26 декабря 2021 года в 06:27

Путешествие по самой длинной узкоколейке России

В Свердловской области есть уникальная узкоколейная железная дорога. На сегодняшний день она считается самой длинной не только в необъятной, но и во всем мире. Уникальны и вагоны. Понятно, что путешествие в обычном плацкарте - это такое себе удовольствие, а уж на узкоколейке - и подавно. Но есть и преимущество: великолепные виды из окна компенсируют любое неудобство.                                    





Смотреть все фото в галерее
Самая длинная узкоколейка в России и мире находится в Свердловской области. Алапаевскую узкоколейную железную дорогу (АУЖД) строили в конце 19 века для подвоза сырья на местные заводы.    
×


Ширина колеи здесь составляет 750 миллиметров. АУЖД потихоньку разрасталась до 1970 года и протянулась на целых 600 километров. Однако сегодня от прежнего величия осталось всего 147 километров по главной ветке и 27 километров в строну - итого, 174 км. Что, впрочем не мешает АУЖД оставаться одной из самых длинных узкоколейных маршрутов во всем мире.    


В основном поезда возят лес и материалы в два каким-то чудом уцелевших завода - фанерный комбинат в Верхней Синячихе и деревообрабатывающую фабрику в Алапаевске.    
Пассажирский вагон и вагон-лесовоз на станции Санкино Алапаевской узкоколейной железной дороги


Но есть у этих составов и еще одно важное предназначение - они, через лесную глушь, связывают с цивилизацией отдаленные населенные пункты, куда нет автомобильных дорог. Возят местных жителей в плацкарте и только ночью, такая экзотика есть только тут.    


Недавно один заядлый путешественник решил попробовать этой самой уходящей экзотики и поделился впечатлениями и фотографиями. Смотрим!    


Скорость у здешних поездов небольшая - 30-40 км/ч. Путь опасен и тернист, и разогнаться не позволяет. Потому на преодоление 147 километров уходит больше 7 часов.    




Рядом с конечной станцией (Калач) живут всего 10 человек, но разобрать узкоколейку или отменить маршрут значило бы оставить людей без врачей и продуктов - считайте, на верную смерть. На промежуточных станциях тоже людей проживает негусто. Но пассажиропоток у поездов хотя и маленький, но стабильный.    


Отправление поезда со станции Ельничная АУЖД


Впрочем, вряд ли многие местные жители сильно расстроятся, если АУЖД вдруг не станет. Ведь у местных Кулибиных есть собственные мотодрезины.    
Мотодрезина-"пионерка" на станции Угольная АУЖД


Мотодрезина-"пионерка" на станции Ельничная АУЖД


Мотодрезина-"пионерка" на станции Ельничная АУЖД


Гараж для мотодрезины-"пионерки" на станции Строкинка АУЖД


Еще в 2004 году маршрут железной дороги выглядел так


Сейчас остался только главный ход от Алапаевска до Калача, и единственное ответвление - на Березовку.    
Актуальное на осень 2020 года расписание движения поездов Алапаевской узкоколейной железной дороги. Впрочем, оно не менялось с 2017 года


Ночной поезд ходит от Алапаевска до Санкино. Он согласован с поездом Санкино - Калач. По субботам есть дневной "туристический" поезд из Алапаевска в Синячиху. По дням недели также назначаются поезда из Строкинки до Синячихи.    
Грузовые и служебные вагоны Алапаевской узкоколейной железной дороги в депо Алапаевска


Узкоколейная железная дорога начинается в Алапаевске, куда можно приехать из Екатеринбурга на пригородном поезде по широкой колее или на автобусе. В Алапаевске есть депо, вокзал и музей АУЖД.    
Депо в Алапаевске




Я посещал Алапаевскую узкоколейку в составе тура, ежегодно организуемого компанией "Поезд напрокат". Самостоятельно осмотреть дорогу тоже можно, но гораздо сложнее. Во-первых, по всему пути можно проехать только на ночном поезде. Дневные поезда есть лишь на некоторых участках. Во-вторых, организаторы тура договариваются с железной дорогой об остановках в самых интересных местах за пределами станций. Во время самостоятельной поездки вы вряд ли сможете уговорить машиниста "притормозить, чтобы сфоткать поезд на мосту", - рассказывает путешественник.    
Плацкартный вагон


Далеко не нам каждой станции есть залы ожидания, кассы и прочая "инфраструктура". Самая красивая станция находится в Синячихе.
Здесь располагался знаменитый Верхне-Синячинский завод по производству железной руды, на снабжение которого и работали узкоколейные поезда. Сейчас от завода ничего не осталось.    
Пассажирский поезд на станции Синячиха Алапаевской узкоколейной железной дороги


Восстановленная и отреставрированная станция Синячиха Алапаевской узкоколейной железной дороги


Зато мясные музейщики отреставрировали здание станции и придали ему былой дореволюционный лоск.    
Ручная дрезина для туристов на станции Синячиха Алапаевской узкоколейной железной дороги


Туристы могут побродить по зданию вокзала и покататься на дрезине.    




Рельсы, на которых можно увидеть оттиск 1895 года


Железнодорожный переезд возле станции Синячиха АУЖД


Следующая, заслуживающая внимания станция - Угольная. Она примечательна тем, что здесь сохранился и работает полноценный вокзал - с кассами и залом ожидания.    


Станция находится в черте поселка Верхняя Синячиха, и в перегоне от станций Угольной до Синячихи, поезд по сути становится городским транспортом. Тут даже есть свои малолетние зацеперы.    
Юный зацепер бежит за отправившимся поездом. Это единственное развлечение для детей здесь. Фото сделано из последнего вагона


На станции Угольная АУЖД


Местные жители на "пионерке"


Станция Угольная. Вид в сторону Калача


Сразу за Угольной - путепровод, где узкоколейка проходит над железной дорогой широкой колеи. Здесь же можно попрощаться с мобильной связью. Дальше если что-то и будет ловить, то только уральский оператор "Мотив", да и то далеко не везде.    
Пассажирский поезд Алапаевской узкоколейной железной дороги следует по путепроводу над линией широкой колеи


Вид с путепровода АУЖД на линию широкой колеи


Пассажирский поезд АУЖД следует по путепроводу над линией широкой колеи


Следующая остановка - Ельничная. Тоже крупная по местным меркам станция - кассами, залом ожидания и таксофоном. Здесь даже есть вайфай от "Ростелекома", правда, чтобы авторизоваться в нем нужно получить смс, но заветное сообщение не придет - связи нет.    


Касса в здании вокзала станции Ельничная Алапаевской узкоколейной железной дороги


Зал ожидания в здании вокзала станции Ельничная Алапаевской узкоколейной железной дороги


Депо Ельничная АУЖД


Следующая остановка - станция Строкинка. Раньше здесь была большая деревня, раскинувшаяся по обе стороны реки Строка. Однако сейчас мост развалился, и все, кто остался жить в деревне проживают на одном берегу.    
Пригородный поезд на берегу реки Строки, близ станции Строкинка Алапаевской узкоколейной железной дороги


Тот самый развалившийся мост


Река Строка. Вдали виден зеленый вагон и тепловоз пригородного поезда АУЖД


Редкий кадр: два поезда Алапаевской узкоколейной железной дороги друг за другом на станции Строкинка. Впереди - пригородный на один сидячий вагон, следом - туристический на два плацкартных вагона


Туристический поезд на станции Строкинка АУЖД


Пассажиры опаздывают к отправлению


Бывшее здание вокзала на станции Строкинка АУЖД


Тепловоз ТУ4


Вид на бывшее здание вокзала станции Строкинка АУЖД


Едем дальше и приезжаем в одно из самых живописных мест Алапаевской УЖД. К мосту через реку Кыртомка.    
Поезд Алапаевской узкоколейки следует по мосту через реку Кыртомку


В начале поста (5 фото) запечатлен этот самый мост. Сейчас он выглядит не так "атмосферно", так как его отремонтировали.    
Поезд Алапаевской узкоколейки следует по мосту через реку Кыртомку. Быки впечатляют! Должно быть, ледоход тут сильный!




Река Кыртомка. Вид с железнодорожного моста Алапаевской УЖД


Разъезд на станции Муратково АУЖД


Бывшие пристанционные постройки на станции Муратково АУЖД


Здание вокзала на станции Муратково Алапаевской узкоколейной железной дороги


Колодец возле вокзала станции Муратково АУЖД


Туристический поезд на станции Муратково Алапаевской узкоколейной железной дороги


Следующая остановка - станция Санкино. Здесь расположено третье депо. И именно до Санкино ходит ночной поезд №1/2 с плацкартными вагонами из Алапаевска. Поселок Санкино - достаточно крупный по местным меркам. Когда-то число жителей тут измерялось тысячами, сейчас - больше сотни. Есть даже школа.    
Грузовые и пассажирские вагоны возле депо станции Санкино Алапаевской узкоколейной железной дороги




Туристический поезд на станции Санкино. Вдали стоит пассажирский вагон, который ходит до станции Калач АУЖД


Туристический поезд на станции Санкино. Вдали стоит пассажирский вагон, который ходит до станции Калач АУЖД


Вокзал станции Санкино АУЖД. Внутри все, как положено: касса, зал ожидания и дежурная по станции


Железнодорожный мост Алапаевской узкоколейной железной дороги через реку Туру


О силе реки Туры и подъеме воды в половодье можно судить по количеству деревьев, оставленных на быках моста


Следующий мост - через Санкину речку, местами весьма заболоченную.


Тепловоз с туристическим поездом следует по мосту АУЖД через Санкину реку


Мост Алапаевской узкоколейной железной дороги через Санкину реку


Следующая остановка - конечная, Калач.    
Здание бывшего сельсовета в деревне Санкино, близ одноименной станции АУЖД


Чтобы добраться из Алапаевска до Калача, нужно почти восемь часов. Калач - весьма любопытная деревня. Здесь живут с десяток человек, но есть и станция с поездом, и магазин, и таксофон, и даже свой дизель-генератор, который дает электричество на несколько часов по вечерам.
Дома тут старинные и добротные, построенные еще явно по дореволюционным стандартам. Есть крытые дворы и срубы, доходящие прямо до крыши.    
Спутниковый таксофон в деревне Санкино, близ одноименной станции Алапаевской узкоколейной железной дороги




Постройки здесь не стесняются делать из бывших вагонов


Поезд на станции Санкино Алапаевской узкоколейной железной дороги


Вокзал станции Санкино АУЖД, он же магазин


Самый добротный дом в деревне Калач




Постройки в деревне Калач




Жилой двор по "старым стандартам": ворота здесь крытые


Жилые дома в деревне Калач. Судя по наличию антенны, телевизор здесь смотрят


В общем, если хотите увидеть настоящий заповедник российской сельской жизни - без всяких прикрас, но и со своими красотами и шармом, которые трудно где-либо еще застать - вы знаете, что делать!    
Вот фото для тех, кто хотел увидеть узкоколейный плацкарт изнутри












Есть и новые вагоны


Но их здесь не очень любят...


Самая длинная узкоколейка в России и мире находится в Свердловской области. Алапаевскую узкоколейную железную дорогу (АУЖД) строили в конце 19 века для подвоза сырья на местные заводы.    
Ширина колеи здесь составляет 750 миллиметров. АУЖД потихоньку разрасталась до 1970 года и протянулась на целых 600 километров. Однако сегодня от прежнего величия осталось всего 147 километров по главной ветке и 27 километров в строну - итого, 174 км. Что, впрочем не мешает АУЖД оставаться одной из самых длинных узкоколейных маршрутов во всем мире.    
В основном поезда возят лес и материалы в два каким-то чудом уцелевших завода - фанерный комбинат в Верхней Синячихе и деревообрабатывающую фабрику в Алапаевске.    
Но есть у этих составов и еще одно важное предназначение - они, через лесную глушь, связывают с цивилизацией отдаленные населенные пункты, куда нет автомобильных дорог. Возят местных жителей в плацкарте и только ночью, такая экзотика есть только тут.    
Недавно один заядлый путешественник решил попробовать этой самой уходящей экзотики и поделился впечатлениями и фотографиями. Смотрим!    
Скорость у здешних поездов небольшая - 30-40 км/ч. Путь опасен и тернист, и разогнаться не позволяет. Потому на преодоление 147 километров уходит больше 7 часов.    
Рядом с конечной станцией (Калач) живут всего 10 человек, но разобрать узкоколейку или отменить маршрут значило бы оставить людей без врачей и продуктов - считайте, на верную смерть. На промежуточных станциях тоже людей проживает негусто. Но пассажиропоток у поездов хотя и маленький, но стабильный.    
Впрочем, вряд ли многие местные жители сильно расстроятся, если АУЖД вдруг не станет. Ведь у местных Кулибиных есть собственные мотодрезины.    
Сейчас остался только главный ход от Алапаевска до Калача, и единственное ответвление - на Березовку.    
Ночной поезд ходит от Алапаевска до Санкино. Он согласован с поездом Санкино - Калач. По субботам есть дневной "туристический" поезд из Алапаевска в Синячиху. По дням недели также назначаются поезда из Строкинки до Синячихи.    
Узкоколейная железная дорога начинается в Алапаевске, куда можно приехать из Екатеринбурга на пригородном поезде по широкой колее или на автобусе. В Алапаевске есть депо, вокзал и музей АУЖД.    
Я посещал Алапаевскую узкоколейку в составе тура, ежегодно организуемого компанией "Поезд напрокат". Самостоятельно осмотреть дорогу тоже можно, но гораздо сложнее. Во-первых, по всему пути можно проехать только на ночном поезде. Дневные поезда есть лишь на некоторых участках. Во-вторых, организаторы тура договариваются с железной дорогой об остановках в самых интересных местах за пределами станций. Во время самостоятельной поездки вы вряд ли сможете уговорить машиниста "притормозить, чтобы сфоткать поезд на мосту", - рассказывает путешественник.    
Далеко не нам каждой станции есть залы ожидания, кассы и прочая "инфраструктура". Самая красивая станция находится в Синячихе.
Здесь располагался знаменитый Верхне-Синячинский завод по производству железной руды, на снабжение которого и работали узкоколейные поезда. Сейчас от завода ничего не осталось.    
Зато мясные музейщики отреставрировали здание станции и придали ему былой дореволюционный лоск.    
Туристы могут побродить по зданию вокзала и покататься на дрезине.    
Следующая, заслуживающая внимания станция - Угольная. Она примечательна тем, что здесь сохранился и работает полноценный вокзал - с кассами и залом ожидания.    
Станция находится в черте поселка Верхняя Синячиха, и в перегоне от станций Угольной до Синячихи, поезд по сути становится городским транспортом. Тут даже есть свои малолетние зацеперы.    
Сразу за Угольной - путепровод, где узкоколейка проходит над железной дорогой широкой колеи. Здесь же можно попрощаться с мобильной связью. Дальше если что-то и будет ловить, то только уральский оператор "Мотив", да и то далеко не везде.    
Следующая остановка - Ельничная. Тоже крупная по местным меркам станция - кассами, залом ожидания и таксофоном. Здесь даже есть вайфай от "Ростелекома", правда, чтобы авторизоваться в нем нужно получить смс, но заветное сообщение не придет - связи нет.    
Следующая остановка - станция Строкинка. Раньше здесь была большая деревня, раскинувшаяся по обе стороны реки Строка. Однако сейчас мост развалился, и все, кто остался жить в деревне проживают на одном берегу.    
Едем дальше и приезжаем в одно из самых живописных мест Алапаевской УЖД. К мосту через реку Кыртомка.    
В начале поста (5 фото) запечатлен этот самый мост. Сейчас он выглядит не так "атмосферно", так как его отремонтировали.    
Следующая остановка - станция Санкино. Здесь расположено третье депо. И именно до Санкино ходит ночной поезд №1/2 с плацкартными вагонами из Алапаевска. Поселок Санкино - достаточно крупный по местным меркам. Когда-то число жителей тут измерялось тысячами, сейчас - больше сотни. Есть даже школа.    
Следующая остановка - конечная, Калач.    
Чтобы добраться из Алапаевска до Калача, нужно почти восемь часов. Калач - весьма любопытная деревня. Здесь живут с десяток человек, но есть и станция с поездом, и магазин, и таксофон, и даже свой дизель-генератор, который дает электричество на несколько часов по вечерам.
Дома тут старинные и добротные, построенные еще явно по дореволюционным стандартам. Есть крытые дворы и срубы, доходящие прямо до крыши.    
В общем, если хотите увидеть настоящий заповедник российской сельской жизни - без всяких прикрас, но и со своими красотами и шармом, которые трудно где-либо еще застать - вы знаете, что делать!    
Loading...

Чтобы оставить комментарий, необходимо авторизоваться:


Смотри также

Так светло жизнь в деревне еще никто не снимал Овцебык: Титан Арктики. Как возможно выживание в условиях сверхнизких температур и лета в 1 месяц? 35 примеров исключительных неудач на работе Россиянин выхватил кота из лап смерти Смешные и познавательные картинки Знаменитости, которые не стесняются своего тела и открыто показывают дефекты В Курске женщина прокатила троих детей на крыше автомобиля Русское Устье — одно из самых уникальных сёл России Взрыв газового баллона на АЗС в Бразилии Золотоискатель вырыл 40-метровую яму под своим домом и провалился