Началось всё со знакомства с дядей Ваней, кузнецом-инструментальщиком слесарного цеха. У него была в цехе отдельная выгородка, с горном, наковальней и электромеханическим молотом.Дядя Ваня внешне был тщедушным мужичком, бородатым и в толстенных очках. Обманчивое впечатление, если не знать про его железные руки и его чудовищную физическую силу. Человек огня и металла, и этим все сказано.Местная гопота не знала и несколько раз они нарвались. Дядя Ваня их развесил по заборам, и пригласил заходить еще, когда соскучатся. За тринадцать лет моей работы на предприятии, из местных не соскучился никто.Дядя Ваня хотел понять глубже работу с металлом и начал трясти меня. Я ведь был тогда с интернетом. "- "Да легко!" - опрометчиво пообещал я.Чем глубже я забирался в изучение вопроса, тем отчетливее я понимал, что институты цеховых мастеров и личного ученичества вовсе не изжиты - они просто ушли в глубокое подполье. Некоторым нюансам работы вас не научит ни один ВУЗ, но вы и сами это знаете. Только личный опыт. Или - вам поможет Наставник.Я пошел с повинной головой к дяде Ване и рассказал, чего нашел. А нашел я почтовые адреса трех кузнецов - Подольск, Новокузнецк, Магнитогорск, которые были готовы общаться и делиться сведениями.Дядя Ваня растрогано хлопнул меня по плечу. У меня отнялась рука.- "Дядя Ваня! Я ведь ничего не нашел!" - расстроенно сказал я. Я действительно переживал, ведь я обещал и не сделал.-"Не ври. Ты - нашел." - строго сказал дядя Ваня. И вдруг предложил - "Хочешь, я тебе ножик сделаю?"-"Хочу" - ответил я. У нас многие слесаря делали ножи, но нож работы дяди Вани - это было как орден Победы.- "С тебя бутылка!" - усмехнулся дядя Ваня.И удивился на следующий день, когда я припер ему литровую бутылку водки в подарочной упаковке.-- "Что-то неожиданно" - сказал дядя Ваня.
- "Что, мало?" - забеспокоился я и приготовился бежать еще за одной.- "Много!" - рявкнул дядя Ваня - "Тебе какую рукоять делать - из кожи или из чаги?"- "Из чаги" - автоматически ответил я.Нож вышел на загляденье. По плоскому лезвию без дола вились булатные узоры. Медная гарда, удобная, ухватистая рукоять и тяжелый медный противовес в навершии.Я зачарованно уставился на узоры лезвия. И очнулся только после окрика дяди Вани. -"Владей! Только без дела не размахивай!" - напутствовал меня дядя Ваня.По обычаю я передал дяде Ване мелочь.Прости, дядя Ваня. Через несколько лет нож твоей работы у меня украли. Вместе с остальными вещами из квартиры. И если часть вещей я смог вернуть, то нож мне так и не вернули.
Название кузницы в Осташкове улыбнуло)
Фотоотчёт об изготовлении ультрабасового варгана, часть первая с изготовлением клина для крепления язычка инструмента постом выше. III. Отверстие для язычка
Отмечаем место для отверстия под язычок и клин:
Дальше просто: пробиваем, нагреваем, выравниваем, придаём форму. И так по кругу.
Готово!
На фото выше - готовый паз для "язычка" варгана. IV. Обработка декГреем заготовку и загибаем деки:
Выравниваем относительно друг друга:
Обрабатываем грани на гриндере:
(обрабатываются наружные грани буквы "П", они затем и станут рабочей поверхностью для игры) Разумеется, теперь важно следить за тем, чтобы всё было предельно ровно:
Можно приступать к следующей стадии.
V. Корпус инструмента: завершающий этапТеперь нагреваем середину и гнем заготовку: (придаем ей конечную форму. Заточенные ранее на гриндере грани при этом заворачиваются внутрь).
Периодически выравнивает варган на наковальне:
И так по кругу.
(Необходимо, чтобы острые заточенные ранее внутренние грани лежали в одной плоскости друг с другом и гранями будущего язычка) Глазомер - наше всё!
Осталось поставить клеймо.
Коррекция после клеймения:
Можно чистить!
Продолжение будет)
Этот фотоотчет отснял еще зимой Аксентий Бескровный (я не знаю, можно ли в Пикабу делать ссылки на соцсети, но Аксентия найти в интернете легко - он активист варганного мира, а, если кому-нибдьу интересно научиться профессионально играть на варгане, могут поискать его подробный самоучитель - скоро он появится в продаже). Несмотря на то, что фотоотчет был сделан в старой мастерской (сейчас у нас новая), технология изготовления от этого не меняется. Мы хотим сказать большое спасибо Аксентию за этот материал. И, конечно же, задавайте в комментариях свои вопросы - на все ответим).
Предисловие: комната с видом на наковальнюМастерская Дмитрия Бабаева начинается непосредственно у него дома. Стоит раздвинуть шторы в комнате, и вместо красивого вида на солнечный Санкт-Петербург ваш взгляд встретится с наковальней и прочими интересными мелочами.
Рядом удалось обнаружить список добрых дел на день.
Нам наиболее интересен пункт "сделать УБ" - здесь речь идёт об "ультрабасовом" варгане (с базовым тоном в границах субконтроктавы или же близко к ней), процесс изготовления которого и предстоит наблюдать в этой статье.
Впрочем, делать варган будем в другой мастерской. Домашняя только для небольших и не особенно шумных дел. Например, можно доделать футляр (у Димы утро начинается не с кофе, а с хвостов по недавним заказам). Можно осмотреться вокруг и увидеть сам список заказов (особенно интригует пометка "МНОГО" в седьмой строке колонки "Сколько").
Примечание редактора: это давний список, который фотографировали уже много раз, новый мы спрятали) По всем углам развешаны будущие инструменты.
Можно найти пару заготовок для эксклюзивных варганов. Осталось только приделать язычки - и всё будет звучать.
И звучать эти варганы, конечно же, будут хорошо.
Пора собираться в мастерскую, где можно шуметь. Путь от наковальни А к наковальне Б предстоит неблизкий.
Здесь, в недрах зловещих питерских ландшафтов, и находится мастерская Димы. Нам в здание справа.
Мы на месте.
Всюду разложены заготовки варганов. Вот для классических дуговых:
Ну или не совсем классических...
Они же вместе с более современными вариантами инструмента:
Заготовки можно обнаружить не только на столе, но и буквальным образом над головой.
I. "Нужно больше инструментов, милорд!"Отдельная тема в работе Димы - это всевозможные кузнечные инструменты, которые он изготавливает самостоятельно. Будь-то молотки, клещи, или что-либо безымянное и предназначенное исключительно для варганов. Например, вот эта вот загадочная штука:
Поскольку язычок в будущем варгане будет крепиться клином (такие периодически встречались в разных уголках европейской части континента, особенную популярность способ крепления приобрёл в сицилийской и норвежской традициях), то в основании корпуса нужно будет пробить отверстие подходящих размеров. Варган будет довольно крупным и массивным, для него потребуется отдельный инструмент.
Включаем печку...
...и кладём в неё заготовку.
Такая вот рекурсия: используя одни инструменты собственного изготовления, Дима делает новые инструменты.
Самое время немного подымить.
Почти готово.
Обрабатываем получившийся инструмент на точильном станке. Искрит!
Финальная проверка размеров по отдельному шаблону.
Всё сходится.
К сожалению, редактору нужно бежать к врачу, продолжение после обеда)