10 января 2022 года в 08:50

5 амбициозных проектов СССР, которые так и не были реализованы

Страна гигантов - эпитет, который как нельзя лучше подходит для определения СССР. Там воплощались идеи, опережавшие своё время на целые столетия. Советские ученые разработали множество грандиозных проектов, которые хоть и признавались гениальными, но по ряду причин были свёрнуты.                                    





Смотреть все фото в галерее


Как отечественные конструкторы пытались изменить мир, и почему их замыслы, так и не были воплощены в реальность?


Шаропоезд    
×


Проект, предложенный Николаем Ярмольчуком в 1929 году. Представлял собой монорельс на шарообразных колесах со встроенными электродвигателями внутри. Передвигаться чудо инженерной мысли должно было по бетонному полукруглому желобу. Предполагалось, машина будет развивать скорость до 300 км/ч.
К несчастью для Ярмольчука, в 1933 году экспертная комиссия обнаружила

серьезные недостатки модели. Зимой бетонный желоб покрывался наледью и движение на предельной скорости становилось опасным.
Вдобавок прокладка нового пути и налаживание производства двигателей для поезда требовали огромных денежных средств. Проект получил оценку "экономически невыгодный" и был закрыт.


Терра-3    


Конструкция представляла собой экспериментальный комплекс противоракетной и противокосмической обороны, базировавшийся на лазерном оружии. Проект получил развитие с 1965 года и показал противоречивые результаты.
Терра-3 могла находить и уточнять координаты космических спутников, а также поражать их светочувствительную аппаратуру. Однако

для уничтожения вражеских боеголовок мощности луча не хватало. В 1992 году разработки в этом направлении были прекращены.
Впрочем, как заявил руководитель проекта Николай Басов, отрицательный результат - это тоже результат. Отечественные инженеры выяснили, что использовать лазер в качестве ПРО не смогут ни они, ни кто либо другой: технология и так опережала своё время.


Башня Никитина - Травуша    


Один из самых высоких из когда-либо спроектированных небоскрёбов с расчетной высотой 4000 метров. Работа над программой началась в 1966 году под руководством советских ученых Николая Никитина и Владимира Травуша.
Небоскрёб проектировался для Японии и должен был стать жилым зданием для 500 тысяч человек. Проект учитывал сложности возведения инженерных коммуникаций и систем жизнеобеспечения. В расчёт также брались повышенная сейсмоактивность японских островов и частота ураганных ветров.
Однако в 1969 году проект закрыли ввиду

слишком высокой стоимости. Чертежи легли в основу других планируемых зданий, однако их так никто и не построил: слишком дорогое удовольствие.


Лунная база "Звезда"    


Жилая база для 9 космонавтов, состоящая из командного пункта, научной лаборатории, склада, мастерской, спортзала с медпунктом, кухней со столовой и трёх жилых отсеков.
Проект был подготовлен к 1971 году. Предполагалось, энергию для базы должен был производить ядерный реактор. Воду советские учёные планировали производить на месте: кислород извлекать из местного грунта, а лёгкий водород везти с собой.
Помимо всего прочего, "Звезда" предусматривала наличие буровой установки и тягача, который бы позволил перемещать станцию с места на место. Стоимость проекта была оценена в

50 миллиардов рублей или более 80 миллиардов долларов. Таких денег страна найти не смогла, и программу закрыли.


ЭКИП    


Многофункциональный безаэродромный летательный аппарат, внешне напоминающий летающую тарелку. Был изобретён авиаконструктором Львом Щукиным в начале 1980-х годов. Аппарат способен лететь на высоте от 3 до 10 км на скорости до 610 км/ч. Предельная дальность полета - 6000 км.
Из-за особенностей аэродинамического строения по схеме "несущее крыло" аппарат был вместительней обычного самолета, экономично расходовал топливо, а главное, был дешевле в производстве.
ЭКИП модифицировали под множество целей. В один из проектов помещалось до 1200 человек! Машину также планировали поставить на вооружение. Построенная из карбона, она была малозаметной для акустических, тепловых и радиолокационных приборов.


В СССР проект вызвал невероятный интерес, а вот России оказался не нужен. В 2000-х годах российские конструкторы нашли инвесторов в США. Однако американцы наотрез отказались финансировать производство машин в России, требуя создания заводов исключительно в Штатах.
К сожалению, массовым летательный аппарат так и не стал. Опытные образцы изучались в европейских и российских исследовательских лабораториях и с 2011 года находятся в Военно-Техническом Музее (село Ивановское, Московская область).


Советские инженеры и учёные создали сотни проектов, которые так и не вышли на массовое производство. Одни были экономически нерентабельными, другим не хватало технологий из-за опережения времени. Будем лишь надеяться, что однажды о них вспомнят и реализуют, чтобы мы смогли увидеть их в действии!


Как отечественные конструкторы пытались изменить мир, и почему их замыслы, так и не были воплощены в реальность?


Шаропоезд    
Проект, предложенный Николаем Ярмольчуком в 1929 году. Представлял собой монорельс на шарообразных колесах со встроенными электродвигателями внутри. Передвигаться чудо инженерной мысли должно было по бетонному полукруглому желобу. Предполагалось, машина будет развивать скорость до 300 км/ч.
К несчастью для Ярмольчука, в 1933 году экспертная комиссия обнаружила

серьезные недостатки модели. Зимой бетонный желоб покрывался наледью и движение на предельной скорости становилось опасным.
Вдобавок прокладка нового пути и налаживание производства двигателей для поезда требовали огромных денежных средств. Проект получил оценку "экономически невыгодный" и был закрыт.


Терра-3    
Конструкция представляла собой экспериментальный комплекс противоракетной и противокосмической обороны, базировавшийся на лазерном оружии. Проект получил развитие с 1965 года и показал противоречивые результаты.
Терра-3 могла находить и уточнять координаты космических спутников, а также поражать их светочувствительную аппаратуру. Однако

для уничтожения вражеских боеголовок мощности луча не хватало. В 1992 году разработки в этом направлении были прекращены.
Впрочем, как заявил руководитель проекта Николай Басов, отрицательный результат - это тоже результат. Отечественные инженеры выяснили, что использовать лазер в качестве ПРО не смогут ни они, ни кто либо другой: технология и так опережала своё время.


Башня Никитина - Травуша    
Один из самых высоких из когда-либо спроектированных небоскрёбов с расчетной высотой 4000 метров. Работа над программой началась в 1966 году под руководством советских ученых Николая Никитина и Владимира Травуша.
Небоскрёб проектировался для Японии и должен был стать жилым зданием для 500 тысяч человек. Проект учитывал сложности возведения инженерных коммуникаций и систем жизнеобеспечения. В расчёт также брались повышенная сейсмоактивность японских островов и частота ураганных ветров.
Однако в 1969 году проект закрыли ввиду

слишком высокой стоимости. Чертежи легли в основу других планируемых зданий, однако их так никто и не построил: слишком дорогое удовольствие.


Лунная база "Звезда"    
Жилая база для 9 космонавтов, состоящая из командного пункта, научной лаборатории, склада, мастерской, спортзала с медпунктом, кухней со столовой и трёх жилых отсеков.
Проект был подготовлен к 1971 году. Предполагалось, энергию для базы должен был производить ядерный реактор. Воду советские учёные планировали производить на месте: кислород извлекать из местного грунта, а лёгкий водород везти с собой.
Помимо всего прочего, "Звезда" предусматривала наличие буровой установки и тягача, который бы позволил перемещать станцию с места на место. Стоимость проекта была оценена в

50 миллиардов рублей или более 80 миллиардов долларов. Таких денег страна найти не смогла, и программу закрыли.


ЭКИП    
Многофункциональный безаэродромный летательный аппарат, внешне напоминающий летающую тарелку. Был изобретён авиаконструктором Львом Щукиным в начале 1980-х годов. Аппарат способен лететь на высоте от 3 до 10 км на скорости до 610 км/ч. Предельная дальность полета - 6000 км.
Из-за особенностей аэродинамического строения по схеме "несущее крыло" аппарат был вместительней обычного самолета, экономично расходовал топливо, а главное, был дешевле в производстве.
ЭКИП модифицировали под множество целей. В один из проектов помещалось до 1200 человек! Машину также планировали поставить на вооружение. Построенная из карбона, она была малозаметной для акустических, тепловых и радиолокационных приборов.


В СССР проект вызвал невероятный интерес, а вот России оказался не нужен. В 2000-х годах российские конструкторы нашли инвесторов в США. Однако американцы наотрез отказались финансировать производство машин в России, требуя создания заводов исключительно в Штатах.
К сожалению, массовым летательный аппарат так и не стал. Опытные образцы изучались в европейских и российских исследовательских лабораториях и с 2011 года находятся в Военно-Техническом Музее (село Ивановское, Московская область).


Советские инженеры и учёные создали сотни проектов, которые так и не вышли на массовое производство. Одни были экономически нерентабельными, другим не хватало технологий из-за опережения времени. Будем лишь надеяться, что однажды о них вспомнят и реализуют, чтобы мы смогли увидеть их в действии!

Чтобы оставить комментарий, необходимо авторизоваться:


Смотри также

Единственный в своем роде: как выглядит советский экраноплан Как играете в Super Mario в шлеме виртуальной реальности Проект Семь пятниц на неделе #186. Сегодня день рождения того самого Шредингера Диснеевская мимика Схема… 60-летняя Деми Мур показала фигуру в миниатюрном купальнике Анимация против физики и математики Очередное честное и яркое интервью российского хоккеиста 23 интересных факта о мультсериале Рабочий взорвал американские чарты Почему в магазинах в Южной Корее продается много сушёной рыбы Девушка, едва уцелевшая в  Доработанный Toyota Land Cruiser 1980 года Тома Хэнкса отправляется на аукцион Обыкновенная белка: факты о грызуне, которые вы могли не знать