Крылатая фраза "выдать кому-нибудь черную метку" настолько прижилась в нашей культуре, что сложно поверить, что это, в общем-то, выдумка, и не слишком старинная.
Смотреть все фото в галерее
Хотя редкая пиратская история обходится без "черной метки", которой, как считается, пиратское сообщество наделяло своего проштрафившегося члена, эта самая черная метка - авторская находка писателя Роберта Стивенсона.
×
В вышедшем в 1880-х годах прославившем Стивенсона "Острове сокровищ" метка представляла собой бумажный кружок, одна сторона которого была зачернена сажей. Метку шлепали черной стороной по ладони обвиняемого в нарушениях пиратских законов, и на ладони оставалось черное пятно.
В современных блокбастерах черную метку стараются показать все более зловещим явлением, например, как проявляющуюся на руке кляксу с мистическими свойствами.
Есть предположение, что Стивенсон, изучавший легенды о пиратских обычаях, мог узнать о "черных метках", которыми и на самом деле пользовались карибские пираты. И, якобы, в качестве такой метки мог использоваться пиковый туз, эту карту показывали пирату, которого обвиняли в преступлении. Черная метка могла означать казнь или изгнание, или, может быть, подозреваемый мог приводить доказательства в пользу своей невиновности.
Но, хотя эта теория очень логична, она слишком современная и придумана уже после того, как пиковый туз стал общепринятой "черной меткой" в преступных сообществах. В первой половине 20-го века американские гангстеры полюбили оставлять эту карту на месте расправы с конкурентными шайками.
То есть, скорее всего, было так: "черную метку" придумал все же Стивенсон, и это его изобретение настолько впечатлило читателей его "Острова" (а читали эту книгу все, кто был обучен грамоте), что понятие метки прочно укоренилось в культуре, возможно - через детские игры.
И в следующих поколениях, из которых в том числе вышли и гангстеры 1920-х в США, черная метка стала уже казаться традицией, ведь сложно найти человека, кто не слышал бы о ней.
И более поздние исследователи не смогли поверить, что так прочно утвердившаяся в культуре "черная метка" - на самом деле авторская выдумка, и начали строить теории о пиратских обычаях (хотя подтверждающих источников об этом не нашлось).
Грузовик времен Вьетнамской войны, с изображением "карты смерти" - пикового туза.
Интересно, что американцы использовали знак пикового туза во Вьетнаме - во вьетнамских традиционных колодах карт такого туза не было, и среди американских солдат появилось поверие, что вьетнамцы этого туза суеверно испугаются. "Карты смерти" показаны во многих фильмах о Вьетнамской войне, и появились даже мифы, что американские летчики забрасывали позиции противника тысячами пиковых тузов для устрашения.
Хотя редкая пиратская история обходится без "черной метки", которой, как считается, пиратское сообщество наделяло своего проштрафившегося члена, эта самая черная метка - авторская находка писателя Роберта Стивенсона.
В вышедшем в 1880-х годах прославившем Стивенсона "Острове сокровищ" метка представляла собой бумажный кружок, одна сторона которого была зачернена сажей. Метку шлепали черной стороной по ладони обвиняемого в нарушениях пиратских законов, и на ладони оставалось черное пятно.
В современных блокбастерах черную метку стараются показать все более зловещим явлением, например, как проявляющуюся на руке кляксу с мистическими свойствами.
Есть предположение, что Стивенсон, изучавший легенды о пиратских обычаях, мог узнать о "черных метках", которыми и на самом деле пользовались карибские пираты. И, якобы, в качестве такой метки мог использоваться пиковый туз, эту карту показывали пирату, которого обвиняли в преступлении. Черная метка могла означать казнь или изгнание, или, может быть, подозреваемый мог приводить доказательства в пользу своей невиновности.
Но, хотя эта теория очень логична, она слишком современная и придумана уже после того, как пиковый туз стал общепринятой "черной меткой" в преступных сообществах. В первой половине 20-го века американские гангстеры полюбили оставлять эту карту на месте расправы с конкурентными шайками.
То есть, скорее всего, было так: "черную метку" придумал все же Стивенсон, и это его изобретение настолько впечатлило читателей его "Острова" (а читали эту книгу все, кто был обучен грамоте), что понятие метки прочно укоренилось в культуре, возможно - через детские игры.
И в следующих поколениях, из которых в том числе вышли и гангстеры 1920-х в США, черная метка стала уже казаться традицией, ведь сложно найти человека, кто не слышал бы о ней.
И более поздние исследователи не смогли поверить, что так прочно утвердившаяся в культуре "черная метка" - на самом деле авторская выдумка, и начали строить теории о пиратских обычаях (хотя подтверждающих источников об этом не нашлось).
Грузовик времен Вьетнамской войны, с изображением "карты смерти" - пикового туза.
Интересно, что американцы использовали знак пикового туза во Вьетнаме - во вьетнамских традиционных колодах карт такого туза не было, и среди американских солдат появилось поверие, что вьетнамцы этого туза суеверно испугаются. "Карты смерти" показаны во многих фильмах о Вьетнамской войне, и появились даже мифы, что американские летчики забрасывали позиции противника тысячами пиковых тузов для устрашения.