5 мая 2022 года в 16:20

От телеги с пропеллером до самолёта без крыльев: пять любопытных машин с винтом вместо трансмиссии

На заре автомобилестроения, когда дорожный трафик был невелик, а трансмиссии далеки от совершенства, конструкторы всерьёз присматривались к идее создания машин, ехавших за счет воздушной тяги. Таких себе "Карлсонов" на колёсах.                                    





Смотреть все фото в галерее
Принцип работы, думаю, подробно разъяснять не нужно, двигатель соединялся напрямую с воздушным винтом, по типу ранних самолётов, скорость регулировалась оборотами мотора. Но даже у таких простых машин было множество отличий.
Одна из первых машин, память о которой сохранилась в виде парочки фотографий, датированных 1911 годом, называлась ABC propellor car.    


Автомобиль представлял собой по сути деревянную телегу, с установленным на неё довольно мощным авиамотором, и главным назначением всей этой затеи была проверка работы двигателя, устранение конструктивных недочётов перед установкой его на самолёт.
Кроме мотора, разработанного инженером Лэнгом, ничего интересного здесь нет. Восьмицилиндровый, четырёхтактный, V-образный с водяным охлаждением, мощностью около 70 лошадиных сил. Машина успешно совершила несколько поездок из Саутгемптона в Бруклендс, дальнейшие испытания мотора проходили уже на самолёте.
Фотография этой телеги с пропеллером периодически встречается в соцсетях. Её тоже построили для исследовательских задач, для испытания воздушного винта с изменяемым шагом лопастей.    


Любителям авиации возможно знаком этот двухлопастной Paragon Propeller, созданный инженером Спенсером Хитом. Вот именно так проводились его первые испытания.
Двигатель установленный на телеге, похоже от Испано-Сьюизы, а в качестве тормозов служат два деревянных бруса, упирающихся в колёсные обода. Даже примитивных барабанов с механическим приводом, чем мог похвастаться предыдущий аппарат, здесь нет.    


Обе этих машины до наших дней не сохранились, по понятным причинам, зато парочку других можно увидеть, и даже потрогать. Время от времени их вывозят на ретро-фестивали.
Творение французского инженера Марселя Лейата можно назвать самым коммерчески успешным за всю историю пропеллеромобилей. Leyat Helica собрали аж целых 30 штук, и больше двадцати из них даже умудрились продать.    


Сходство с самолётом здесь не только в пропеллере, сам кузов напоминает тогдашние "летающие этажерки" только без крыльев. Всё просто, Лейат прежде всего был авиаинженером, решившим попробовать себя в автомобилестроении.    








Двухместная машина, надо сказать, получилась неплохой. В движение она приводилась 1,1 литровым мотором Anzani мощность 26 л.с., закрытый деревянный кузов весил всего 250 килограмм. Трансмиссия отсутствовала, барабанными тормозами оборудовалась только передняя ось, задняя была рулевой. В 1927 году одна из "Элик" даже установила рекорд скорости, разогнавшись до 171 километра в час. Кажется, приделай к ней крылья, могла бы и взлететь.    


До наших дней уцелели две оригинальные "Элики", и еще есть несколько реплик, построенных в разное время.
Оригинальный французский Helicron, созданный в тридцатых годах был утерян, но в США существует максимально точная реплика, сделанная в восьмидесятых по уцелевшим фото и чертежам. Мотор правда, от Ситроен GS.    






К концу тридцатых идея пропеллеромобилей для дорог общего пользования сошла на нет, показав множество серьёзных минусов, в то время как обычные механические трансмиссии совершенствовались с каждым днем. Но единичные "Карлсоны" то и дело появлялись даже до семидесятых благодаря рукам и талантам умельцев. Причем, не только зарубежных, но и отечественных.    
Принцип работы, думаю, подробно разъяснять не нужно, двигатель соединялся напрямую с воздушным винтом, по типу ранних самолётов, скорость регулировалась оборотами мотора. Но даже у таких простых машин было множество отличий.
Одна из первых машин, память о которой сохранилась в виде парочки фотографий, датированных 1911 годом, называлась ABC propellor car.    
Автомобиль представлял собой по сути деревянную телегу, с установленным на неё довольно мощным авиамотором, и главным назначением всей этой затеи была проверка работы двигателя, устранение конструктивных недочётов перед установкой его на самолёт.
Кроме мотора, разработанного инженером Лэнгом, ничего интересного здесь нет. Восьмицилиндровый, четырёхтактный, V-образный с водяным охлаждением, мощностью около 70 лошадиных сил. Машина успешно совершила несколько поездок из Саутгемптона в Бруклендс, дальнейшие испытания мотора проходили уже на самолёте.
Фотография этой телеги с пропеллером периодически встречается в соцсетях. Её тоже построили для исследовательских задач, для испытания воздушного винта с изменяемым шагом лопастей.    
Любителям авиации возможно знаком этот двухлопастной Paragon Propeller, созданный инженером Спенсером Хитом. Вот именно так проводились его первые испытания.
Двигатель установленный на телеге, похоже от Испано-Сьюизы, а в качестве тормозов служат два деревянных бруса, упирающихся в колёсные обода. Даже примитивных барабанов с механическим приводом, чем мог похвастаться предыдущий аппарат, здесь нет.    
Обе этих машины до наших дней не сохранились, по понятным причинам, зато парочку других можно увидеть, и даже потрогать. Время от времени их вывозят на ретро-фестивали.
Творение французского инженера Марселя Лейата можно назвать самым коммерчески успешным за всю историю пропеллеромобилей. Leyat Helica собрали аж целых 30 штук, и больше двадцати из них даже умудрились продать.    
Сходство с самолётом здесь не только в пропеллере, сам кузов напоминает тогдашние "летающие этажерки" только без крыльев. Всё просто, Лейат прежде всего был авиаинженером, решившим попробовать себя в автомобилестроении.    
Двухместная машина, надо сказать, получилась неплохой. В движение она приводилась 1,1 литровым мотором Anzani мощность 26 л.с., закрытый деревянный кузов весил всего 250 килограмм. Трансмиссия отсутствовала, барабанными тормозами оборудовалась только передняя ось, задняя была рулевой. В 1927 году одна из "Элик" даже установила рекорд скорости, разогнавшись до 171 километра в час. Кажется, приделай к ней крылья, могла бы и взлететь.    
До наших дней уцелели две оригинальные "Элики", и еще есть несколько реплик, построенных в разное время.
Оригинальный французский Helicron, созданный в тридцатых годах был утерян, но в США существует максимально точная реплика, сделанная в восьмидесятых по уцелевшим фото и чертежам. Мотор правда, от Ситроен GS.    
К концу тридцатых идея пропеллеромобилей для дорог общего пользования сошла на нет, показав множество серьёзных минусов, в то время как обычные механические трансмиссии совершенствовались с каждым днем. Но единичные "Карлсоны" то и дело появлялись даже до семидесятых благодаря рукам и талантам умельцев. Причем, не только зарубежных, но и отечественных.    
Этот аппарат создан Василием Курунковым, умельцем из Минска в середине шестидесятых. Как видим, он еще и в роли снегохода мог работать, если вместо колёс поставить лыжи.    
Loading...

Чтобы оставить комментарий, необходимо авторизоваться:


Смотри также

Рэпер 50 Cent швырнул микрофон в зал и рассёк поклоннице лоб Внешность обманчива: 17 несъедобных вещей, которые выглядят аппетитно Виброкот: котёнок пытается удержаться на коробке В Ярославле грузовик с асфальтом провалился в яму под асфальтом 12 забавных ругательств из разных стран мира, в которых используются неожиданные образы и метафоры Китай отмечает 100-летие коммунистической партии: Азия содрогается! Новые поборы: Wildberries ввел комиссию за оплату с карт Visa и Mastercard В Екатеринбурге конфликт между водителем Porsche и пешеходом перерос в перестрелку Дельфины научились воровать наживку у ловцов крабов Камера наблюдения зафиксировала в ночи чудо пробуждения совести или... Соединение Адекватный чернокожий против выскочек из БЛМ Таксист из ДиДи... На то и расчёт 20 лет и 36 лет… 30 странных и забавных ретро-фото, которые многое расскажут о прошлом