21 февраля 2022 года в 22:06

Русский финн, который построил Городок чекистов в Свердловске: удивительная история Ивана Антонова

В 1887 году в финском тогда еще городе Выборге родился мальчик по имени Йоханнес Антонов. Тогда он еще не знал, что в будущем его ждет удивительная судьба. Как минимум потому, что он станет главным зодчим уральских строек ОГПУ.                                    





Смотреть все фото в галерее
Йоханнес Антонов (позже взял имя Иван) появился на свет относительно недалеко от Санкт-Петербурга в семье русских предпринимателей. После окончания Выборгского реального лицея он отправился покорять столицу, Петербург, где поступил в императорскую академию художеств. Там он учился на архитектурном отделении.
Когда грянула революция, Иван был уже взрослым состоявшимся мужчиной. В 1917 году Финляндия провозглашает полную независимость от Советской России. В это же время Антонов защищает диплом - проект здания военно-исторического музея.    
×


В Петрограде не получилось остаться: столица была потрясена революцией, и поэтому найти какую-нибудь работу было трудно. В итоге он решил уехать назад в Выборг, где нашел работу преподавателя рисунка и черчения. Там же он женился на Евгении Бердяевой, которая приходилась родственницей известному русскому философу Николаю Бердяеву.
При этом, даже живя в независимой Финляндии, Антонов активно общался с его знакомыми архитекторами. Однажды, в 1926 году, его знакомый Иван Фомин приглашает его поработать в только что открывшемся филиале Ленинградского института по проектирования металлозаводов в Свердловске. Иван Фомин, на секундочку, это академик архитектуры и один из основателей советского монументального классицизма.
Уже в 1926 году Антонов прибывает на Урал и начинает работать. А через год за ним перебирается и Евгения.
 
И первое время там архитектор проектирует исключительно индустриальные здания. Среди них были ранние проекты правления, проходной школы фабрично-заводского ученичества Уралмаша, цеха заводов Магнитогорска и много чего еще.
Конечно, Антонов работал не один. С ним на Урал приехали еще несколько архитекторов из Ленинграда. Антонов же руководил ими как архитектор-художник. То есть по сути своей, он был дизайнером. А вот все его коллеги были архитекторами-строителями и инженерами.    


Школа ФЗУ Уралмаша    
Среди его проектов были и гражданские здания. Так, в конце 1920-х он разрабатывает Клуб пищевиков, который впоследствии, во время Великой Отечественной войны, станет временным пристанищем для ценностей из Эрмитажа. А после войны его украсили в духе сталинской неоклассики. Однако фасады, смотрящие во двор, все еще стоят в оригинальном виде.
 
В мае 1928 года Антонов переходит на работу в ОГПУ (позднее - НКВД). Тогда на Урале органом руководил Герман Матсон, с которым у Антонова были приятельские отношения, и потому архитектор смог в полной мере реализовать себя.
В итоге Антонову доверили проектирование целых двух жилых комбинатов ОГПУ -- №1 и №2. Сейчас это Второй дом советов и Городок чекистов.    


Первый жилой комбинат стал первым и последним домом в стиле своеобразного симбиоза уральского авангарда и северного модерна. То есть Антонов совместил стиль Петербурга (а еще Норвегии, Швеции и Финляндии) с уральской душой.
К сожалению, до наших дней не дошла оригинальная окраска дома. Основная часть здания изначально была окрашена серой штукатуркой, детали эркеров и лестничные выступы окрасили в черный цвет, а под балконами и карнизами пространства оставались оранжевого цвета.    


По сути своей, это был первый небоскреб на Урале: башня в целых 12 этажей! Но тогда не все оценили такое новшество. Другие архитекторы считали, что башня может просто не выдержать нагрузки, и даже шли к начальству со своими опасениями. Однако математические расчеты подтвердили, что башня выстоит.    


Это был этакий аналог московского Дома на набережной: его заселили представители политической элиты, да и сам Антонов получил квартиру в этом доме. С женой они жили там около двух лет.
Впоследствии две трети жильцов уедут в места не столь отдаленные. Сейчас дом выглядит все так же величественно.    


Второй дом советов в свое время был самым высоким домом Свердловска    
Жилой комбинат №2, в свою очередь, построили к 1936 году. Это, можно сказать, был целый жилой комплекс в едином стиле, что было редкостью для того времени. Тут были и жилые дома, и общежитие, и даже больницы, школы, детский сад и ясли, санчасть. Тут же построили клуб, который затем стал Дворцом культуры им. Дзержинского. Там были библиотека, кинотеатр, творческие кружки.
Оба комбината проектировались без кухонь. Почему? А потому, что одной из целей было как раз максимально разгрузить домашнее хозяйство. То есть жильцы должны были питаться в столовой или вовсе заказывать еду на дом.    


Столовая, к слову, тут тоже была. Как и прачечная и котельная.    


К сожалению, в дальнейшем Антонов уехал из страны. В 1931 году Германа Матсона перевели в Белоруссию, а на его место пришел Григорий Рапопорт.
И если Матсон относился к Антонову с доверием, то Рапопорт с подозрением относился к финскому гражданину. Однажды на совещании он и вовсе сказал, просматривая личное дело Антонова: "Как на таком высоком месте может работать финский шпион?"    


Уже спустя два года, в 1933 году, Антонову не стали продлевать вид на жительство. Поэтому он всерьез начал опасаться репрессий, и в итоге вместе с женой они уехали в Ленинград. А уже оттуда - в Выборг, домой.
В Финляндии тоже все складывалось не так просто: семейная пара, приехавшая из Советского Союза, выглядела подозрительно. Поэтому их начали подозревать в шпионаже в пользу СССР.
Ивану Павловичу пришлось даже изменить имя на Юхани. Чуть позже он встретил своего старого знакомого по Выборгскому лицею, Ялмари Ланкинена, который устроил советского архитектора к себе в бюро. Всю оставшуюся жизнь художник так и проработал как рядовой проектировщик.
Начиная с 1930-х годов архитектурный почерк бюро Ланкинена изменился: на смену более традиционному стилю пришел строгий функционализм. И это явно совпадает с приходом Антонова. За время его работы в Выборге была построена церковь при кладбище в Таммисуо, приют Ита Тоукола (оба не сохранились) и грузовой терминал (сейчас заброшен). Одноэтажные жилые дома для врачей в больничном комплексе в финском городе Иматра - один из самых крупных реализованных в 1930-е годы проектов бюро - напоминают жилые корпуса Городка чекистов (стоят под углом и имеют односкатную крышу).
В 1944 году, когда Выборг окончательно вошел в состав СССР, бюро Ланкинена перебралось в финский город Лахти. В 1947 году там был построен кооперативный дом, в котором поселились архитекторы - подчиненные Ланкинена, в том числе семья Ивана Антонова.
Последней работой Антонова был интерьер в Доме рабочих в Лахти, созданный в 1965 году. Через два года, в возрасте 80 лет, архитектор умер. Антонов часто говорил в кругу семьи, что свои лучшие здания построил именно на Урале. Он похоронен в Финляндии.    
Йоханнес Антонов (позже взял имя Иван) появился на свет относительно недалеко от Санкт-Петербурга в семье русских предпринимателей. После окончания Выборгского реального лицея он отправился покорять столицу, Петербург, где поступил в императорскую академию художеств. Там он учился на архитектурном отделении.
Когда грянула революция, Иван был уже взрослым состоявшимся мужчиной. В 1917 году Финляндия провозглашает полную независимость от Советской России. В это же время Антонов защищает диплом - проект здания военно-исторического музея.    
В Петрограде не получилось остаться: столица была потрясена революцией, и поэтому найти какую-нибудь работу было трудно. В итоге он решил уехать назад в Выборг, где нашел работу преподавателя рисунка и черчения. Там же он женился на Евгении Бердяевой, которая приходилась родственницей известному русскому философу Николаю Бердяеву.
При этом, даже живя в независимой Финляндии, Антонов активно общался с его знакомыми архитекторами. Однажды, в 1926 году, его знакомый Иван Фомин приглашает его поработать в только что открывшемся филиале Ленинградского института по проектирования металлозаводов в Свердловске. Иван Фомин, на секундочку, это академик архитектуры и один из основателей советского монументального классицизма.
Уже в 1926 году Антонов прибывает на Урал и начинает работать. А через год за ним перебирается и Евгения.
 
И первое время там архитектор проектирует исключительно индустриальные здания. Среди них были ранние проекты правления, проходной школы фабрично-заводского ученичества Уралмаша, цеха заводов Магнитогорска и много чего еще.
Конечно, Антонов работал не один. С ним на Урал приехали еще несколько архитекторов из Ленинграда. Антонов же руководил ими как архитектор-художник. То есть по сути своей, он был дизайнером. А вот все его коллеги были архитекторами-строителями и инженерами.    
Школа ФЗУ Уралмаша    
Среди его проектов были и гражданские здания. Так, в конце 1920-х он разрабатывает Клуб пищевиков, который впоследствии, во время Великой Отечественной войны, станет временным пристанищем для ценностей из Эрмитажа. А после войны его украсили в духе сталинской неоклассики. Однако фасады, смотрящие во двор, все еще стоят в оригинальном виде.
 
В мае 1928 года Антонов переходит на работу в ОГПУ (позднее - НКВД). Тогда на Урале органом руководил Герман Матсон, с которым у Антонова были приятельские отношения, и потому архитектор смог в полной мере реализовать себя.
В итоге Антонову доверили проектирование целых двух жилых комбинатов ОГПУ -- №1 и №2. Сейчас это Второй дом советов и Городок чекистов.    
Первый жилой комбинат стал первым и последним домом в стиле своеобразного симбиоза уральского авангарда и северного модерна. То есть Антонов совместил стиль Петербурга (а еще Норвегии, Швеции и Финляндии) с уральской душой.
К сожалению, до наших дней не дошла оригинальная окраска дома. Основная часть здания изначально была окрашена серой штукатуркой, детали эркеров и лестничные выступы окрасили в черный цвет, а под балконами и карнизами пространства оставались оранжевого цвета.    
По сути своей, это был первый небоскреб на Урале: башня в целых 12 этажей! Но тогда не все оценили такое новшество. Другие архитекторы считали, что башня может просто не выдержать нагрузки, и даже шли к начальству со своими опасениями. Однако математические расчеты подтвердили, что башня выстоит.    
Это был этакий аналог московского Дома на набережной: его заселили представители политической элиты, да и сам Антонов получил квартиру в этом доме. С женой они жили там около двух лет.
Впоследствии две трети жильцов уедут в места не столь отдаленные. Сейчас дом выглядит все так же величественно.    
Второй дом советов в свое время был самым высоким домом Свердловска    
Жилой комбинат №2, в свою очередь, построили к 1936 году. Это, можно сказать, был целый жилой комплекс в едином стиле, что было редкостью для того времени. Тут были и жилые дома, и общежитие, и даже больницы, школы, детский сад и ясли, санчасть. Тут же построили клуб, который затем стал Дворцом культуры им. Дзержинского. Там были библиотека, кинотеатр, творческие кружки.
Оба комбината проектировались без кухонь. Почему? А потому, что одной из целей было как раз максимально разгрузить домашнее хозяйство. То есть жильцы должны были питаться в столовой или вовсе заказывать еду на дом.    
Столовая, к слову, тут тоже была. Как и прачечная и котельная.    
К сожалению, в дальнейшем Антонов уехал из страны. В 1931 году Германа Матсона перевели в Белоруссию, а на его место пришел Григорий Рапопорт.
И если Матсон относился к Антонову с доверием, то Рапопорт с подозрением относился к финскому гражданину. Однажды на совещании он и вовсе сказал, просматривая личное дело Антонова: "Как на таком высоком месте может работать финский шпион?"    
Уже спустя два года, в 1933 году, Антонову не стали продлевать вид на жительство. Поэтому он всерьез начал опасаться репрессий, и в итоге вместе с женой они уехали в Ленинград. А уже оттуда - в Выборг, домой.
В Финляндии тоже все складывалось не так просто: семейная пара, приехавшая из Советского Союза, выглядела подозрительно. Поэтому их начали подозревать в шпионаже в пользу СССР.
Ивану Павловичу пришлось даже изменить имя на Юхани. Чуть позже он встретил своего старого знакомого по Выборгскому лицею, Ялмари Ланкинена, который устроил советского архитектора к себе в бюро. Всю оставшуюся жизнь художник так и проработал как рядовой проектировщик.
Начиная с 1930-х годов архитектурный почерк бюро Ланкинена изменился: на смену более традиционному стилю пришел строгий функционализм. И это явно совпадает с приходом Антонова. За время его работы в Выборге была построена церковь при кладбище в Таммисуо, приют Ита Тоукола (оба не сохранились) и грузовой терминал (сейчас заброшен). Одноэтажные жилые дома для врачей в больничном комплексе в финском городе Иматра - один из самых крупных реализованных в 1930-е годы проектов бюро - напоминают жилые корпуса Городка чекистов (стоят под углом и имеют односкатную крышу).
В 1944 году, когда Выборг окончательно вошел в состав СССР, бюро Ланкинена перебралось в финский город Лахти. В 1947 году там был построен кооперативный дом, в котором поселились архитекторы - подчиненные Ланкинена, в том числе семья Ивана Антонова.
Последней работой Антонова был интерьер в Доме рабочих в Лахти, созданный в 1965 году. Через два года, в возрасте 80 лет, архитектор умер. Антонов часто говорил в кругу семьи, что свои лучшие здания построил именно на Урале. Он похоронен в Финляндии.    
Loading...

Чтобы оставить комментарий, необходимо авторизоваться:


Смотри также

Фильм Михаила Ефремова из колонии стал лауреатом всероссийского конкурса Простые правила русского языка, в которых многие допускают ошибки Интересно в Питере автомобили водят Неудачная попытка похвастаться новой обувью В Нидерландах обнаружили загадочное культовое сооружение, которому около 4 000 лет Маркетологи снова шутят... или не шутят? В Обнинске мигранты перекрыли дорогу и избили русского водителя Сама неуклюжесть: нелепый Marcos Mantis, выпущенный тиражом в 32 экземпляра Добавим Рок в эту дыру! Знакомство с Five Finger Death Punch Росгвардейцы на БТР въехали в автомобиль с россиянкой