20 мая в 01:54

"Сослуживцы" - первая и неудачная версия "Служебного романа", которая разозлила Эльдара Рязанова

"Служебный роман" - это классика на все времена, фильм, который невозможно спутать ни с одним другим. Но ведь всё могло сложиться иначе! Кто знает, быть может, если бы в своё время не появился тот самый телеспектакль "Сослуживцы", на экранах до сих пор не было бы ни робкого Новосельцева в исполнении Андрея Мягкова, ни строгой, но ранимой Калугиной в исполнении Алисы Фрейндлих, ни знаменитых фраз, ушедших в народ.                                    





Как появилась пьеса "Сослуживцы"Пьеса

"Сослуживцы" родилась стремительно. Эльдар Рязанов и Эмиль Брагинский написали её менее чем за месяц. По словам самих авторов, персонажи будто вели их за руку - история писалась сама собой.

Эмиль Брагинский и Эльдар РязановЭта камерная история о любви в статистическом учреждении оказалась удивительно человечной, понятной каждому. Без надрыва, без бурь - но с эмоцией, с теплотой, с внутренним движением.

Рязанов с Брагинским даже и подумать не могли, что их пьесу ждет настолько колоссальный успех. Их совместную пьесу взяли сотни театров, а зрители скупали билеты с большой скоростью.

Первые постановки и неудачный телеспектакльА теперь представьте: морозный, ветреный Псков. Рязанов с Брагинским просто гуляют по улочкам b вдруг замечают афишу спектакля по своей собственной пьесе. Тут же им в голову приходит мысль: "а что если пойти, посмотреть, как их детище живёт в чужих руках?" И они действительно идут, не предупреждая никого, без звонков и фанфар - прийти инкогнито.Но, увы... Уже с первых строк становится ясно: что-то пошло не так. Их комедия вдруг обретает странный стихотворный ритм. Персонажи, казалось, утратили своё обаяние, остроту, то тонкое чувство юмора - всё оказалось зарифмовано и поставлено просто отвратительно. Авторы пьесы были дик разочарованы.

И вот тебе контраст. Москва, Театр имени Маяковского. Молодой режиссёр-дебютант берётся за постановку. Но вдруг, к удивлению авторов, постановка получилась живой, одновременно бережной к сценарию и свежей по подаче. Тонкие нюансы, настоящие эмоции. Ожили даже самые сложные сцены и герои.Актёрский состав тут стоил отдельного восхищения: Борис Левинсон подарил Новосельцеву ту самую трогательную неуклюжесть, за которую героя невозможно не полюбить. Галина Анисимова преобразилась в Калугину - строгую и ранимую одновременно, а Евгений Лазарев в роли Самохвалова был настолько харизматичен, что публика не могла отвести глаз.

Зал, затаив дыхание, следил за каждым движением. Успех был феноменальным, а аплодисменты долго не стихали. И тут Рязанов понял: иногда чудо всё-таки возможно. Главное - встретить тех, кто действительно чувствует твой замысел и способен подарить ему новую, но не поддельную жизнь.

Телеспектакль, который разозлил РязановаБлагодаря успеху именно этой постановки, было решено экранизировать пьесу

"Сослуживцы" в виде одноименного телеспектакля. На роли главных героев взяли тех же актеров - Левинсона, Анисимову, Лазарева, Сидорову и др. И вот в 1973 году пьесу показали по телевизору. Но вдруг случился поворот, которого никто не ожидал ,в том числе и сам Рязанов. Да, Эльдару Рязанову спектакль на экране категорически не понравился.

Он ругался вслух, раздражался и искренне не понимал, как можно было столь живую пьесу превратить в плоский и скучный телепоказ. Его раздражало всё: отсутствие монтажа, замкнутое пространство, вялый ритм и примитивная музыка.

Но именно эта злость и стала точкой старта. Рязанов понял:

нельзя оставлять всё так, как есть. Нужно сделать свою версию, настоящую, живую, киношную. И он принялся за дело.

Рождение "Служебного романа"Когда Рязанов решил снимать фильм по "Сослуживцам", он начал с подбора актёров. На роль Калугиной сразу пригласил Алису Фрейндлих, потому что только она могла сыграть строгую, но интересную женщину.

Кастинг был ключевым. В фильме появились новые образы: Верочка в исполнении Лии Ахеджаковой, Самохвалов в исполнении Басилашвили, ну и, конечно, сам Новосельцев, которого сыграл Андрей Мягков. И хотя Левинсон в спектакле старался быть застенчивым и трогательным, харизма Мягкова оказалась совершенно на другом уровне.

Сравнение образов: что изменилось и почему это важноНу а теперь поговорим немного об образах персонажей. В "Сослуживцах" секретарь Верочка была типичной глуповатой глуповатой блондинкой. В фильме же Верочка - умная, современная, харизматичная женщина. Это уже не просто персонаж - это зеркало эпохи.

Новосельцев у Левинсона получился немного бледный, почти безликий. У Мягкова он действительно живой, растерянный, но настоящий. Он вызывает сочувствие, раздражение, нежность - всё сразу. А это и есть актёрское мастерство.

Самохвалов в телеспектакле казался какой-то пародией. Улыбчивый, неестественный, с манерой речи, напоминающей сказочного кота, объевшегося сметаны. А вот Басилашвили - это "хищник": Уверенный, циничный, обаятельный/ И именно таким он должен быть.

Музыка, атмосфера, монтажУ Рязанова был ещё один "козырь" в рукаве - музыка. Та самая мелодия и песни, которые создавали настроение. В телеспектакле же музыкальное оформление было скорее случайным и, порой, нелепым. И я бы даже сказал, музыка здесь больше подходила к какому-то детскому фильму.

Ну а монтаж и операторская работа в фильме выше всяких похвал. Переходы, крупные планы, динамика - всё это сделало "Служебный роман" кино в полном смысле слова. Там, где "Сослуживцы" были статичными, фильм "дышал".

Финал: что стало поворотной точкой?Парадоксально, но именно разочарование в телеспектакле и стало катализатором. Рязанову было обидно. Обидно за героев. За историю. За недосказанность.

Он понял: нужно рассказать эту историю по-настоящему: со смехом, со слезой, с деталями, с душой. В общем именно так, как они с Брагинским изначально это задумывали.И он сделал это. И подарил нам фильм, который цитируют, пересматривают, любят уже почти 50 лет.

Заключение

"Сослуживцы" - это не ошибка. Это черновик. Первая попытка. Без этого неудачного телеспектакля не было бы

"Служебного романа". Не было бы "Мымры" в исполнении Алисы Фрейндлих, не было искрометных шуток и потрясающих романтических поворотов.

Хорошо, что Рязанов разозлился. Хорошо, что он не сдался. Потому что иногда именно злость - это форма любви, как бы это странно ни звучало.И возможно в принципе глупо сравнивать телеспектакль с высокобюджетным фильмом, но все же я очень рад, что был снять телеспектакль "Сослуживцы". Да и благо в 2010 году в интернете появилась полная версия того самого телеспектакля, благодаря чему зрители могут посмотреть (ну или вспомнить), с чего все начиналось.
Loading...

Чтобы оставить комментарий, необходимо авторизоваться:


Смотри также

Организаторы марафона удивили зрителей необычным способом перехода через трассу Мужчина пожалел, что согласился на сплав по горной реке Живодёры на снегоходах загнали лису Нервный китайский курьер Спасение исторических стадионов в Москве. Фото до/после Тайник для мелких ценных вещей Прогулка по Москве 1992 года В Северной Каролине самолёт рухнул прямо в океан рядом с пляжем Реакция спасённых собак на поцелуй На Сахалине очевидец снял на видео лису, которая вскарабкалась за бурундуком на сухую ёлку Китайские боевые роботы-неваляшки Прогулка по Крыму 1974 года