Она должна была стать чудо-оружием Российской империи и обеспечить ей господство на Балтийском море в XVIII веке.
Макет "потаённого судна" в Сестрорецке. Serguei Fadeev (CC BY-SA 3.0)
В начале XX века подводные лодки стали неотъемлемой частью вооруженных сил ведущих государств мира. У России, однако, была возможность создать подводный флот на двести лет раньше. Почему же этого не произошло?
"Потаенное судно"
Автором идеи построить судно, способное идти в воде "потаенно и подбити под военный корабль под самое дно", стал живший в начале XVIII века Ефим Никонов. Простой плотник на судоверфи, он не имел никакого технического образования. Более того, он не умел ни писать, ни читать, но, как оказалось, имел большие способности к кораблестроению.
Не раз Никонов отправлял царю Петру I записанные через грамотных людей предложения о подводном судне, которое "на море в тихое время будет из снаряду забивать корабли, хотя бы десять или двадцать". За неудачу начинающий мастер был готов ответить головой.
В 1719 году монарх наконец-то обратил на проект свое внимание и пригласил Никонова для личной беседы. Несмотря на то что эта идея была отнюдь не нова (голландский инженер Корнелиус Дреббель испытал первую в мире подводную лодку в Темзе еще в 1620 году), Петра она всецело поразила и захватила. Он назначил Ефима "мастером потаенных судов", предоставил ему мастерскую в Санкт-Петербурге и право выбирать помощников.
Небольшой прототип испытали через тринадцать месяцев на Неве. Судно ушло под воду с середины реки и всплыло у другого берега. Второе погружение прошло уже не так гладко - всплыть не удавалось. Царь лично поучаствовал в поднятии корабля на поверхность с помощью тросов и повелел, несмотря на неудачу, создать полноценную модель.
"Морель"
"Потаенное судно" Никонова было готово в 1724 году. При его закладке писарь ошибся в одной букве, записав вместо "Модель" - "Морель". Под этим именем оно и вошло в историю.
Первая русская подводная лодка напоминала по форме большую деревянную бочку длиной в шесть метров и высотой в два метра. Она была скреплена железными обручами и обшита кожей.
В корпус были встроены десять оловянных пластин со сквозными отверстиями минимального диаметра. Через них в кожаные мешки поступала забортная вода, которая в качестве водяного балласта способствовала погружению судна. При всплытии воду откачивали за борт с помощью медного поршневого насоса. Передвигалась эта подводная лодка с экипажем в пять человек с помощью весел.
Основным оружием "Морели" должны были стать огнеметы - "огненные медные трубы". Кроме того, планировалось, что водолаз будет выбираться наружу и специальными инструментами станет повреждать корпус вражеского корабля. Для него Никонов разработал даже "водолазный костюм".
Конец проекта
Весной 1724 года "потаенное судно" проходило испытания на Неве в присутствии царя и офицеров флота. Оно успешно погрузилось на глубину 3-4 метра, но внезапно ударилось днищем о грунт.
Памятник испытаниям потаённого судна Никонова в Сестрорецке. Bogdanov-62 (CC BY-SA 4.0)
Герметичность "Морели" нарушилась, и экипаж пришлось срочно спасать. Но даже несмотря на очередную неудачу, Петр I не разочаровывался ни в лодке, ни в мастере, и повелел, чтобы ему "никто конфуза в вину не ставил".
Однако последовавшая вскоре смерть императора положила конец амбициозному проекту. Оставшись без покровителя, Никонов стал получать куда меньше средств, материалов и людей.
Последние испытания "потаенного судна" удалось провести в 1727 году. После того, как и они завершились неудачно, Никонова разжаловали из мастеров в простые "адмиралтейские работники" и отослали из столицы в далекую Астрахань. В итоге, России пришлось ждать появления своего подводного флота еще несколько столетий.
В начале XX века подводные лодки стали неотъемлемой частью вооруженных сил ведущих государств мира. У России, однако, была возможность создать подводный флот на двести лет раньше. Почему же этого не произошло?
Автором идеи построить судно, способное идти в воде "потаенно и подбити под военный корабль под самое дно", стал живший в начале XVIII века Ефим Никонов. Простой плотник на судоверфи, он не имел никакого технического образования. Более того, он не умел ни писать, ни читать, но, как оказалось, имел большие способности к кораблестроению.
Не раз Никонов отправлял царю Петру I записанные через грамотных людей предложения о подводном судне, которое "на море в тихое время будет из снаряду забивать корабли, хотя бы десять или двадцать". За неудачу начинающий мастер был готов ответить головой.
В 1719 году монарх наконец-то обратил на проект свое внимание и пригласил Никонова для личной беседы. Несмотря на то что эта идея была отнюдь не нова (голландский инженер Корнелиус Дреббель испытал первую в мире подводную лодку в Темзе еще в 1620 году), Петра она всецело поразила и захватила. Он назначил Ефима "мастером потаенных судов", предоставил ему мастерскую в Санкт-Петербурге и право выбирать помощников.
Небольшой прототип испытали через тринадцать месяцев на Неве. Судно ушло под воду с середины реки и всплыло у другого берега. Второе погружение прошло уже не так гладко - всплыть не удавалось. Царь лично поучаствовал в поднятии корабля на поверхность с помощью тросов и повелел, несмотря на неудачу, создать полноценную модель.
"Потаенное судно" Никонова было готово в 1724 году. При его закладке писарь ошибся в одной букве, записав вместо "Модель" - "Морель". Под этим именем оно и вошло в историю.
Первая русская подводная лодка напоминала по форме большую деревянную бочку длиной в шесть метров и высотой в два метра. Она была скреплена железными обручами и обшита кожей.
В корпус были встроены десять оловянных пластин со сквозными отверстиями минимального диаметра. Через них в кожаные мешки поступала забортная вода, которая в качестве водяного балласта способствовала погружению судна. При всплытии воду откачивали за борт с помощью медного поршневого насоса. Передвигалась эта подводная лодка с экипажем в пять человек с помощью весел.
Основным оружием "Морели" должны были стать огнеметы - "огненные медные трубы". Кроме того, планировалось, что водолаз будет выбираться наружу и специальными инструментами станет повреждать корпус вражеского корабля. Для него Никонов разработал даже "водолазный костюм".
Весной 1724 года "потаенное судно" проходило испытания на Неве в присутствии царя и офицеров флота. Оно успешно погрузилось на глубину 3-4 метра, но внезапно ударилось днищем о грунт.
Герметичность "Морели" нарушилась, и экипаж пришлось срочно спасать. Но даже несмотря на очередную неудачу, Петр I не разочаровывался ни в лодке, ни в мастере, и повелел, чтобы ему "никто конфуза в вину не ставил".
Однако последовавшая вскоре смерть императора положила конец амбициозному проекту. Оставшись без покровителя, Никонов стал получать куда меньше средств, материалов и людей.
Последние испытания "потаенного судна" удалось провести в 1727 году. После того, как и они завершились неудачно, Никонова разжаловали из мастеров в простые "адмиралтейские работники" и отослали из столицы в далекую Астрахань. В итоге, России пришлось ждать появления своего подводного флота еще несколько столетий.