В советский период цены указывались на самой продукции, и представить себе пачку ваты или коробку конфет без цены было невозможно.
Почему тогда цены были, а теперь их нет?
Главная причина - государственное регулирование ценообразования.
Советская экономика носила плановый характер и находилась под контролем правительства, которое, в свою очередь, сознательно устанавливало такие цены, которые делали товары более или менее доступными гражданам.
Речь - о цене на товар, которую покупатель хочет и должен знать.
Смотреть все фото в галерее
Розничная цена формировалась с учетом полезности товара и платежеспособности населения, а себестоимость приобретала вторичное значение.
Закупочные цены на сельскохозяйственную продукцию были фиксированными и не пересматривались в зависимости от урожайности и себестоимости.
В таких экономических условиях не существовало никаких препятствий для того, чтобы выбить цену на упаковке и думать, что она никогда не изменится.
Всё шло по плану, и если предприятия были убыточными, то они были планово убыточными.
Конечно, затраты на изготовление той или иной продукции учитывались, но не они были главным фактором, влияющим на розничные цены. Даже если затраты возрастали, цена оставалась стабильной, а продукция - доступной в той же степени, что и раньше.
В ряде случаев цены отражали затраты на доставку товара, и потому отличались в разных ценовых поясах. Москва, Ленинград и Прибалтика относились к первому ценовому поясу, Крайний Север - к третьему, все остальные - ко второму. Для каждого пояса устанавливалась своя цена, которая была строго фиксированной и печаталась на упаковке.
У нас сохранилась упаковка сахара рафинада, на которой можно увидеть эту дифференциацию.
Имелся довольно обширный перечень товаров так называемой первой необходимости, цена на которые удерживалась на низком уровне.
В СССР каждая фитюлька имела ГОСТ (ОСТ, ТУ) и фиксированную цену, которая прописывалась на товаре.
Вот три хозяйственные мелочи. Мелочнее их трудно что-то представить, но и они промаркированы со всей серьезностью!
Даже такая финтифлюшка как чайное ситечко, и то характеризуется стабильной ценой в 18 копеек.
Если "Второй государственный подшипниковый завод" выпускал набор мясорубочных ножей, то он немедленно ставил цену: 35 копеек.
Не только промышленные гиганты, но и кооперативы указывали цены на изделии или сопроводительном ярлыке. В качестве примера приведу весьма оригинальное изделие - "бутербродную высечку", выпущенную по ОСТу 1979 года (цена - 50 копеек). Но это уже конец 1980-х, поэтому цена стоит не на "высечке", а на упаковке.
Или вот еще одна шикарная вещица, которая знакома каждому - и на ней уверенно стоит цена.
80 копеек и ни копейкой больше.
Где бы ни реализовывался товар, он стоил одинаково.
Куда бы советский человек не пошел, чтобы приобрести электрические щипцы для завивки волос производства завода "Электробытовых приборов и проводов" УМП Мосгорисполкома, он видел одну и ту же цену - 3 рубля.
Ученическая тетрадь? Три копейки! Дневник? 14 копеек!
А скобки для степлера, выпущенные Рижским опытным заводом художественной фурнитуры? В 1966 году везде и всюду они стоили 50 копеек.
Пройдет 17 лет, но цена канцелярских мелочей останется копеечной и по-прежнему - фиксированной.
И вот наступили другие времена: на коробке скрепок появилась невиданная доселе надпись, которая в контексте обсуждаемой темы она звучит как приговор...
Цена договорная.
И с тех пор потребитель обречен участвовать в марафоне, цель которого - найти товар по самой низкой цене и почувствовать себя победителем.
Розничная цена формировалась с учетом полезности товара и платежеспособности населения, а себестоимость приобретала вторичное значение.
Закупочные цены на сельскохозяйственную продукцию были фиксированными и не пересматривались в зависимости от урожайности и себестоимости.
В таких экономических условиях не существовало никаких препятствий для того, чтобы выбить цену на упаковке и думать, что она никогда не изменится.
Всё шло по плану, и если предприятия были убыточными, то они были планово убыточными.
Конечно, затраты на изготовление той или иной продукции учитывались, но не они были главным фактором, влияющим на розничные цены. Даже если затраты возрастали, цена оставалась стабильной, а продукция - доступной в той же степени, что и раньше.
В ряде случаев цены отражали затраты на доставку товара, и потому отличались в разных ценовых поясах. Москва, Ленинград и Прибалтика относились к первому ценовому поясу, Крайний Север - к третьему, все остальные - ко второму. Для каждого пояса устанавливалась своя цена, которая была строго фиксированной и печаталась на упаковке.
У нас сохранилась упаковка сахара рафинада, на которой можно увидеть эту дифференциацию.
Имелся довольно обширный перечень товаров так называемой первой необходимости, цена на которые удерживалась на низком уровне.
В СССР каждая фитюлька имела ГОСТ (ОСТ, ТУ) и фиксированную цену, которая прописывалась на товаре.
Вот три хозяйственные мелочи. Мелочнее их трудно что-то представить, но и они промаркированы со всей серьезностью!
Даже такая финтифлюшка как чайное ситечко, и то характеризуется стабильной ценой в 18 копеек.
Если "Второй государственный подшипниковый завод" выпускал набор мясорубочных ножей, то он немедленно ставил цену: 35 копеек.
Не только промышленные гиганты, но и кооперативы указывали цены на изделии или сопроводительном ярлыке. В качестве примера приведу весьма оригинальное изделие - "бутербродную высечку", выпущенную по ОСТу 1979 года (цена - 50 копеек). Но это уже конец 1980-х, поэтому цена стоит не на "высечке", а на упаковке.
Или вот еще одна шикарная вещица, которая знакома каждому - и на ней уверенно стоит цена.
80 копеек и ни копейкой больше.
Где бы ни реализовывался товар, он стоил одинаково.
Куда бы советский человек не пошел, чтобы приобрести электрические щипцы для завивки волос производства завода "Электробытовых приборов и проводов" УМП Мосгорисполкома, он видел одну и ту же цену - 3 рубля.
Ученическая тетрадь? Три копейки! Дневник? 14 копеек!
А скобки для степлера, выпущенные Рижским опытным заводом художественной фурнитуры? В 1966 году везде и всюду они стоили 50 копеек.
Пройдет 17 лет, но цена канцелярских мелочей останется копеечной и по-прежнему - фиксированной.
И вот наступили другие времена: на коробке скрепок появилась невиданная доселе надпись, которая в контексте обсуждаемой темы она звучит как приговор...
Цена договорная.
И с тех пор потребитель обречен участвовать в марафоне, цель которого - найти товар по самой низкой цене и почувствовать себя победителем.