Экспериментальный  образец был готов в июне 1922 года. Испытания в полях он прошел вполне  успешно, о чем коллектив завода "Красный прогресс" из города Токмак  Запорожской области известил телеграммой высшее московское руководство в  лице Ленина. Вскоре в качестве подарка вождю мирового пролетариата  отправился и сам первый ходовой образец трактора.     
Кстати, "Запорожец" проходил еще и сравнительные испытания с зарубежными собратьями, американским колесным "Фордсоном"  и гусеничным "Холт". Несмотря на существенные технические преимущества  западных машин, "Фордсон" даже проиграл "Запорожцу", закончив пропашку  "десятины" позже на 27 минут, и затративший на работу 45 литров  керосина.     
Стоит  ли говорить, что "Запорожец" был простым и понятным русскому мужику,  владевшему в лучшем случае азами механики, чем мудрёный (на те годы)  американский трактор, с его карбюраторами, магнето, шарикоподшипниками и  другими непонятными штуками. А деревне трактор был очень нужен.
На  "Красном прогрессе" планировали выпускать по 300 тракторов в год.  Конечно, такое производство нельзя назвать массовым, и полностью покрыть  спрос в механизации села оно не могло, но ряд артелей по всей стране  так же были заинтересованы в изготовлении чертежей (В это сложно  поверить, но их не было даже на самом заводе, все детали делали по  макетам, шаблонам) и налаживании выпуска.     
Мне  кажется, у них бы получилось, но вскоре НЭП сворачивается, приоритет  отдается закупке лицензий и налаживанию выпуска американских машин, а  простой и понятный "Запорожец" растворяется во времени. Если бы НЭП не  свернули, то скорее всего, у нас был бы свой "Ланц - Бульдог"     
Точной информации о количестве собранных машин нет, по разным данным с 1923 по 1927 год собрали от 360 до 740 экземпляров.
Несмотря  на примитивность конструкции, о её надёжности говорит тот факт, что  последний из зафиксированных случаев использования этого трактора, с  порядковым номером 107 приходится на 1958 год, где-то в Черниговской  области он работал, а теперь стоит на постаменте.    
Loading...

Чтобы оставить комментарий, необходимо авторизоваться:


Смотри также

Какие специалисты в СССР были самыми высокооплачиваемыми Протесты против ковидных ограничений охватывают весь мир Люди рассказали, жалеют ли они о том, что не стали заводить детей Размер имеет значение... Решающее значение 18  18 фото, которые, своей кажущейся нереальностью, вводят в ступор смотрящего Из чего делали пельмени в СССР 25 законов улиц, которые должен знать каждый турист Как жировала Русская православная церковь Из Испании сообщают: число уже найденных погибших из-за сильной бури увеличилось до четырёх человек Раскачало прицеп с автомобилем