Моделирование - одно из тех занятий, которое не устаревает. Это хобби вот уже на протяжении века объединяет разные поколения. Но задавались ли вы когда-нибудь вопросом, почему у той или иной техники разные общепринятые масштабы? Или почему масштаб модели "Москвича" равен 1:43? Почему не 1:40? Так ведь было бы логичней и удобней для производителя? Но нет, у устоявшейся размерной "сетки" своя история и свои секреты...
Смотреть все фото в галерее
Одно из самых любимых хобби в СССР было автомоделирование. Впрочем, для многих взрослых мужчин оно остается таковым и поныне. И если вы занимались или занимаетесь моделированием, то знаете, что у каждого типа техники есть общепринятый стандартный масштаб.
×
Лиаз 677М в масштабе 1:24. Автор этой реалистичной модели Андрей Мякоткин
Но некоторые из них вызывают вопросы. Например, почему у сборной модели автомобиля масштаб 1:43 или 1:87? И откуда вообще взялись такие размеры, почему бы их просто не сделать кратными 10? Для ответа на этот вопрос нужно окунуться в историю. И да, самые прозорливые наверняка уже догадались, что виновата английская система мер со своими дюймами. Но не только она. Виноватыми внезапно оказались и железнодорожные модели...
Как ни странно, но все началось с кораблей. Великобритания некогда властвовала над морями и океанами, имея огромный торговый и военный флот. Примерно с XVII века в Англии при постройке корабля сначала изготавливалась его очень точная уменьшенная модель. И этот маленький макет использовался как плаз и генеральный чертеж при строительстве настоящего судна. Более того, по модели даже измерялось приблизительное водоизмещение будущего корабля.
Для удобства перевода размеров корабль изначально строился "фут за дюйм", "два фута за дюйм" и так далее. И поскольку в футе 12 дюймов (1 фут равен 2,54 см) получались известные нам в сегодняшнем моделировании масштабы: 1:12, 1:24 и кратные им. Отсюда и пошла "дюймовая" традиция соотношения масштабов 1:6, 1:12,1:18, 1:24, 1:48...
Что там с поездами?
В моделях железных дорог разыгралась курьезная история. До начала создания международной федерации любителей железных дорог в 50-х годах XX века, фирмы выпускающие модели поездов и паровозов, изготавливали их кто во что горазд. У коллекционеров от такой "разноголосицы" знатно подгорало. И только после введения стандартов за основной масштаб был принят 1:45. Этот размер являлся точкой отсчета и его назвали "0".
К стандарту-то фирмы пришли, а вот к единому стандарту ширины колеи в Европе и Америке - нет. Трактовались они весьма вольно. Англичане, например, считают модели масштаба "0" ("ноль") масштабом 1:43,5. В норме NEM 010 об этом написано так: "ширина колеи 32 мм, масштаб 1:45, модельный метр 22,2 мм". При этом дано примечание: "Во Франции и Великобритании до сих пор применяется масштаб 1:43.5. Модельный метр в этом случае равен 23.0 мм". (Колея та же - 32 мм). И, кстати, здесь содержится ответ на главный вопрос про самый популярный и "нестандартный" автомобильный масштаб: во Франции и Великобритании изначально работали с этим масштабом (1:43). И этот "ноль" позже распространился и на модели автомобилей.
Что касается других общепринятых масштабов железных дорог, то есть, конечно, среди них и покрупнее: 1:22 (I) ширина колеи 45 мм, 1:27 (II) - ширина колеи 57 мм, 1:22,6 (III) - ширина колеи 63,5 мм. Сейчас такие масштабы сборных моделей производят крайне редко. Самой популярной в итоге стал масштаб "половина нуля", "H0" (Half Null) - размер моделей железной дороги таким образом составляют 1:87. Но это все в прошлом.
Сегодня стандартные масштабы моделей железной дороги выглядят так: 1:32, 1:45, 1:87, 1:120, 1:160, 1:220. Иногда, но как устаревший, но допустимый еще используется масштаб 1:64.
И стоит знать важную вещь: ширина колеи всегда пересчитывается из расчета уменьшения не российского стандарта (1520 мм), а западноевропейского (1435 мм). Поэтому не удивляйтесь, когда будете собирать какой-нибудь бронепоезд "Имени Ленина" - его колея не будет кратной ширине российской колеи.
Автомобили
На главный вопрос мы уже ответили. Так как модели поездов появились раньше автомобилей (впрочем, и тогда машины использовались на железных дорогах в качестве "массовки", но проработанными моделями они, конечно не были). Интересный факт: первым, кто додумался делать модели автомобилей был Андре Ситроен. Именно благодаря ему сегодня мы имеет этот самый "нелогичный", скопированный с железнодорожных моделей масштаб 1:43.
Андре Ситроен преследовал маркетинговую цель, надеясь приучать детей с младых ногтей к своим "ситроенчикам". Однако масштаб производимых "Ситроеном" машинок был не совсем точным, хотя и сознательно сделанным близким к масштабу "0" железных дорог.
Первая модель автомобиля в точном масштабе 1:43 (то есть модель делали строго по чертежам в 43 раза меньше оригинала) появилась в 1951 году. Это был Peugeot 203 Berline от фирмы Dinky Toys.
Первая модель авто, которая ровно в 43 раза меньше оригинала - Peugeot 203 Berline
Если говорить о масштабах моделей автомобилей, то он значительно шире остальной техники: 1:12, 1:18, 1:20, 1:24, 1:25, 1:32, 1:87. Широко известный масштаб 1:43, о котором мы уже сказали достаточно, - коллекционный. В этом масштабе сборные модели-копии почти не выпускаются.
А вот у моделей мотоциклов все гораздо печальней, чем у авто. Их масштабы ограничены всего двумя размерами: 1:8 и 1:12.
Бронетехника и артиллерия
И этого типа техники тоже свои устоявшиеся масштабы. Абсолютное большинство моделей выпускается в масштабах 1:35 и 1:76. Правда, у ряда западных фирм наметилась тенденция к производству моделей в масштабе 1:72. Самым мелким в для бронетанковой технике считается масштаб 1:87. Но такую мелочь производит всего несколько фирм.
Авиация
Самый распространенный масштаб для моделей самолетов составляет 1:72. На Западе в масштабе 1:144 обычно выпускаются модели тяжелых многомоторных бомбардировщиков времен Второй мировой войны или современные пассажирские лайнеры. Впрочем, есть фирмы, которые в таком масштабе изготавливают и истребители.
Если говорить о последних тенденциях, то сегодня наиболее распространен масштаб 1:48. Гораздо реже можно встретить масштаб 1:32. И еще реже совсем "нестандартные" размеры: 1:20, 1:28, 1:40, 1:96, 1: 100.
Флот
У кораблей, к счастью, самыми распространенными масштабами являются "метрические": 1:1200, 1:700, 1:600, 1:400, 1:350. Однако здесь есть одно большое "но". Многое зависит от размеров корабля-прототипа и фирмы-изготовителя модели.
Одно из самых любимых хобби в СССР было автомоделирование. Впрочем, для многих взрослых мужчин оно остается таковым и поныне. И если вы занимались или занимаетесь моделированием, то знаете, что у каждого типа техники есть общепринятый стандартный масштаб.
Но некоторые из них вызывают вопросы. Например, почему у сборной модели автомобиля масштаб 1:43 или 1:87? И откуда вообще взялись такие размеры, почему бы их просто не сделать кратными 10? Для ответа на этот вопрос нужно окунуться в историю. И да, самые прозорливые наверняка уже догадались, что виновата английская система мер со своими дюймами. Но не только она. Виноватыми внезапно оказались и железнодорожные модели...
Как ни странно, но все началось с кораблей. Великобритания некогда властвовала над морями и океанами, имея огромный торговый и военный флот. Примерно с XVII века в Англии при постройке корабля сначала изготавливалась его очень точная уменьшенная модель. И этот маленький макет использовался как плаз и генеральный чертеж при строительстве настоящего судна. Более того, по модели даже измерялось приблизительное водоизмещение будущего корабля.
Для удобства перевода размеров корабль изначально строился "фут за дюйм", "два фута за дюйм" и так далее. И поскольку в футе 12 дюймов (1 фут равен 2,54 см) получались известные нам в сегодняшнем моделировании масштабы: 1:12, 1:24 и кратные им. Отсюда и пошла "дюймовая" традиция соотношения масштабов 1:6, 1:12,1:18, 1:24, 1:48...
В моделях железных дорог разыгралась курьезная история. До начала создания международной федерации любителей железных дорог в 50-х годах XX века, фирмы выпускающие модели поездов и паровозов, изготавливали их кто во что горазд. У коллекционеров от такой "разноголосицы" знатно подгорало. И только после введения стандартов за основной масштаб был принят 1:45. Этот размер являлся точкой отсчета и его назвали "0".
К стандарту-то фирмы пришли, а вот к единому стандарту ширины колеи в Европе и Америке - нет. Трактовались они весьма вольно. Англичане, например, считают модели масштаба "0" ("ноль") масштабом 1:43,5. В норме NEM 010 об этом написано так: "ширина колеи 32 мм, масштаб 1:45, модельный метр 22,2 мм". При этом дано примечание: "Во Франции и Великобритании до сих пор применяется масштаб 1:43.5. Модельный метр в этом случае равен 23.0 мм". (Колея та же - 32 мм). И, кстати, здесь содержится ответ на главный вопрос про самый популярный и "нестандартный" автомобильный масштаб: во Франции и Великобритании изначально работали с этим масштабом (1:43). И этот "ноль" позже распространился и на модели автомобилей.
Что касается других общепринятых масштабов железных дорог, то есть, конечно, среди них и покрупнее: 1:22 (I) ширина колеи 45 мм, 1:27 (II) - ширина колеи 57 мм, 1:22,6 (III) - ширина колеи 63,5 мм. Сейчас такие масштабы сборных моделей производят крайне редко. Самой популярной в итоге стал масштаб "половина нуля", "H0" (Half Null) - размер моделей железной дороги таким образом составляют 1:87. Но это все в прошлом.
Сегодня стандартные масштабы моделей железной дороги выглядят так: 1:32, 1:45, 1:87, 1:120, 1:160, 1:220. Иногда, но как устаревший, но допустимый еще используется масштаб 1:64.
И стоит знать важную вещь: ширина колеи всегда пересчитывается из расчета уменьшения не российского стандарта (1520 мм), а западноевропейского (1435 мм). Поэтому не удивляйтесь, когда будете собирать какой-нибудь бронепоезд "Имени Ленина" - его колея не будет кратной ширине российской колеи.
На главный вопрос мы уже ответили. Так как модели поездов появились раньше автомобилей (впрочем, и тогда машины использовались на железных дорогах в качестве "массовки", но проработанными моделями они, конечно не были). Интересный факт: первым, кто додумался делать модели автомобилей был Андре Ситроен. Именно благодаря ему сегодня мы имеет этот самый "нелогичный", скопированный с железнодорожных моделей масштаб 1:43.
Андре Ситроен преследовал маркетинговую цель, надеясь приучать детей с младых ногтей к своим "ситроенчикам". Однако масштаб производимых "Ситроеном" машинок был не совсем точным, хотя и сознательно сделанным близким к масштабу "0" железных дорог.
Первая модель автомобиля в точном масштабе 1:43 (то есть модель делали строго по чертежам в 43 раза меньше оригинала) появилась в 1951 году. Это был Peugeot 203 Berline от фирмы Dinky Toys.
Если говорить о масштабах моделей автомобилей, то он значительно шире остальной техники: 1:12, 1:18, 1:20, 1:24, 1:25, 1:32, 1:87. Широко известный масштаб 1:43, о котором мы уже сказали достаточно, - коллекционный. В этом масштабе сборные модели-копии почти не выпускаются.
А вот у моделей мотоциклов все гораздо печальней, чем у авто. Их масштабы ограничены всего двумя размерами: 1:8 и 1:12.
И этого типа техники тоже свои устоявшиеся масштабы. Абсолютное большинство моделей выпускается в масштабах 1:35 и 1:76. Правда, у ряда западных фирм наметилась тенденция к производству моделей в масштабе 1:72. Самым мелким в для бронетанковой технике считается масштаб 1:87. Но такую мелочь производит всего несколько фирм.
Самый распространенный масштаб для моделей самолетов составляет 1:72. На Западе в масштабе 1:144 обычно выпускаются модели тяжелых многомоторных бомбардировщиков времен Второй мировой войны или современные пассажирские лайнеры. Впрочем, есть фирмы, которые в таком масштабе изготавливают и истребители.
Если говорить о последних тенденциях, то сегодня наиболее распространен масштаб 1:48. Гораздо реже можно встретить масштаб 1:32. И еще реже совсем "нестандартные" размеры: 1:20, 1:28, 1:40, 1:96, 1: 100.
У кораблей, к счастью, самыми распространенными масштабами являются "метрические": 1:1200, 1:700, 1:600, 1:400, 1:350. Однако здесь есть одно большое "но". Многое зависит от размеров корабля-прототипа и фирмы-изготовителя модели.
Так, например, фирма REVELL выпускает эскадру Колумба в масштабе 1:90, клипер "Катти Сарк" - 1:96, "H.M.S. Bounty" - 1:110, немецкую подводную лодку периода второй мировой войны - 1:144, а советский авианосец "Варяг" в масштабе 1:720. Французская же фирма HELLER выпускает тот же "Катти Сарк" в масштабе 1:130.
В общем, общепринятого масштаба здесь нет. А если вы интересуетесь моделированием кораблей, то лучшим советом будет покупать модели у одного производителя.