15 июля 2021 года в 13:42

Отверженные

Десятки олимпийских богов мы хорошо знаем по школьному курсу "История древнего мира", по книге "Мифы и легенды Древней Греции". А о славянских божествах, которых назвали язычными, которым поклонялись наши предки на Руси всего тысячу лет  назад - мы практически не ведаем                                    





Смотреть все фото в галерее
Слово "язычество" происходит от славянского слова "языцы", то есть "народы", не принявшие христианство. Точных сведений о божествах и ритуалах древних славян немного: письменность появилась на Руси лишь в IX веке и распространилась далеко не сразу. Храмов под крышами у древних славян, скорее всего, не было, ритуалы проводились под открытым небом, на полянах, на так называемых капищах, где были установлены идолы. Реконструировать эти ритуалы сложно, но в этом помогают сохранившиеся до наших дней языческие обычаи.
Пантеон славянских божеств был многочисленным и сложным. Помимо огромного количества сверхъестественных существ низшего порядка (оборотни, упыри, духи и другие), славяне верили в высших богов, которые и управляли миром. Основное представление о главных языческих богах дает нам так называемый "Владимирский пантеон", составленный в 980 году. В "Лаврентьевской летописи" идет прямое перечисление некоторых богов: Перун, Хорс, Даждьбог, Стрибог, Симаргл, Мокошь.    


Перун - бог неба
В дохристианской Руси почитался как высший бог. Культ Перуна восходит к общеиндоевропейскому почитанию бога-громовержца. По воззрению славян, Перун в теплые дни весны являлся со своими молниями, оплодотворял землю дождями и выводил из-за рассеянных туч ясное солнце. Его творческой силой пробуждалась природа к жизни. Производитель, творец, он как бы вновь созидал мир. Но Перун - также божество грозное и карающее, которое возбуждает страх и трепет. На Руси Перуна представляли в виде немолодого мужа: по сообщению летописей, волосы его деревянного идола в Киеве была серебряными (седина), а усы - золотыми. Борода громовержца у всех индоевропейских наций играла какую-то особую роль.
Главным оружием Перуна были камни и стрелы (олицетворения молний), палица, плеть, а также топоры. В образе всадника на коне или на колеснице Перун поражает своим оружием змеевидного врага, в поздних текстах - сказочный Зми-улан. Тот прячется от Перуна вначале в дереве, потом - в камне, человеке, животных, воде. После победы Перуна над врагом освобождаются воды, в других вариантах мифа - женщина, похищенная противником Перуна, - Мокошь, и проливается дождь.
Миф о Перуне олицетворял нисхождение грома, грозы, плодородного дождя. Этому мифу соответствуют общеславянские ритуалы, связанные с культом Перуна и имеющие целью вызывание дождя. Наиболее распространённым из них было обливание водой женщин - жертв Перуну. По летописным сообщениям, Перуну также приносились в жертву животные, дети и пленники. Относимые к Перуну мифы и ритуалы часто связывались с дубами и дубовыми рощами, а также с возвышенностями, на которых в древности ставили идолы этого бога и его святилища. У таких дубов произносились торжественные клятвы.
Во время крещения киевлян, святой князь Владимир, прежде высоко чтивший Перуна, приказал привязать его идола к хвосту лошади и "влещи с горы по Боричеву на Ручей" в Днепр, приставив двенадцать мужчин бить поверженного кумира жезлами. Народ при виде этого плакал. На Перуновом холме Владимир воздвиг церковь.    


Мать-сыра́ земля́ - богиня земли
Земля, по общеславянской традиции, является символом материнства и женского начала. Принимая в себя семена, Земля беременеет и дает новый урожай. Земля считалась матерью всех живых существ и растений, средоточием плодородия. Противопоставлялась Перуну,  персонифицированному Небу (богу-Громовержцу). Архаические представления о небе и земле как супружеской паре сохранились в польском фольклоре. По болгарским представлениям, месяц является сыном неба и земли. В русском фольклоре выражение "Мать - сыра земля" обозначает прежде всего землю, оплодотворенную небесной влагой и готовую родить. Ее дети - русский пахарь-богатырь Микула Селянинович и все живые существа.    


Сварог - бог небесного огня и владыка мира
Один из самых высших богов славяно-языческого пантеона. Сварога почитают, как бога неба и творца Земли. Сварог также считается покровителем воинов и оружия. Является богом-кузнецом, который научил людей ковать изделия из металла. Любая кузница уже сама по себе является капищем Сварога, а наковальня и молот - символами Сварога. Сварог является покровителем свадеб, которые заключаются между людьми. Он является отцом нескольких богов Сварожичей, самым главным из которых является бог солнца Даждьбог.    


Дажьдбог - бог солнца и дождя
Сын Сварога, божество, связанное с солнцем, покровитель, щедрый податель благ людям. Дажьбог ниспосылает с неба тепло и следит за сменой времён года, отправляя соловушку замыкать зиму и отмыкать лето.    


Хорс - бог луны
Хорса считали богом солнца южных племен, в частности торков, где еще в X веке было сильным скифско-аланское влияние. Имя Хорса выводится из персидского языка, где корш (коршид) обозначает "солнце". Однако олицетворение Хорса с солнцем было оспорено некоторыми учеными. Евгений Аничков писал о том, что Хорс - не бог солнца, а бог месяца, луны. Этот вывод он сделал на основании текста "Слово о полку Игореве". Великим Хорсом, по мнению Аничкова, было не солнце, а месяц, которому также поклонялись восточные славяне.    


Симаргл - бог растений
Среди перечисленных в летописи богов, идолы которых стояли на Старокиевской горе, не совсем ясна сущность Симаргла. Некоторые исследователи сопоставляют Симаргла с иранским божеством Симургом (Сенмурв), священным крылатым псом, хранителем растений    


Мокошь - богиня воды и плодородия
Она по разным источникам почиталась как богиня воды. Богиня, представлявшаяся в виде женщины с большой головой и длинными руками, которая прядёт по ночам в избе. Имя "Мокошь" связывают с общеславянским словом "мокнуть", как богиня плодородия, рождаемости. В более бытовом смысле Мокошь также была богиней овцеводства, ткачества и женского хозяйства. Мокошь еще долго почитали после 988 года. На это указывает хотя бы один из вопросников XVI века; церковник на исповеди обязан был спрашивать женщину: "Не ходила ли еси к Мокоше?". Богине Мокоше приносились в жертву снопы льна и вышитые полотенца.    


Марена - богиня смерти
Была почитаемой у западных славян как богиня смерти. С наступлением весны соломенное чучело Марены топили, разрывали или сжигали, что должно было обеспечить урожай. В славянской мифологии Морана, Маара, Морена - могучее и грозное божество, богиня Зимы и Смерти.    


Велес - бог скота и богатства
Отношения Перуна и Велеса восходят к древнейшему индоевропейскому мифу о поединке Бога Грозы со Змеем; в восточнославянской реализации этого мифа "поединок Бога-Громовержца с его противником происходит из-за обладания окотом". Велес или Волос выступает в русских летописях обычно как как "скотий бог". В Древней Руси, особенно на Севере, культ Волоса был весьма значимым. В Новгороде память о языческом Волосе сохранилась в устойчивом наименовании Волосовой улицы. Существовало капище Волоса и в Киеве, внизу на Подоле y торговых пристаней Почайны. Можно считать Велеса богом "более широкой части населения", "богом новгородских словен".    


Низшие божества
При достаточно небольшом пантеоне высших богов в Древней Руси была многогранная низшая сфера мифологии, что нехарактерно для большинства языческих религий. Одни низшие существа олицетворяли природу и природные явления: леший, водяной, полевой. Другие были связаны с домом и хозяйством: домовой, банник. Третьи наделялись демоническими свойствами: ведьмы, вештицы, моры, колдуны, чернокнижники, черти, бесы.
Главной ведьмой в языческой мифологии славян была Баба Яга, неизменными атрибутами которой являлись избушка на курьих ножках, костяная нога, ступа и помело. Баба Яга олицетворяла неупокоившуюся душу, ей приносили кровавые жертвы, чтобы задобрить колдунью. Своего рода "мужским двойником" Бабы Яги было Лихо Одноглазое.
Заметную роль в славянской мифологии играли и русалки. Считалось, что это утопленницы, способные заманить человека в реку или в болото и защекотать до смерти. Богинки - это умершие при родах женщины, охотящиеся на рожениц и похищающие или подменяющие младенцев. Кикиморы - живущие за печкой или сараем и вредящие домочадцам.    








Слово "язычество" происходит от славянского слова "языцы", то есть "народы", не принявшие христианство. Точных сведений о божествах и ритуалах древних славян немного: письменность появилась на Руси лишь в IX веке и распространилась далеко не сразу. Храмов под крышами у древних славян, скорее всего, не было, ритуалы проводились под открытым небом, на полянах, на так называемых капищах, где были установлены идолы. Реконструировать эти ритуалы сложно, но в этом помогают сохранившиеся до наших дней языческие обычаи.
Пантеон славянских божеств был многочисленным и сложным. Помимо огромного количества сверхъестественных существ низшего порядка (оборотни, упыри, духи и другие), славяне верили в высших богов, которые и управляли миром. Основное представление о главных языческих богах дает нам так называемый "Владимирский пантеон", составленный в 980 году. В "Лаврентьевской летописи" идет прямое перечисление некоторых богов: Перун, Хорс, Даждьбог, Стрибог, Симаргл, Мокошь.    
Перун - бог неба
В дохристианской Руси почитался как высший бог. Культ Перуна восходит к общеиндоевропейскому почитанию бога-громовержца. По воззрению славян, Перун в теплые дни весны являлся со своими молниями, оплодотворял землю дождями и выводил из-за рассеянных туч ясное солнце. Его творческой силой пробуждалась природа к жизни. Производитель, творец, он как бы вновь созидал мир. Но Перун - также божество грозное и карающее, которое возбуждает страх и трепет. На Руси Перуна представляли в виде немолодого мужа: по сообщению летописей, волосы его деревянного идола в Киеве была серебряными (седина), а усы - золотыми. Борода громовержца у всех индоевропейских наций играла какую-то особую роль.
Главным оружием Перуна были камни и стрелы (олицетворения молний), палица, плеть, а также топоры. В образе всадника на коне или на колеснице Перун поражает своим оружием змеевидного врага, в поздних текстах - сказочный Зми-улан. Тот прячется от Перуна вначале в дереве, потом - в камне, человеке, животных, воде. После победы Перуна над врагом освобождаются воды, в других вариантах мифа - женщина, похищенная противником Перуна, - Мокошь, и проливается дождь.
Миф о Перуне олицетворял нисхождение грома, грозы, плодородного дождя. Этому мифу соответствуют общеславянские ритуалы, связанные с культом Перуна и имеющие целью вызывание дождя. Наиболее распространённым из них было обливание водой женщин - жертв Перуну. По летописным сообщениям, Перуну также приносились в жертву животные, дети и пленники. Относимые к Перуну мифы и ритуалы часто связывались с дубами и дубовыми рощами, а также с возвышенностями, на которых в древности ставили идолы этого бога и его святилища. У таких дубов произносились торжественные клятвы.
Во время крещения киевлян, святой князь Владимир, прежде высоко чтивший Перуна, приказал привязать его идола к хвосту лошади и "влещи с горы по Боричеву на Ручей" в Днепр, приставив двенадцать мужчин бить поверженного кумира жезлами. Народ при виде этого плакал. На Перуновом холме Владимир воздвиг церковь.    
Мать-сыра́ земля́ - богиня земли
Земля, по общеславянской традиции, является символом материнства и женского начала. Принимая в себя семена, Земля беременеет и дает новый урожай. Земля считалась матерью всех живых существ и растений, средоточием плодородия. Противопоставлялась Перуну,  персонифицированному Небу (богу-Громовержцу). Архаические представления о небе и земле как супружеской паре сохранились в польском фольклоре. По болгарским представлениям, месяц является сыном неба и земли. В русском фольклоре выражение "Мать - сыра земля" обозначает прежде всего землю, оплодотворенную небесной влагой и готовую родить. Ее дети - русский пахарь-богатырь Микула Селянинович и все живые существа.    
Сварог - бог небесного огня и владыка мира
Один из самых высших богов славяно-языческого пантеона. Сварога почитают, как бога неба и творца Земли. Сварог также считается покровителем воинов и оружия. Является богом-кузнецом, который научил людей ковать изделия из металла. Любая кузница уже сама по себе является капищем Сварога, а наковальня и молот - символами Сварога. Сварог является покровителем свадеб, которые заключаются между людьми. Он является отцом нескольких богов Сварожичей, самым главным из которых является бог солнца Даждьбог.    
Дажьдбог - бог солнца и дождя
Сын Сварога, божество, связанное с солнцем, покровитель, щедрый податель благ людям. Дажьбог ниспосылает с неба тепло и следит за сменой времён года, отправляя соловушку замыкать зиму и отмыкать лето.    
Хорс - бог луны
Хорса считали богом солнца южных племен, в частности торков, где еще в X веке было сильным скифско-аланское влияние. Имя Хорса выводится из персидского языка, где корш (коршид) обозначает "солнце". Однако олицетворение Хорса с солнцем было оспорено некоторыми учеными. Евгений Аничков писал о том, что Хорс - не бог солнца, а бог месяца, луны. Этот вывод он сделал на основании текста "Слово о полку Игореве". Великим Хорсом, по мнению Аничкова, было не солнце, а месяц, которому также поклонялись восточные славяне.    
Симаргл - бог растений
Среди перечисленных в летописи богов, идолы которых стояли на Старокиевской горе, не совсем ясна сущность Симаргла. Некоторые исследователи сопоставляют Симаргла с иранским божеством Симургом (Сенмурв), священным крылатым псом, хранителем растений    
Мокошь - богиня воды и плодородия
Она по разным источникам почиталась как богиня воды. Богиня, представлявшаяся в виде женщины с большой головой и длинными руками, которая прядёт по ночам в избе. Имя "Мокошь" связывают с общеславянским словом "мокнуть", как богиня плодородия, рождаемости. В более бытовом смысле Мокошь также была богиней овцеводства, ткачества и женского хозяйства. Мокошь еще долго почитали после 988 года. На это указывает хотя бы один из вопросников XVI века; церковник на исповеди обязан был спрашивать женщину: "Не ходила ли еси к Мокоше?". Богине Мокоше приносились в жертву снопы льна и вышитые полотенца.    
Марена - богиня смерти
Была почитаемой у западных славян как богиня смерти. С наступлением весны соломенное чучело Марены топили, разрывали или сжигали, что должно было обеспечить урожай. В славянской мифологии Морана, Маара, Морена - могучее и грозное божество, богиня Зимы и Смерти.    
Велес - бог скота и богатства
Отношения Перуна и Велеса восходят к древнейшему индоевропейскому мифу о поединке Бога Грозы со Змеем; в восточнославянской реализации этого мифа "поединок Бога-Громовержца с его противником происходит из-за обладания окотом". Велес или Волос выступает в русских летописях обычно как как "скотий бог". В Древней Руси, особенно на Севере, культ Волоса был весьма значимым. В Новгороде память о языческом Волосе сохранилась в устойчивом наименовании Волосовой улицы. Существовало капище Волоса и в Киеве, внизу на Подоле y торговых пристаней Почайны. Можно считать Велеса богом "более широкой части населения", "богом новгородских словен".    
Низшие божества
При достаточно небольшом пантеоне высших богов в Древней Руси была многогранная низшая сфера мифологии, что нехарактерно для большинства языческих религий. Одни низшие существа олицетворяли природу и природные явления: леший, водяной, полевой. Другие были связаны с домом и хозяйством: домовой, банник. Третьи наделялись демоническими свойствами: ведьмы, вештицы, моры, колдуны, чернокнижники, черти, бесы.
Главной ведьмой в языческой мифологии славян была Баба Яга, неизменными атрибутами которой являлись избушка на курьих ножках, костяная нога, ступа и помело. Баба Яга олицетворяла неупокоившуюся душу, ей приносили кровавые жертвы, чтобы задобрить колдунью. Своего рода "мужским двойником" Бабы Яги было Лихо Одноглазое.
Заметную роль в славянской мифологии играли и русалки. Считалось, что это утопленницы, способные заманить человека в реку или в болото и защекотать до смерти. Богинки - это умершие при родах женщины, охотящиеся на рожениц и похищающие или подменяющие младенцев. Кикиморы - живущие за печкой или сараем и вредящие домочадцам.    
Комментарий МП:
Почему так легко Правители всех стран Европы переобувались, отвергая прежних кумиров, шли в христианство, крестили огнем и мечом свое народонаселение? Что их влекло?
Они были умны. Смирение и покорность, непротивление злу насилием, рабы божьи: какая все же удобная идеология для Властителей...    

Чтобы оставить комментарий, необходимо авторизоваться:


Смотри также

Сюрприз для мамы на день рождения Распылявшую дихлофос на росгвардейцев активистку арестовали с помощью ОМОН 12 опасных продуктов питания, которые по-прежнему пользуются популярностью При поиске невесты из всех зол выбирают самое красивое Свадебный шик по-нашему: блеск и нищета в одном флаконе Тест по истории Древнего Рима Приколы про современных девушек (15 фото) В Подмосковье гражданин ЮАР расплачивался фальшивыми купюрами И все же придется – забыть о личном уважении и уколоться “Я - смерть, великий разрушитель миров”: был ли создатель атомной бомбы Роберт Оппенгеймер советским… Создатель Эквадорский конфликт может привести к дефициту бананов в России