Угораздило меня вчера вечером прогуляться в центре Риги, по правому берегу Западной Двины. Жарко было нестерпимо и хотелось всем телом прикоснуться к прохладе, которая исходила от мутных речных вод. И тут, неподалеку от Железнодорожного моста, я впервые увидел вблизи циклопических размеров скульптуру, которую в народе давно уже прозвали Рукожопом.
Скульптура представляет собой фигуру, составленную из семи мужских торсов, расположенных друг за другом и стоящих на руках. Причем голова есть только у первого торса, а все остальные к нему пристроены в заднюю часть тела - не буду называть его грубым словом. Взгляд мужчины - ведущего устремлен в землю, а руки, как мне показалось, пытаются что-то там поднять и присвоить. Создается стойкая иллюзия, что первый мужчина ведет череду своих последователей только по ему ведомому пути, пытается обогатиться всем, что ни попадется по пути, а все остальные покорно бредут за ним, полностью погрузив свою голову в ту самую заднюю часть тела ведущего.
Стал я, раздраженный нестерпимой жарой, размышлять: какой такой общественный идеал воплощен в этой корявой фигуре? Ведь скульптуры в публичном пространстве, в центре столицы в особенности, устанавливают обычно для того, чтобы проходящие мимо граждане проникались заложенными в них высокими идеями и затем самоотверженно следовали им в повседневной жизни.
Скажем, Милда, расположенная на центральной площади Риги, воплощает идеал свободы и мы, когда мимо нее проходим, сразу понимаем, что живем в свободной стране, устремленной к звездам. И нам самим хочется вознестись к звездам. Тем, что у нее на поднятых вверх руках или к каким другим.
Или, когда мы идем мимо скульптуры Карлиса Ульманиса, расположенной напротив здания МИДа, то понимаем, что совершать государственные перевороты и передавать свою страну оккупантам - это дело благое, за это можно заслужить почитание потомков. Надо только снять шляпу и сделать смущенный вид - именно таким изобразил скульптор довоенного диктатора.
А Рукожоп он какой высокий общественный идеал в себе воплощает? Слепое повиновение тем властным элитам, которые бредут на карачках, уткнувшись в землю и подбирают с нее все, что только можно? Тогда описываемый мною памятник надо перенести поближе к тем местам, где эта политика реализуется. Ведь до сих пор знаковое место, на котором полсотни лет стоял памятник вождю мировому пролетариату и человеку предоставившему Латвии независимость - Владимиру Ильичу Ленину, все еще пустует.
Хотя мое мнение - памятник Рукожопу из общественного пространства надо убрать. Иначе создается стойкая иллюзия, что все граждане Латвии - рукожопы. Может быть тем, кто этот памятник установил этого бы и хотелось, но я решительно против. А что думаете вы, мои уважаемые друзья и просто читатели, о целесообразности установки таких памятников в столице Латвии?
Александр Гапоненко, Рига
Скульптура представляет собой фигуру, составленную из семи мужских торсов, расположенных друг за другом и стоящих на руках. Причем голова есть только у первого торса, а все остальные к нему пристроены в заднюю часть тела - не буду называть его грубым словом. Взгляд мужчины - ведущего устремлен в землю, а руки, как мне показалось, пытаются что-то там поднять и присвоить. Создается стойкая иллюзия, что первый мужчина ведет череду своих последователей только по ему ведомому пути, пытается обогатиться всем, что ни попадется по пути, а все остальные покорно бредут за ним, полностью погрузив свою голову в ту самую заднюю часть тела ведущего.
Стал я, раздраженный нестерпимой жарой, размышлять: какой такой общественный идеал воплощен в этой корявой фигуре? Ведь скульптуры в публичном пространстве, в центре столицы в особенности, устанавливают обычно для того, чтобы проходящие мимо граждане проникались заложенными в них высокими идеями и затем самоотверженно следовали им в повседневной жизни.
Скажем, Милда, расположенная на центральной площади Риги, воплощает идеал свободы и мы, когда мимо нее проходим, сразу понимаем, что живем в свободной стране, устремленной к звездам. И нам самим хочется вознестись к звездам. Тем, что у нее на поднятых вверх руках или к каким другим.
Или, когда мы идем мимо скульптуры Карлиса Ульманиса, расположенной напротив здания МИДа, то понимаем, что совершать государственные перевороты и передавать свою страну оккупантам - это дело благое, за это можно заслужить почитание потомков. Надо только снять шляпу и сделать смущенный вид - именно таким изобразил скульптор довоенного диктатора.
А Рукожоп он какой высокий общественный идеал в себе воплощает? Слепое повиновение тем властным элитам, которые бредут на карачках, уткнувшись в землю и подбирают с нее все, что только можно? Тогда описываемый мною памятник надо перенести поближе к тем местам, где эта политика реализуется. Ведь до сих пор знаковое место, на котором полсотни лет стоял памятник вождю мировому пролетариату и человеку предоставившему Латвии независимость - Владимиру Ильичу Ленину, все еще пустует.
Хотя мое мнение - памятник Рукожопу из общественного пространства надо убрать. Иначе создается стойкая иллюзия, что все граждане Латвии - рукожопы. Может быть тем, кто этот памятник установил этого бы и хотелось, но я решительно против. А что думаете вы, мои уважаемые друзья и просто читатели, о целесообразности установки таких памятников в столице Латвии?
Александр Гапоненко, Рига