Завод ЗИЛ - известнейший автогигант столицы. Возникший как первый автомобильный завод еще в дореволюционной России, он превратился в лидера автопрома в советское время. Автомобили этой марки неизменно составляли список Гаража особого назначения.
Сотрудники ЗИЛа - отдельная категория жителей столицы со своим жильем, детскими садами, поликлиниками, санаториями. Своим университетом, Домом культуры и даже своей футбольной командой. Настоящий город в городе.
1.
Смотреть все фото в галерее
2.
Источники:
Союз фотохудожников России
Завод был построен на территории, известной несколькими объектами: Симонову и Даниловскому монастырям и Тюфелевой роще. В начале XX века там появились несколько заводов, в том числе первый автомобильный завод в России.
3.
Источники:
МАММ / МДФ
Завод сменил несколько названий: АМО, 1-й ГАЗ, ЗИС, ЗИЛ. Носил имена итальянского анархиста Пьетро Ферреро, Иосифа Сталина, директора завода Ивана Лихачева.
4.
Источники:
МАММ / МДФ
В 1924 году первые десять грузовиков АМО-Ф-15, выкрашенных в красный цвет, проехали по Красной площади. Дальше был испытательный пробег, после которого начался их серийный выпуск.
5.
Карнавал во Дворце культуры 1-го Государственного автомобильного завода имени И. В. Сталина в честь годовщины Сталинской конституции
(декабрь 1937)
6.
Источники:
МАММ / МДФ
В 1926 году директором завода стал Иван Лихачев. Бывший слесарь и матрос, он занял должность в 30 лет. При нем начался массовый выпуск автомобилей, и завод превратился в настоящий автогигант.
7.
Источники:
Архив Валентина Хухлаева
"Мы пришили к пуговице пальто" - так Лихачев описал результаты первой реконструкции завода. В цехах установили новейшее американское оборудование, которое позволило повысить годовой выпуск автомобилей практически в 8 раз.
В Америке Лихачев встретился с создателем автомобильной империи Генри Фордом и получил от него приглашение на работу. "Вы родились под автомобильной звездой. Вас поили не молоком матери, а бензином, черт возьми". После смерти Лихачева завод назовут его именем.
8.
Источники:
МАММ / МДФ
ЗИС-101. Первая легковая машина завода представительского класса. На ней перемещались партийная элита, работники дипломатической службы, деятели культуры. Такие автомобили были у актрисы Любови Орловой, писателя Алексея Толстого.
9.
Источники:
МАММ / МДФ
ЗИС‑110. К его разработке приступили еще во время войны. Хорошая шумоизоляция, радиоприемник, часы, мягкие сиденья с набивкой из гагачьего пуха - все это было в новинку для советского автопрома. Несколько экземпляров были сделаны с бронированными стеклами. Один из них предназначался Сталину.
10.
Источники:
Архив Валентина Хухлаева
Душ перед выпуском (22 марта 1959)
11.
Источники:
Архив Валентина Хухлаева
Автомобили ЗИЛ, наравне с иностранными марками, составляли парк Гаража особого назначения и были закреплены за членами Политбюро и их семьями.
12.
Источники:
Архив Валентина Хухлаева
На сборочном конвейере ЗИЛ-157 (18 октября 1959)
13.
Источники:
Архив Валентина Хухлаева
Водитель-испытатель ЗИЛ (25 августа 1968)
14.
Источники:
Архив Валентина Хухлаева
На заводе производили не только автомобили: под маркой "ЗИЛ" выпускались автобусы, холодильники, велосипеды.
15.
Источники:
Архив Валентина Хухлаева
При ЗИЛе существовал завод-ВТУЗ. Студенты сочетали учебу с работой на производстве. В 1980-е он переименован в Московский автомобилестроительный институт - МАСИ, а в 1990-е - в Московский государственный индустриальный университет - МГИУ.
16.
Студенты ВТУЗ ЗИЛ готовятся к зачетам
(20 марта 1963)
17.
Источники:
Архив Валентина Хухлаева
Конструктивистское здание ДК "ЗИЛ" построено в 1930-е годы по проекту братьев Весниных. Свободная планировка, панорамные окна, строгие геометрические формы характеризуют признанный памятник московского авангарда. На крыше спланирован раздвижной купол обсерватории.
18.
Источники:
Архив Валентина Хухлаева
Каждый день, сверяясь с часами на проходной, тысячи сотрудников спешили на работу. Большинство автозаводцев пользовались открытой в 1943 году станцией метро "Завод имени Сталина". В 1956-м ее переименуют в "Автозаводскую".
19.
У проходной можно было сесть на специальный местный автобус и доехать до своего производственного корпуса.
20.
Источники:
Архив Валентина Хухлаева
ЗИЛ - целый город в городе со своей инфраструктурой. На территории находились магазины, столовые, кафе. Сотрудники и их семьи пользовались специальными поликлиниками, больницами, детскими садами и санаториями.
21.
22.
Источники:
Архив Валентина Хухлаева
На заводе выходили несколько газет. Первая, издававшаяся с 1922 года "Вагранка", вывешивалась в каждом цехе и в коммунальных домах.
23.
24.
25.
Источники:
Архив Валентина Хухлаева
Завод смог пережить кризис 1990-х, но производство автомобилей сократилось.
Источники:
Союз фотохудожников России
Завод был построен на территории, известной несколькими объектами: Симонову и Даниловскому монастырям и Тюфелевой роще. В начале XX века там появились несколько заводов, в том числе первый автомобильный завод в России.
Источники:
МАММ / МДФ
Завод сменил несколько названий: АМО, 1-й ГАЗ, ЗИС, ЗИЛ. Носил имена итальянского анархиста Пьетро Ферреро, Иосифа Сталина, директора завода Ивана Лихачева.
Источники:
МАММ / МДФ
В 1924 году первые десять грузовиков АМО-Ф-15, выкрашенных в красный цвет, проехали по Красной площади. Дальше был испытательный пробег, после которого начался их серийный выпуск.
Карнавал во Дворце культуры 1-го Государственного автомобильного завода имени И. В. Сталина в честь годовщины Сталинской конституции
(декабрь 1937)
Источники:
МАММ / МДФ
В 1926 году директором завода стал Иван Лихачев. Бывший слесарь и матрос, он занял должность в 30 лет. При нем начался массовый выпуск автомобилей, и завод превратился в настоящий автогигант.
Источники:
Архив Валентина Хухлаева
"Мы пришили к пуговице пальто" - так Лихачев описал результаты первой реконструкции завода. В цехах установили новейшее американское оборудование, которое позволило повысить годовой выпуск автомобилей практически в 8 раз.
В Америке Лихачев встретился с создателем автомобильной империи Генри Фордом и получил от него приглашение на работу. "Вы родились под автомобильной звездой. Вас поили не молоком матери, а бензином, черт возьми". После смерти Лихачева завод назовут его именем.
Источники:
МАММ / МДФ
ЗИС-101. Первая легковая машина завода представительского класса. На ней перемещались партийная элита, работники дипломатической службы, деятели культуры. Такие автомобили были у актрисы Любови Орловой, писателя Алексея Толстого.
Источники:
МАММ / МДФ
ЗИС‑110. К его разработке приступили еще во время войны. Хорошая шумоизоляция, радиоприемник, часы, мягкие сиденья с набивкой из гагачьего пуха - все это было в новинку для советского автопрома. Несколько экземпляров были сделаны с бронированными стеклами. Один из них предназначался Сталину.
Источники:
Архив Валентина Хухлаева
Душ перед выпуском (22 марта 1959)
Источники:
Архив Валентина Хухлаева
Автомобили ЗИЛ, наравне с иностранными марками, составляли парк Гаража особого назначения и были закреплены за членами Политбюро и их семьями.
Источники:
Архив Валентина Хухлаева
На сборочном конвейере ЗИЛ-157 (18 октября 1959)
Источники:
Архив Валентина Хухлаева
Водитель-испытатель ЗИЛ (25 августа 1968)
Источники:
Архив Валентина Хухлаева
На заводе производили не только автомобили: под маркой "ЗИЛ" выпускались автобусы, холодильники, велосипеды.
Источники:
Архив Валентина Хухлаева
При ЗИЛе существовал завод-ВТУЗ. Студенты сочетали учебу с работой на производстве. В 1980-е он переименован в Московский автомобилестроительный институт - МАСИ, а в 1990-е - в Московский государственный индустриальный университет - МГИУ.
Студенты ВТУЗ ЗИЛ готовятся к зачетам
(20 марта 1963)
Источники:
Архив Валентина Хухлаева
Конструктивистское здание ДК "ЗИЛ" построено в 1930-е годы по проекту братьев Весниных. Свободная планировка, панорамные окна, строгие геометрические формы характеризуют признанный памятник московского авангарда. На крыше спланирован раздвижной купол обсерватории.
Источники:
Архив Валентина Хухлаева
Каждый день, сверяясь с часами на проходной, тысячи сотрудников спешили на работу. Большинство автозаводцев пользовались открытой в 1943 году станцией метро "Завод имени Сталина". В 1956-м ее переименуют в "Автозаводскую".
У проходной можно было сесть на специальный местный автобус и доехать до своего производственного корпуса.
Источники:
Архив Валентина Хухлаева
ЗИЛ - целый город в городе со своей инфраструктурой. На территории находились магазины, столовые, кафе. Сотрудники и их семьи пользовались специальными поликлиниками, больницами, детскими садами и санаториями.
Источники:
Архив Валентина Хухлаева
На заводе выходили несколько газет. Первая, издававшаяся с 1922 года "Вагранка", вывешивалась в каждом цехе и в коммунальных домах.
Источники:
Архив Валентина Хухлаева
Завод смог пережить кризис 1990-х, но производство автомобилей сократилось.
Источники:
Архив Валентина Хухлаева
Последний грузовой автомобиль был выпущен в 2016 году и продан в трамвайный парк Казани.