Рассматривая полотна средневековых художников, можно заметить, что все младенцы на них написаны со взрослыми лицами. Нет ни пухлых детских щечек, ни больших распахнутых глаз, ни наивного взгляда.
Смотреть все фото в галерее
Более того, многие портреты кому-то могут показаться жуткими и пугающими. Почему же так происходило? Неужели в то далекое время все малыши были похожи на стариков и выглядели иначе?
Утраченные знания
Как известно, рисовать люди начали еще до нашей эры, и с каждой новой эпохой это получалось у них все лучше. Люди, животные и предметы со временем стали выглядеть более приближенными к реальности. Мастера кисти экспериментировали, постоянно развивались, свои знания передавали ученикам.
×
Младенцев писали похожими друг на друга
Однако в период Великого переселения народов, произошедшего в IV-VII столетиях, передача опыта прервалась. Так знания оказались утраченными. Молодым художникам пришлось заново учиться всему, самостоятельно познавая секреты живописи. Все это привело к тому, что люди, их фигуры и лица на картинах стали неестественными и непропорциональными. Это особенно заметно на полотнах XII-XIV веков. Кроме того, персонажи разных картин похожи друг на друга, словно их писали по какому-то шаблону. Отчасти это происходило потому, что о реализме и индивидуальности тогда даже не думали.
Младенцы на картинах похожи на стариков
Однако нехватка знаний, отсутствие необходимого опыта и стремления написать портрет реалистично - это только несколько причин, почему в том числе и младенцы получались на картинах неестественными и непохожими сами на себя. В чем же еще было дело?
Отношение родителей к детям в Средние века
Разбираясь, почему младенцев писали такими жуткими, стоит обратить внимание на отношение к детям в целом в ту далекую эпоху. А оно было таково, что особой тяги и любви к малышам не испытывали. В большинстве обеспеченных семей только что родившегося ребенка сразу отдавали няням и кормилицам. Матери не принимали участия в уходе за малышом. Лишь когда тот становился чуть старше, отношение к нему менялось. Однако при этом с ним обращались как со взрослым, не делая никаких скидок на возраст.
Отношение к детям в Средние века было совсем не таким, как сейчас
Отношение к детям в Средние века кардинально отличается от современного. Зачастую, когда ребенок умирал, многие матери даже не скорбели по нему. Как бы ужасно и дико сегодня это ни звучало, но тогда к этому относились иначе. В то время женщины рожали часто - в этом заключалась их главная "задача". Поэтому ушедшего ребенка вскоре заменял другой. Хотя, конечно, были и исключения - матери, которые души не чаяли в своих чадах.
Очень рано к детям начинали относиться как ко взрослым
Такое отношение сказывалось и на том, что тогда не придавали значения индивидуальности ребенка, вплоть до того, что дети считались "бесполыми". И девочек и мальчиков одевали в платья. Это также можно заметить на полотнах той эпохи.
Взрослое лицо и один образ для всех
Средневековые художники нередко изображали на своих полотнах лики святых, в том числе детей из библейских сюжетов. Мастера кисти часто писали Иисуса в младенческом возрасте, сидящего на руках Девы Марии. Однако в ту далекую эпоху люди верили, что сын Божий уже при рождении имел идеальное тело, а черты его лица не менялись с ходом времени. Исходя из этой идеи, Иисуса изображали на иконах с лицом и волосами взрослого человека. Спустя какое-то время люди стали считать, что только так и можно рисовать младенцев. При этом выражение их лиц зачастую было строгим и несколько суровым. Лишь в XV-XVII веках младенцев и детей стали изображать на картинах иначе.
Выражение лиц младенцев было не по-детски серьезным
Художники Ренессанса показали истинную красоту младенцев
В эпоху Ренессанса большинство художников стали писать младенцев миловидными, причем зачастую лишний раз нарочно приукрашивая их детскую красоту. Хотя некоторые мастера кисти по-прежнему предпочитали придерживаться старых приемов. В эпоху Возрождения художники из ремесленников перевоплотились в творцов.
В новой эпохе детей стали писать более миловидными
Кроме того, в тот период изменилось и отношение к детям. Их стали считать невинными созданиями, уделять им больше внимания, холить и лелеять. Вместе с этим рос спрос на семейные портреты. На памятной картине родители хотели видеть своих чад такими, какими те были на самом деле, и уж тем более не страшными стариками. Для позирования художникам малышей стали облачать в красивые наряды. Детские портреты занимали одно из самых лучших мест в доме. Так постепенно средневековая живопись была забыта. А в XIX веке и вовсе утвердился реализм.
Более того, многие портреты кому-то могут показаться жуткими и пугающими. Почему же так происходило? Неужели в то далекое время все малыши были похожи на стариков и выглядели иначе?
Утраченные знания
Как известно, рисовать люди начали еще до нашей эры, и с каждой новой эпохой это получалось у них все лучше. Люди, животные и предметы со временем стали выглядеть более приближенными к реальности. Мастера кисти экспериментировали, постоянно развивались, свои знания передавали ученикам.
Младенцев писали похожими друг на друга
Однако в период Великого переселения народов, произошедшего в IV-VII столетиях, передача опыта прервалась. Так знания оказались утраченными. Молодым художникам пришлось заново учиться всему, самостоятельно познавая секреты живописи. Все это привело к тому, что люди, их фигуры и лица на картинах стали неестественными и непропорциональными. Это особенно заметно на полотнах XII-XIV веков. Кроме того, персонажи разных картин похожи друг на друга, словно их писали по какому-то шаблону. Отчасти это происходило потому, что о реализме и индивидуальности тогда даже не думали.
Младенцы на картинах похожи на стариков
Однако нехватка знаний, отсутствие необходимого опыта и стремления написать портрет реалистично - это только несколько причин, почему в том числе и младенцы получались на картинах неестественными и непохожими сами на себя. В чем же еще было дело?
Отношение родителей к детям в Средние века
Разбираясь, почему младенцев писали такими жуткими, стоит обратить внимание на отношение к детям в целом в ту далекую эпоху. А оно было таково, что особой тяги и любви к малышам не испытывали. В большинстве обеспеченных семей только что родившегося ребенка сразу отдавали няням и кормилицам. Матери не принимали участия в уходе за малышом. Лишь когда тот становился чуть старше, отношение к нему менялось. Однако при этом с ним обращались как со взрослым, не делая никаких скидок на возраст.
Отношение к детям в Средние века было совсем не таким, как сейчас
Отношение к детям в Средние века кардинально отличается от современного. Зачастую, когда ребенок умирал, многие матери даже не скорбели по нему. Как бы ужасно и дико сегодня это ни звучало, но тогда к этому относились иначе. В то время женщины рожали часто - в этом заключалась их главная "задача". Поэтому ушедшего ребенка вскоре заменял другой. Хотя, конечно, были и исключения - матери, которые души не чаяли в своих чадах.
Очень рано к детям начинали относиться как ко взрослым
Такое отношение сказывалось и на том, что тогда не придавали значения индивидуальности ребенка, вплоть до того, что дети считались "бесполыми". И девочек и мальчиков одевали в платья. Это также можно заметить на полотнах той эпохи.
Взрослое лицо и один образ для всех
Средневековые художники нередко изображали на своих полотнах лики святых, в том числе детей из библейских сюжетов. Мастера кисти часто писали Иисуса в младенческом возрасте, сидящего на руках Девы Марии. Однако в ту далекую эпоху люди верили, что сын Божий уже при рождении имел идеальное тело, а черты его лица не менялись с ходом времени. Исходя из этой идеи, Иисуса изображали на иконах с лицом и волосами взрослого человека. Спустя какое-то время люди стали считать, что только так и можно рисовать младенцев. При этом выражение их лиц зачастую было строгим и несколько суровым. Лишь в XV-XVII веках младенцев и детей стали изображать на картинах иначе.
Выражение лиц младенцев было не по-детски серьезным
Художники Ренессанса показали истинную красоту младенцев
В эпоху Ренессанса большинство художников стали писать младенцев миловидными, причем зачастую лишний раз нарочно приукрашивая их детскую красоту. Хотя некоторые мастера кисти по-прежнему предпочитали придерживаться старых приемов. В эпоху Возрождения художники из ремесленников перевоплотились в творцов.
В новой эпохе детей стали писать более миловидными
Кроме того, в тот период изменилось и отношение к детям. Их стали считать невинными созданиями, уделять им больше внимания, холить и лелеять. Вместе с этим рос спрос на семейные портреты. На памятной картине родители хотели видеть своих чад такими, какими те были на самом деле, и уж тем более не страшными стариками. Для позирования художникам малышей стали облачать в красивые наряды. Детские портреты занимали одно из самых лучших мест в доме. Так постепенно средневековая живопись была забыта. А в XIX веке и вовсе утвердился реализм.