До изобретения автомобилей именно шайры выполняли роль двигателя прогресса: пахали землю, тянули баржи по каналам, работали как автобусы и грузовики.

Шайр - английская порода тяжеловозных лошадей. Огромные, спокойные, могучие - они словно созданы разрушить стереотип о том, что большая сила обязательно должна быть грубой. Несмотря на свои впечатляющие габариты - около 180 сантиметров в холке и более 1000 килограмм веса, шайры ведут себя как собаки с копытами. Они будто понимают свои размеры, потому ведут себя максимально деликатно.

Чтобы вы понимали: средний рост большинства верховых пород - 160 сантиметров, вес - около 500 килограмм. То есть шайры на голову выше всех остальных лошадей и в два раза тяжелее! Даже среди тяжеловозов сложно найти достойных соперников: шайры официально считаются самой крупной породой.

Абсолютным чемпионом за всю историю считается жеребец Сэмпсон, что жил почти два столетия назад. Он вырос до рекордных 219,7 сантиметров и весил при этом более 1500 килограмм. Никому ещё не удалось побить его рекорд, но регулярно появляются достойные кандидаты.

Предки шайров - большие английские боевые кони. Главный транспорт средневекового рыцаря. Эти лошади возили на себе человека в железных доспехах - минимум 180 килограмм на спине! С ними конь не просто ходил-бродил, а бегал по полю, маневрировал среди людей с мечами, и всё это под крики, шум, гам и топот кучи других лошадей. Выносливость и психика у боевых лошадей были как у танка - это высоко ценилось во все времена.

Эпоха рыцарей прошла, наступила индустриализация, но боевые лошади никуда не делись - они трансформировались под новые нужды. Крови бывших воинов смешались с кровями европейских тяжеловозных пород. Так появились шайры - добрые гиганты с повышенной работоспособностью.

Шайров использовали абсолютно для всех видов работ в городе. Проще назвать, чего они не делали. Здоровяки катали по городу омнибусы - первые автобусы на лошадиной тяге, таскали повозки с углём для отопления, с товарами для рынка, бочки с пивом для пабов. Копытных запрягали для перемещения барж по каналам внутри города. Что уж там, даже мусор из города вывозили на телеге с шайрами! В деревнях точно также эти лошади были в цене - никто лучше них не мог вспахать твёрдую землю или перевезти дерево с лесоповала.

Тогда же стали вести племенные книги, проводить выставки и различные соревнования. Экипажи шайров сравнивались по красоте и мощи, отдельные лошади - по экстерьеру, а двойки - по перемещению груза на короткие дистанции. Один конь способен перетащить 2-3 тонны. Это значит, что двойка спокойно может перетащить целый грузовик!

Упадок в истории породы наступил с изобретением первых двигателей. Раньше на обслуживание одного Лондона уходило 20 тыс. лошадей! Но когда городская инфраструктура пересела с повозок на машины - шайры остались не у дел. С миллионной популяции их численность упала до нескольких тысяч. Шайров было выгодно держать для работы, но просто как питомца - слишком дорогое удовольствие. Затраты на корм и содержание непосильны для обычных людей. Так гиганты конного мира остались в племенных конезаводах и дорогих конюшнях. Но те, кто отважились завести шайра, больше не променяют его ни на какую другую породу.


Благодаря покладистому характеру и выносливости животины способны выступать в абсолютно любой дисциплине. Да, может, призёрами и не станут, но за хозяином - и в огонь, и в воду. Шайры берут барьеры и бегут галопом, что совершенно нетипично для тяжеловозных пород. Они участвуют в показательных соревнованиях лошадиных экипажей и буксировке тяжестей. Как и сотни лет назад, они катают туристов в каретах по городу и даже детей в Диснейленде. Нежные гиганты выполняют команды получше некоторых верховых пород и ничто не может их напугать.