25 сентября в 15:03

Спартак, индейцы и Анжелика: Самые кассовые иностранные картины в СССР 1960-х, впервые попавшие на наши экраны

1960-80-е в СССР - это не только оттепель и космос, но и тот самый непривычный для страны момент, когда иностранное кино пробилось сквозь бюрократические заслоны и "заразило" советские кинозалы массовым восторгом. Парадокс: официальная цензура выбирала от силы десяток-два заграничных картин в год, а зрители штурмовали прокат так, словно всю жизнь были ценителями мирового кинематографа.                                    





"Анжелика - маркиза ангелов" / Angélique, marquise des anges (Франция, 1964)Прокат в СССР - 1969. Зрители: 41,1 млн.Любовные саги и исторические костюмы - вечная слабость массового зрителя. "Анжелика" стала в СССР чем-то вроде легкой романтической отдушины: Мишель Мерсье в блестящих платьях, приключения, немного интриги и обязательный счастливый финал - рецепт, который срабатывал беспроигрышно. Неформально: кино "для дам", официально - приличная европейская мелодрама. В условиях скудного репертуара такое было сродни культурной роскоши.

"Фантомас разбушевался" / Fantômas se déchaîne (Франция/Италия, 1965)Прокат в СССР - 1967. Зрители: 44,7 млн.Продолжение франшизы с Луи де Фюнесом - чистая радость для поклонников легкой жанровой эквилибристики. Кино - смесь детектива, абсурдной комедии и трюкового шоу. Де Фюнес здесь на гребне славы, а сцены с "третьей рукой" и летающим автомобилем надолго остались в массовой памяти. И да, Франция умела подарить зрителю элегантные фантазию и смех, не всегда доступные в родном кинематографе.

"Фантомас" / Fantômas (Франция/Италия, 1964)Прокат в СССР - 1967. Зрители: 45,5 млн.Первая часть франшизы оказалась даже популярнее сиквела - фильм пришелся по вкусу и кинотеатрам, и ценителям "пикантной" французской легкости. В середине 60-х, на волне культурного потепления, "Фантомас" стал локомотивом для целого набора французских лент, которые заполнили советские экраны - от приключений до легкой комедии с нравоучительным стержнем.

"Цветок и камень" / Phool aur Patthar (Индия, 1966)Прокат в СССР - 1969. Зрители: 46,4 млн.Индийское кино в СССР - особая история любви. "Цветок и камень" - классический болливудский микс драмы, музыки и массовых танцев, но с человеческим сердцем в основе: преступник, влюбленный в угнетенную вдову. Мелодрама, живые песни и эмоциональная искренность сделали фильм блокбастером для советских зрителей. Индийские саги затем годами шли "в непрерывной ротации" по периферийным залам.

"Верная рука - друг индейцев" / Old Surehand 1. Teil (ФРГ/Югославия, 1965)Прокат в СССР - 1968. Зрители: 47,1 млн.Европейский "вестерн" о благородном стрелке с пафосным индейским прозвищем - ещё один феномен советского проката. Ностальгия по "Дикому Западу" у нашего зрителя имела неожиданный вид: скованные моралью европейские постановки о приключениях индейцев и охотников стали семейным развлечением. Просто и сердито - идеальная формула успеха.

"Разиня" / Le Corniaud (Франция/Италия, 1965)Прокат в СССР - 1966. Зрители: 52 млн.Луи де Фюнес снова на выезде - на этот раз в комедии Жерара Ури, которая покорила и критиков, и залы. История про незадачливого итальянца, связанного с контрабандой - чистая фарсовая машина с отменной актерской работой и искрометным темпом. Советский стандарт для иностранного массового зрелища: смейтесь, но не забывайте о морали - и для вас будет открыт вечный повторный прокат.

"Материнская любовь" / Mamta (Индия, 1966)Прокат в СССР - 1969. Зрители: 52,1 млн.Ещё один болливудский хит - драма о противостоянии богатых и бедных, где материнская жертвенность выведена в культ. В Индии фильм довольствовался средними результатами, а в СССР стал мегапопулярным: в условиях дефицитного зарубежного репертуара такие мелодрамы превращались в массовые психотерапевтические сеансы для миллионов зрителей.

"Седьмое путешествие Синдбада" / The Seventh Voyage Of Sinbad (США, 1958)Прокат в СССР - 1960. Зрители: 70,1 млн.Классический голливудский блокбастер с фантастическими спецэффектами стал настоящим событием, ведь американские картины в СССР допускались крайне редко. "Синдбад" поразил масштабом и чудесами стоп-моушн-монстров Рея Харрихаузена - для советского зрителя это был ощущаемый мир приключений и технического чуда.

"В джазе только девушки" / Some Like It Hot (США, 1959)Прокат в СССР - 1966. Зрители: 72,8 млн.Комедия Билли Уайлдера - редкий пример "идеального экранного вируса": переодевания, музыка, парад человеческих характеров и легкая сатира на пороки общества. В СССР фильм приняли как эксцентричный фарс с "буржуазным" флером, но именно это шумное, остроумное кино и взорвало репертуар - ведь кому не понравится хорошая шутка с музыкальным сопровождением?

"Черный тюльпан" / La tulipe noire (Франция/Испания/Италия, 1964)Прокат в СССР - 1969. Зрители: 76,7 млн.Романтико-приключенческий хит с Аленом Делоном в главной роли. Для советского зрителя "Черный тюльпан" - это почти что супергеройская история о спасителе в плаще и маске. Местами сентиментальная, местами зрелищная. Модный Делон и романтика двойной жизни сделали картину вдохновением для детских игр и подростковых еженедельных пересмотров.

"Великолепная семерка" / The Magnificent Seven (США, 1960)Прокат в СССР - 1962. Зрители: 67 млн.Голливудская адаптация Куросавы и в СССР нашла свою аудиторию: семеро американских стрелков, защищающих деревню - классическая история о чести и самопожертвовании. Несмотря на озабоченность цензуры и критику отдельных политиков, фильм стал настоящим массовым событием, и в глубинке, и в крупных городах его ходили смотреть семьями.

"Спартак" / Spartacus (США, 1960)Прокат в СССР - 1967. Зрители: 91,2 млн.Абсолютный рекордсмен десятилетия - эпический "Спартак" Стэнли Кубрика. Для советской идеологии античный бунт рабов оказался абсолютно "своим" - борьба против угнетения, призыв к равенству и пафос коллективного сопротивления ложились на партийную повестку так удобно, что фильм получил безраздельный допуск в широкие массы. Для народа же решающим стали масштаб, драматизм и харизма Кирка Дугласа - кино, которое по-настоящему переворачивало представление о том, как может выглядеть широкий исторический эпос.

1960-е показали: несмотря на избирательную политику проката, зарубежное кино могло не только проскользнуть в СССР - оно становилось частью повседневной культуры. Любовные саги, комедии, вестерны, болливудские мелодрамы и режиссерские эпопеи - все это собирало миллионы. Ирония момента - пара десятков утвержденных зарубежных релизов в год делала каждую "чужую" премьеру событием, а зритель, лишенный изобилия выбора, относился к ним с особой страстью. Что же - вкусы не обсуждаются: наши предки ходили в кино и возвращались в мир, чуточку расширенный экраном. =====Можно добавить ещё с десяток фильмов. Вы мне поможете в комментария? ==Увидимся и мы в кино - и не забывайте смотреть классику.
Loading...

Чтобы оставить комментарий, необходимо авторизоваться:


Смотри также

Игрушка-антистресс из Грузии В Анапе продают квартиры с очень низкими потолками Девушка раскритиковала китайские имена, которые предложил её муж Водяные клещи: пару фактов о них VR-очки стали новыми фитнес-тренерами для девушек в залах Ожиревшие и унылые: китаец изобразил рабочую силу США В США спасли бездомного пса, который застрял мордой в ведре из-под сырных шариков В Южной Африке бабуин пробрался в квартиру туристов и устроил фруктовый пир «Я сын главы республики. Мой брат, сотрудник ФСБ размотал бы вас тут»: парнишка наехал на сотрудников… Просто гифки, всякие и разные Крыса устроила «диверсию» на подстанции в Хакасии