С названием "Запорожец" у всех нас прочно ассоциируется одна известная машина, легендарный герой анекдотов. О существовании одноименного трактора едва ли кто помнит, сколько лет уж минуло, воды утекло, а ведь его можно считать первенцем всей советской тракторной промышленности.
Смотреть все фото в галерее
Конструкция трактора была настолько простой, что сзади даже колесо было всего одно, отсутствовала коробка передач, система зажигания, из органов управления был только руль и рычаг сцепления.
Хотя, нет, был еще краник подачи воды. В цилиндр двигателя, заслуживающего подробного описания. Мотор "Запорожца" был одноцилиндровый, двухтактный, мощностью 12 л.с, с водяным термосифонным охлаждением. Топливом ему служила сырая нефть, а вместо системы зажигания была калильная головка.
Перед запуском мотора головку грели от внешнего источника тепла, например паяльной лампы, и лишь после того как она раскалится, можно было крутить маховик, заставляя мотор работать самостоятельно. Но помимо нефти, в цилиндр подавалась и вода, она там служила в качестве регулятора момента вспышки. У трактора была всего одна скорость вперед и одна назад, 3.6 км/час.
В техническом описании тех времен говорилось, что для вспашки одной десятины земли "Запорожец" расходовал полтора пуда нефти и пять ведер воды. В современных мерках десятина это чуть больше гектара (1.09), пуд это 16.4 кг, а "ведро" это 12.23 литра, то есть, на литр нефти расходовалось почти три литра воды.
Вообще, это скорее стационарный мотор, чем транспортный, но у конструкторов в те годы выбора силовых агрегатов особо не было. Кстати, в разработке принимали участие наши конструкторы и рабочие, это был продукт коллективной мысли рабочих и крестьян, так сказать.
Возглавляли команду конструкторов, простые русские парни, Леонард Абрамович Унгер, Петер Унгер и Якоб Ремпель.
Важным было то, что трактор можно было починить в условиях любой кузни, в конструкции отсутствуют подшипники, вместо них - бронзовые втулки, накладки муфты сцепления сделаны из кожи, вместо коробки передач простой редуктор на прямозубых шестернях.
Экспериментальный образец был готов в июне 1922 года. Испытания в полях он прошел вполне успешно, о чем коллектив завода "Красный прогресс" из города Токмак Запорожской области известил телеграммой высшее московское руководство в лице Ленина. Вскоре в качестве подарка вождю мирового пролетариата отправился и сам первый ходовой образец трактора.
Кстати, "Запорожец" проходил еще и сравнительные испытания с зарубежными собратьями, американским колесным "Фордсоном" и гусеничным "Холт". Несмотря на существенные технические преимущества западных машин, "Фордсон" даже проиграл "Запорожцу", закончив пропашку "десятины" позже на 27 минут, и затративший на работу 45 литров керосина.
Стоит ли говорить, что "Запорожец" был простым и понятным русскому мужику, владевшему в лучшем случае азами механики, чем мудрёный (на те годы) американский трактор, с его карбюраторами, магнето, шарикоподшипниками и другими непонятными штуками. А деревне трактор был очень нужен.
На "Красном прогрессе" планировали выпускать по 300 тракторов в год. Конечно, такое производство нельзя назвать массовым, и полностью покрыть спрос в механизации села оно не могло, но ряд артелей по всей стране так же были заинтересованы в изготовлении чертежей (В это сложно поверить, но их не было даже на самом заводе, все детали делали по макетам, шаблонам) и налаживании выпуска.
Мне кажется, у них бы получилось, но вскоре НЭП сворачивается, приоритет отдается закупке лицензий и налаживанию выпуска американских машин, а простой и понятный "Запорожец" растворяется во времени. Если бы НЭП не свернули, то скорее всего, у нас был бы свой "Ланц - Бульдог"
Точной информации о количестве собранных машин нет, по разным данным с 1923 по 1927 год собрали от 360 до 740 экземпляров.
Несмотря на примитивность конструкции, о её надёжности говорит тот факт, что последний из зафиксированных случаев использования этого трактора, с порядковым номером 107 приходится на 1958 год, где-то в Черниговской области он работал, а теперь стоит на постаменте.
Конструкция трактора была настолько простой, что сзади даже колесо было всего одно, отсутствовала коробка передач, система зажигания, из органов управления был только руль и рычаг сцепления.
Хотя, нет, был еще краник подачи воды. В цилиндр двигателя, заслуживающего подробного описания. Мотор "Запорожца" был одноцилиндровый, двухтактный, мощностью 12 л.с, с водяным термосифонным охлаждением. Топливом ему служила сырая нефть, а вместо системы зажигания была калильная головка.
Перед запуском мотора головку грели от внешнего источника тепла, например паяльной лампы, и лишь после того как она раскалится, можно было крутить маховик, заставляя мотор работать самостоятельно. Но помимо нефти, в цилиндр подавалась и вода, она там служила в качестве регулятора момента вспышки. У трактора была всего одна скорость вперед и одна назад, 3.6 км/час.
В техническом описании тех времен говорилось, что для вспашки одной десятины земли "Запорожец" расходовал полтора пуда нефти и пять ведер воды. В современных мерках десятина это чуть больше гектара (1.09), пуд это 16.4 кг, а "ведро" это 12.23 литра, то есть, на литр нефти расходовалось почти три литра воды.
Вообще, это скорее стационарный мотор, чем транспортный, но у конструкторов в те годы выбора силовых агрегатов особо не было. Кстати, в разработке принимали участие наши конструкторы и рабочие, это был продукт коллективной мысли рабочих и крестьян, так сказать.
Возглавляли команду конструкторов, простые русские парни, Леонард Абрамович Унгер, Петер Унгер и Якоб Ремпель.
Важным было то, что трактор можно было починить в условиях любой кузни, в конструкции отсутствуют подшипники, вместо них - бронзовые втулки, накладки муфты сцепления сделаны из кожи, вместо коробки передач простой редуктор на прямозубых шестернях.
Экспериментальный образец был готов в июне 1922 года. Испытания в полях он прошел вполне успешно, о чем коллектив завода "Красный прогресс" из города Токмак Запорожской области известил телеграммой высшее московское руководство в лице Ленина. Вскоре в качестве подарка вождю мирового пролетариата отправился и сам первый ходовой образец трактора.
Кстати, "Запорожец" проходил еще и сравнительные испытания с зарубежными собратьями, американским колесным "Фордсоном" и гусеничным "Холт". Несмотря на существенные технические преимущества западных машин, "Фордсон" даже проиграл "Запорожцу", закончив пропашку "десятины" позже на 27 минут, и затративший на работу 45 литров керосина.
Стоит ли говорить, что "Запорожец" был простым и понятным русскому мужику, владевшему в лучшем случае азами механики, чем мудрёный (на те годы) американский трактор, с его карбюраторами, магнето, шарикоподшипниками и другими непонятными штуками. А деревне трактор был очень нужен.
На "Красном прогрессе" планировали выпускать по 300 тракторов в год. Конечно, такое производство нельзя назвать массовым, и полностью покрыть спрос в механизации села оно не могло, но ряд артелей по всей стране так же были заинтересованы в изготовлении чертежей (В это сложно поверить, но их не было даже на самом заводе, все детали делали по макетам, шаблонам) и налаживании выпуска.
Мне кажется, у них бы получилось, но вскоре НЭП сворачивается, приоритет отдается закупке лицензий и налаживанию выпуска американских машин, а простой и понятный "Запорожец" растворяется во времени. Если бы НЭП не свернули, то скорее всего, у нас был бы свой "Ланц - Бульдог"
Точной информации о количестве собранных машин нет, по разным данным с 1923 по 1927 год собрали от 360 до 740 экземпляров.
Несмотря на примитивность конструкции, о её надёжности говорит тот факт, что последний из зафиксированных случаев использования этого трактора, с порядковым номером 107 приходится на 1958 год, где-то в Черниговской области он работал, а теперь стоит на постаменте.