10 января 2022 года в 08:50

5 амбициозных проектов СССР, которые так и не были реализованы

Страна гигантов - эпитет, который как нельзя лучше подходит для определения СССР. Там воплощались идеи, опережавшие своё время на целые столетия. Советские ученые разработали множество грандиозных проектов, которые хоть и признавались гениальными, но по ряду причин были свёрнуты.                                    





Смотреть все фото в галерее


Как отечественные конструкторы пытались изменить мир, и почему их замыслы, так и не были воплощены в реальность?


Шаропоезд    
×


Проект, предложенный Николаем Ярмольчуком в 1929 году. Представлял собой монорельс на шарообразных колесах со встроенными электродвигателями внутри. Передвигаться чудо инженерной мысли должно было по бетонному полукруглому желобу. Предполагалось, машина будет развивать скорость до 300 км/ч.
К несчастью для Ярмольчука, в 1933 году экспертная комиссия обнаружила

серьезные недостатки модели. Зимой бетонный желоб покрывался наледью и движение на предельной скорости становилось опасным.
Вдобавок прокладка нового пути и налаживание производства двигателей для поезда требовали огромных денежных средств. Проект получил оценку "экономически невыгодный" и был закрыт.


Терра-3    


Конструкция представляла собой экспериментальный комплекс противоракетной и противокосмической обороны, базировавшийся на лазерном оружии. Проект получил развитие с 1965 года и показал противоречивые результаты.
Терра-3 могла находить и уточнять координаты космических спутников, а также поражать их светочувствительную аппаратуру. Однако

для уничтожения вражеских боеголовок мощности луча не хватало. В 1992 году разработки в этом направлении были прекращены.
Впрочем, как заявил руководитель проекта Николай Басов, отрицательный результат - это тоже результат. Отечественные инженеры выяснили, что использовать лазер в качестве ПРО не смогут ни они, ни кто либо другой: технология и так опережала своё время.


Башня Никитина - Травуша    


Один из самых высоких из когда-либо спроектированных небоскрёбов с расчетной высотой 4000 метров. Работа над программой началась в 1966 году под руководством советских ученых Николая Никитина и Владимира Травуша.
Небоскрёб проектировался для Японии и должен был стать жилым зданием для 500 тысяч человек. Проект учитывал сложности возведения инженерных коммуникаций и систем жизнеобеспечения. В расчёт также брались повышенная сейсмоактивность японских островов и частота ураганных ветров.
Однако в 1969 году проект закрыли ввиду

слишком высокой стоимости. Чертежи легли в основу других планируемых зданий, однако их так никто и не построил: слишком дорогое удовольствие.


Лунная база "Звезда"    


Жилая база для 9 космонавтов, состоящая из командного пункта, научной лаборатории, склада, мастерской, спортзала с медпунктом, кухней со столовой и трёх жилых отсеков.
Проект был подготовлен к 1971 году. Предполагалось, энергию для базы должен был производить ядерный реактор. Воду советские учёные планировали производить на месте: кислород извлекать из местного грунта, а лёгкий водород везти с собой.
Помимо всего прочего, "Звезда" предусматривала наличие буровой установки и тягача, который бы позволил перемещать станцию с места на место. Стоимость проекта была оценена в

50 миллиардов рублей или более 80 миллиардов долларов. Таких денег страна найти не смогла, и программу закрыли.


ЭКИП    


Многофункциональный безаэродромный летательный аппарат, внешне напоминающий летающую тарелку. Был изобретён авиаконструктором Львом Щукиным в начале 1980-х годов. Аппарат способен лететь на высоте от 3 до 10 км на скорости до 610 км/ч. Предельная дальность полета - 6000 км.
Из-за особенностей аэродинамического строения по схеме "несущее крыло" аппарат был вместительней обычного самолета, экономично расходовал топливо, а главное, был дешевле в производстве.
ЭКИП модифицировали под множество целей. В один из проектов помещалось до 1200 человек! Машину также планировали поставить на вооружение. Построенная из карбона, она была малозаметной для акустических, тепловых и радиолокационных приборов.


В СССР проект вызвал невероятный интерес, а вот России оказался не нужен. В 2000-х годах российские конструкторы нашли инвесторов в США. Однако американцы наотрез отказались финансировать производство машин в России, требуя создания заводов исключительно в Штатах.
К сожалению, массовым летательный аппарат так и не стал. Опытные образцы изучались в европейских и российских исследовательских лабораториях и с 2011 года находятся в Военно-Техническом Музее (село Ивановское, Московская область).


Советские инженеры и учёные создали сотни проектов, которые так и не вышли на массовое производство. Одни были экономически нерентабельными, другим не хватало технологий из-за опережения времени. Будем лишь надеяться, что однажды о них вспомнят и реализуют, чтобы мы смогли увидеть их в действии!


Как отечественные конструкторы пытались изменить мир, и почему их замыслы, так и не были воплощены в реальность?


Шаропоезд    
Проект, предложенный Николаем Ярмольчуком в 1929 году. Представлял собой монорельс на шарообразных колесах со встроенными электродвигателями внутри. Передвигаться чудо инженерной мысли должно было по бетонному полукруглому желобу. Предполагалось, машина будет развивать скорость до 300 км/ч.
К несчастью для Ярмольчука, в 1933 году экспертная комиссия обнаружила

серьезные недостатки модели. Зимой бетонный желоб покрывался наледью и движение на предельной скорости становилось опасным.
Вдобавок прокладка нового пути и налаживание производства двигателей для поезда требовали огромных денежных средств. Проект получил оценку "экономически невыгодный" и был закрыт.


Терра-3    
Конструкция представляла собой экспериментальный комплекс противоракетной и противокосмической обороны, базировавшийся на лазерном оружии. Проект получил развитие с 1965 года и показал противоречивые результаты.
Терра-3 могла находить и уточнять координаты космических спутников, а также поражать их светочувствительную аппаратуру. Однако

для уничтожения вражеских боеголовок мощности луча не хватало. В 1992 году разработки в этом направлении были прекращены.
Впрочем, как заявил руководитель проекта Николай Басов, отрицательный результат - это тоже результат. Отечественные инженеры выяснили, что использовать лазер в качестве ПРО не смогут ни они, ни кто либо другой: технология и так опережала своё время.


Башня Никитина - Травуша    
Один из самых высоких из когда-либо спроектированных небоскрёбов с расчетной высотой 4000 метров. Работа над программой началась в 1966 году под руководством советских ученых Николая Никитина и Владимира Травуша.
Небоскрёб проектировался для Японии и должен был стать жилым зданием для 500 тысяч человек. Проект учитывал сложности возведения инженерных коммуникаций и систем жизнеобеспечения. В расчёт также брались повышенная сейсмоактивность японских островов и частота ураганных ветров.
Однако в 1969 году проект закрыли ввиду

слишком высокой стоимости. Чертежи легли в основу других планируемых зданий, однако их так никто и не построил: слишком дорогое удовольствие.


Лунная база "Звезда"    
Жилая база для 9 космонавтов, состоящая из командного пункта, научной лаборатории, склада, мастерской, спортзала с медпунктом, кухней со столовой и трёх жилых отсеков.
Проект был подготовлен к 1971 году. Предполагалось, энергию для базы должен был производить ядерный реактор. Воду советские учёные планировали производить на месте: кислород извлекать из местного грунта, а лёгкий водород везти с собой.
Помимо всего прочего, "Звезда" предусматривала наличие буровой установки и тягача, который бы позволил перемещать станцию с места на место. Стоимость проекта была оценена в

50 миллиардов рублей или более 80 миллиардов долларов. Таких денег страна найти не смогла, и программу закрыли.


ЭКИП    
Многофункциональный безаэродромный летательный аппарат, внешне напоминающий летающую тарелку. Был изобретён авиаконструктором Львом Щукиным в начале 1980-х годов. Аппарат способен лететь на высоте от 3 до 10 км на скорости до 610 км/ч. Предельная дальность полета - 6000 км.
Из-за особенностей аэродинамического строения по схеме "несущее крыло" аппарат был вместительней обычного самолета, экономично расходовал топливо, а главное, был дешевле в производстве.
ЭКИП модифицировали под множество целей. В один из проектов помещалось до 1200 человек! Машину также планировали поставить на вооружение. Построенная из карбона, она была малозаметной для акустических, тепловых и радиолокационных приборов.


В СССР проект вызвал невероятный интерес, а вот России оказался не нужен. В 2000-х годах российские конструкторы нашли инвесторов в США. Однако американцы наотрез отказались финансировать производство машин в России, требуя создания заводов исключительно в Штатах.
К сожалению, массовым летательный аппарат так и не стал. Опытные образцы изучались в европейских и российских исследовательских лабораториях и с 2011 года находятся в Военно-Техническом Музее (село Ивановское, Московская область).


Советские инженеры и учёные создали сотни проектов, которые так и не вышли на массовое производство. Одни были экономически нерентабельными, другим не хватало технологий из-за опережения времени. Будем лишь надеяться, что однажды о них вспомнят и реализуют, чтобы мы смогли увидеть их в действии!
Loading...

Чтобы оставить комментарий, необходимо авторизоваться:


Смотри также

Не обиссуй чефировать но зат, сомэц Мужчина разводит пчёл на крыше многоэтажки 30 главных достопримечательностей Московской области Цапля решила похитить улов рыбака Женские обсуждения на форумах, которые лучше никогда не читать 5 ответов на важные вопросы о родинках на нашем теле Гимнастка сделала шпагат без страховки на высоте 700 метров под Новосибирском Как к Кощею Мама приезжала Как решить проблему мусора? Адекватность Спасибо за бдительность ПрЕкол77 Поддельный диплом у кандидата ЕР… Куда миллионы бангладешцев едут верхом на поездах и кораблях