17 июня 2022 года в 16:19

10 редких моделей советской аудиотехники. Экстравагантные разработки эпохи СССР

На аудио-ниве в Советском Союзе всё было довольно серьезно - собственная промышленность выпускала и акустику, и аудио-компоненты всех мастей.
На фоне массовой продукции появлялись настоящие жемчужины, ставшие сегодня уже какими-то музейными редкостями.
Посмотрим подборку из десяти интересных моделей советской аудиотехники.                                    
1.





Смотреть все фото в галерее
Акустические системы АСДС-201 "Диностатик"
Созданные в ВНИИРПА им. А.С. Попова колонки поражают и сегодня: модель щеголяет использованием как динамических, так и электростатических излучателей (отсюда и название - диностатические АС).
Басовые головки (на базе 25ГДН-3) работали в оформлении "закрытый ящик", так что бас получился сухим и точным, кроме того, громкоговорители можно было располагать вблизи от стен.
Как и упоминалось, на СЧ/ВЧ трудится электростатический модуль - закрепленный в жесткой раме.
Конструкторам удалось обеспечить хорошую сшивку столь разных излучателей, звук у АСДС-201 "Диностатик" был весьма интересным - при условии, конечно, подведения к ним значительной мощности.    
2.


Акустические системы Электроника 150 АС-001
Эти колонки сошли со сборочной линии в конце восьмидесятых годов ХХ века - их выпускал опять ВНИИРПА им. А.С. Попова.
Как и в случае с АСДС-201 "Диностатик", конструкция оказалась весьма любопытной: вместо традиционной динамической головки на ВЧ был применен излучатель Хейла, а басовый блок с солидным 300 мм вуфером оказался усилен пассивным излучателем.
Четкий, точный и прекрасно артикулированный бас модели буквально хватал звезды с неба и вызывал настоящий "шок и трепет".
Кроме честной АЧХ от 40 до 20 000 Гц колонки имели и неплохую чувствительность (91 дБ) и допускали подведение аж 150 Вт мощности.
К сожалению, вышла лишь небольшая партия этих шикарных спикеров, так что, на сегодня они уже стали коллекционной редкостью.    
3.


Высокоточные колонки 100АС-002-1 "Кливер" производились на заводе "Красный Луч" - модель была оформлена по закрытому принципу, демонстрировала АЧХ от 40 до 25 000 Гц и могла развивать до 107 дБ звукового давления.
Платой за это стала низкая чувствительность (85,5 дБ), так что, к АС требовался мощный усилитель (пиковая подводимая мощность достигала 150 Вт, из интересных особенностей стоит отметить светодиодный индикатор уровня, позволяющий контролировать перегрузку спикеров).
Качественные драйверы, сверхжесткий корпус с распорками, заполненный стекловолокном, специальные экраны и хитрая установка головок - все это обеспечило бархатное и очень натуральное звучание.    
4.


Электрофон Корвет ЭФ-248-стерео
Корвет ЭФ-248-стерео впервые был выпущен на Кировском заводе "Ладога" в 1986 году, а в 1988 году система пережила апгрейд и получила картридж с алмазной иглой ГЗМ-105Д (АЧХ проигрывателя расширилась до полосы 20 - 25 000 Гц). Достойные ТТХ (детонация 0,18%, соотношение "сигнал/шум" 65 дБ, выходная мощность 2 х 10 Вт) гарантировали уверенное звучание - ну а внешний вид комплекса был очень необычным для тех лет.
Вертикально ориентированная вертушка с прямым приводом, тангенциальный тонарм со стабилизатором прижимной силы и системой перераспределения статического заряда для очистки пластинки от пыли - технологий тут хватало. Вишенка на торте - подсветка, которая позволяла легко находить нужные треки на диске.    
5.


CD-плеер Эстония ЛП-010 Стерео
Музейная редкость. Аппарат появился в продаже в 1987 году тиражом всего в пару сотен устройств! Запредельная цена (1 100 руб.) на первый советский проигрыватель компакт-дисков не стала преградой - устройства просто смели с прилавков.
Эстония ЛП-010 Стерео использовал микропроцессорное управление на базе двух 8-битных чипов Intel, а мощная система питания позволяла на равных конкурировать по части качества воспроизведения с такими монстрами, как Philips CD204.    
6.


Пьезоэлектрические наушники ТПС-1
Уникальная советская разработка - пьезоэлектрические наушники ТПС-1, использующие пленки толщиной 10 мкм в качестве излучателей.
АЧХ от 20 до 20 000 Гц , вес в 300 г. по тем временам казался чрезвычайно низким, а саунд головных телефонов был открытым и воздушным.
Модель явно опередила свое время - жаль лишь, что ее тираж оказался ничтожным    
7.


Магнитола Рига-230
Как вам небольшая магнитола ценой в 675 руб.?
Именно столько стоила Рига-230 - система со съемными спикерами и качественной кассетной декой (которая умела работать с двумя типами ленты, допускала по канальную регулировку записи и оснащалась системой шумоподавления.
Для столь миниатюрных размеров модель имела неплохую выходную мощность в 3 Вт на канал - правда, вес магнитолы был весьма солидным (10,5 кг).
От восьми батареек Рига-230 могла работать автономно - так что, отличное качество звука было доступно и на природе.    
8.


Полная система Феникс-005-стерео
Феникс-005-стерео предлагался за 3 400 руб. - и даже за эти деньги эту полную систему было купить весьма сложно.
Здесь было все, о чем только можно было мечтать - direct-drive вертушка, десятиполосный эквалайзер, кассетная дека, а мощность усиления достигала 2 х 100 Вт. Комплектные колонки 35-АС-212 были весьма хороши, а для перевозки комплекса требовался автомобиль - все упаковывалось в кучу коробок и весило более 130 кг.    
9.


Катушечный магнитофон Олимп-004-стерео
Олимп-004-стерео выпускался на Кировском ПО им. Лепсе и относился к нулевому классу техники.
Наивысшее в советской иерархии качество модели не вызывало никаких нареканий - лентопротяжный механизм с прямым приводом вала, электронное управление режимами, система автоматической стабилизации натяжения ленты и электронный контроль скорости вращения, встроенный автостоп.
Саунд у аппарата был роскошным - плотным, фактурным и детальным, так что этого мастодонта весом в 28 кг многие хотели заполучить к себе домой.
Жаль лишь, что скорость движения ленты у бытовых аппаратов составляла 19 и 9,5 см/сек (а вот профессиональная версия устройства уже могла работать на 19 и 38 см/с). АЧХ у катушечника лежала в пределах от 31 до 16 000 Гц.    
10.


Катушечный магнитофон Маяк-001-стерео
Маяк-001-стерео базировался на экспериментальной модели "Юпитер" - этот 20-килограммовый аппарат с АЧХ от 31 до 20 000 Гц и детонации в 0,1% произвел настоящую бурю на рынке.
Победы на фестивалях, шикарные отзывы критиков, "Знак качества", присужденный в 1980 году - все было хорошо, кроме объема поставок.
Очередь на получение вожделенного бобинника растягивалась на долго, а цены у спекулянтов зашкаливали. Скорости движения ленты - 19 и 9,5 см/сек, продвинутое дистанционное управление, стрелочные индикаторы уровня и записи - все это в наличии.    
Акустические системы АСДС-201 "Диностатик"
Созданные в ВНИИРПА им. А.С. Попова колонки поражают и сегодня: модель щеголяет использованием как динамических, так и электростатических излучателей (отсюда и название - диностатические АС).
Басовые головки (на базе 25ГДН-3) работали в оформлении "закрытый ящик", так что бас получился сухим и точным, кроме того, громкоговорители можно было располагать вблизи от стен.
Как и упоминалось, на СЧ/ВЧ трудится электростатический модуль - закрепленный в жесткой раме.
Конструкторам удалось обеспечить хорошую сшивку столь разных излучателей, звук у АСДС-201 "Диностатик" был весьма интересным - при условии, конечно, подведения к ним значительной мощности.    
Акустические системы Электроника 150 АС-001
Эти колонки сошли со сборочной линии в конце восьмидесятых годов ХХ века - их выпускал опять ВНИИРПА им. А.С. Попова.
Как и в случае с АСДС-201 "Диностатик", конструкция оказалась весьма любопытной: вместо традиционной динамической головки на ВЧ был применен излучатель Хейла, а басовый блок с солидным 300 мм вуфером оказался усилен пассивным излучателем.
Четкий, точный и прекрасно артикулированный бас модели буквально хватал звезды с неба и вызывал настоящий "шок и трепет".
Кроме честной АЧХ от 40 до 20 000 Гц колонки имели и неплохую чувствительность (91 дБ) и допускали подведение аж 150 Вт мощности.
К сожалению, вышла лишь небольшая партия этих шикарных спикеров, так что, на сегодня они уже стали коллекционной редкостью.    
Высокоточные колонки 100АС-002-1 "Кливер" производились на заводе "Красный Луч" - модель была оформлена по закрытому принципу, демонстрировала АЧХ от 40 до 25 000 Гц и могла развивать до 107 дБ звукового давления.
Платой за это стала низкая чувствительность (85,5 дБ), так что, к АС требовался мощный усилитель (пиковая подводимая мощность достигала 150 Вт, из интересных особенностей стоит отметить светодиодный индикатор уровня, позволяющий контролировать перегрузку спикеров).
Качественные драйверы, сверхжесткий корпус с распорками, заполненный стекловолокном, специальные экраны и хитрая установка головок - все это обеспечило бархатное и очень натуральное звучание.    
Электрофон Корвет ЭФ-248-стерео
Корвет ЭФ-248-стерео впервые был выпущен на Кировском заводе "Ладога" в 1986 году, а в 1988 году система пережила апгрейд и получила картридж с алмазной иглой ГЗМ-105Д (АЧХ проигрывателя расширилась до полосы 20 - 25 000 Гц). Достойные ТТХ (детонация 0,18%, соотношение "сигнал/шум" 65 дБ, выходная мощность 2 х 10 Вт) гарантировали уверенное звучание - ну а внешний вид комплекса был очень необычным для тех лет.
Вертикально ориентированная вертушка с прямым приводом, тангенциальный тонарм со стабилизатором прижимной силы и системой перераспределения статического заряда для очистки пластинки от пыли - технологий тут хватало. Вишенка на торте - подсветка, которая позволяла легко находить нужные треки на диске.    
CD-плеер Эстония ЛП-010 Стерео
Музейная редкость. Аппарат появился в продаже в 1987 году тиражом всего в пару сотен устройств! Запредельная цена (1 100 руб.) на первый советский проигрыватель компакт-дисков не стала преградой - устройства просто смели с прилавков.
Эстония ЛП-010 Стерео использовал микропроцессорное управление на базе двух 8-битных чипов Intel, а мощная система питания позволяла на равных конкурировать по части качества воспроизведения с такими монстрами, как Philips CD204.    
Пьезоэлектрические наушники ТПС-1
Уникальная советская разработка - пьезоэлектрические наушники ТПС-1, использующие пленки толщиной 10 мкм в качестве излучателей.
АЧХ от 20 до 20 000 Гц , вес в 300 г. по тем временам казался чрезвычайно низким, а саунд головных телефонов был открытым и воздушным.
Модель явно опередила свое время - жаль лишь, что ее тираж оказался ничтожным    
Магнитола Рига-230
Как вам небольшая магнитола ценой в 675 руб.?
Именно столько стоила Рига-230 - система со съемными спикерами и качественной кассетной декой (которая умела работать с двумя типами ленты, допускала по канальную регулировку записи и оснащалась системой шумоподавления.
Для столь миниатюрных размеров модель имела неплохую выходную мощность в 3 Вт на канал - правда, вес магнитолы был весьма солидным (10,5 кг).
От восьми батареек Рига-230 могла работать автономно - так что, отличное качество звука было доступно и на природе.    
Полная система Феникс-005-стерео
Феникс-005-стерео предлагался за 3 400 руб. - и даже за эти деньги эту полную систему было купить весьма сложно.
Здесь было все, о чем только можно было мечтать - direct-drive вертушка, десятиполосный эквалайзер, кассетная дека, а мощность усиления достигала 2 х 100 Вт. Комплектные колонки 35-АС-212 были весьма хороши, а для перевозки комплекса требовался автомобиль - все упаковывалось в кучу коробок и весило более 130 кг.    
Катушечный магнитофон Олимп-004-стерео
Олимп-004-стерео выпускался на Кировском ПО им. Лепсе и относился к нулевому классу техники.
Наивысшее в советской иерархии качество модели не вызывало никаких нареканий - лентопротяжный механизм с прямым приводом вала, электронное управление режимами, система автоматической стабилизации натяжения ленты и электронный контроль скорости вращения, встроенный автостоп.
Саунд у аппарата был роскошным - плотным, фактурным и детальным, так что этого мастодонта весом в 28 кг многие хотели заполучить к себе домой.
Жаль лишь, что скорость движения ленты у бытовых аппаратов составляла 19 и 9,5 см/сек (а вот профессиональная версия устройства уже могла работать на 19 и 38 см/с). АЧХ у катушечника лежала в пределах от 31 до 16 000 Гц.    
Катушечный магнитофон Маяк-001-стерео
Маяк-001-стерео базировался на экспериментальной модели "Юпитер" - этот 20-килограммовый аппарат с АЧХ от 31 до 20 000 Гц и детонации в 0,1% произвел настоящую бурю на рынке.
Победы на фестивалях, шикарные отзывы критиков, "Знак качества", присужденный в 1980 году - все было хорошо, кроме объема поставок.
Очередь на получение вожделенного бобинника растягивалась на долго, а цены у спекулянтов зашкаливали. Скорости движения ленты - 19 и 9,5 см/сек, продвинутое дистанционное управление, стрелочные индикаторы уровня и записи - все это в наличии.    

Чтобы оставить комментарий, необходимо авторизоваться:


Смотри также

Эксперимент Розенхана: исследование, которое удивило мир психиатрии 14 лучших снимков океана по версии Ocean Photography Awards Какими разными стали церемонии бракосочетания Просто гифки, всякие и разные Шнобелевская премия 2021 15 зарубежных звёзд, которые порадовали своим визитом граждан СССР и оставили фото на память Работы художника Александра Болотова. Донецк Как летали на самолете Boeing 747 в 1970-х Продукты в Японии совпадают с их изображениями на упаковке В Москве козы ворвались в детский центр и устроили там оргию Просто гифки, всякие и разные Тест по фильму