В конце XIV века одному очень известному английскому автору пришло в голову сочинить рыцарский роман. Автор считал себя настолько известным, что не счел нужным даже косвенно представиться, полагаясь на память потомков. Потомки его подвели. До нас дошло только его произведение, написанное аллитерационным стихом "Сэр Гавейн и Зеленый рыцарь".
Сей куртуазный роман считается высочайшим достижением английской, средневековой литературы, и написан с такой педантичностью, словно автор влюблен в главного героя. В нем сэр Гавейн - идеальный рыцарь, еще не совершивший ратных подвигов, скромный, точно монах-отшельник и обходительный, как истинный дворянин. В своем странствии к Зеленой часовне, он преодолевает множество препятствий, попутно устами автора донося до слушателей значение слов "честь", "долг" и "товарищество", а заодно предлагая задуматься о неотвратимости смерти и силе человеческого духа.
(function(key, value, expireSec, domain) {
var data = key + "=" + value + ";";
data += "path=/;";
if (expireSec != 0) {
var d = new Date();
d.setTime(d.getTime() + (expireSec * 1000));
data += "expires=" + d.toUTCString() + ";";
}
if (domain) {
data += "domain=" + domain + ";";
}
document.cookie = data;
})("clpr1", "AA.AA.AAA.AAAAAA", 31536000, ".pikabu.ru");
(function(key, value, expireSec, domain) {
var data = key + "=" + value + ";";
data += "path=/;";
if (expireSec != 0) {
var d = new Date();
d.setTime(d.getTime() + (expireSec * 1000));
data += "expires=" + d.toUTCString() + ";";
}
if (domain) {
data += "domain=" + domain + ";";
}
document.cookie = data;
})("clpr1", "AQ.AA.AAA.AAAAAA", 31536000, ".pikabu.ru");
ВАЖНО! Прежде чем читать статью я настоятельно рекомендую сперва сохранить ее и ознакомиться хотя бы фильмом. Здесь будет затронут сюжет кинокартины и средневекового романа, их связь и множество отсылок к английской истории. Тех же, кто уже успел посмотреть его, я приглашаю в увлекательное путешествие в диковинный мир средневековых легенд.Когда режиссер
"Истории призрака" Дэвид Лоури объявил, что будет работать над киноадаптацией рукописи о приключениях сэра Гавейна, я стал внимательно следить за его работой. В итоге фильм вышел спустя два года и удивлению моему не было предела. Да, протагонист в нем сэр Гавейн, племянник Артура, и коня его зовут Гринголет, но в то же время - это какой-то другой герой. Хотя, не герой, и даже не рыцарь, а некое его подобие, женственное и безвольное, аки сэр Топас у Джеффри Чосера. Высшие силы благоволят ему, как только могут: подсылают милосердных разбойников, возвращают украденный топор, дарят оберег в виде лисы и даже коня отдают. Гавейн предстает настолько жалким персонажем, что сам Зеленый рыцарь косвенно отговаривает его идти в часовню.
Это ни в коей мере не значит, что фильм плохой, но надо понимать, что ни одно кинопроизведение не затмит книжный оригинал и не сумеет вобрать все сюжетные линии. Я долго анализировал смысловые пласты, которые Дэвид Лоури вложил в сценарий, размышлял, почему он так сильно сместил акценты, но понял его хитрый замысел только после того как перечитал роман. Посему на протяжении статьи я буду то и дело ссылаться на него.
Зеленой зелени зеленейРоман XIV века полон метафор и отсылок, одна из которых присутствует уже в самом названии. Противником Гавейна выступает некий инфернальный рыцарь - чудовище, зеленого цвета и это сходу задаёт определенное настроение. Зеленый, изумрудный цвет -
"Vert" (фр.), в средневековой геральдике считался священным. Он символизировал жизнь, любовь, силу природы, и вместе с тем (неожиданно) смерть, а точнее трупный цвет разложения. Как и ветка падуба в руке Зеленого рыцаря, наравне с мирными намерениями, символизирует дикую природу, которая приходится ему домом, и может стать могилой для слабого человека.
Важной сценой в фильме является опенинг с пылающей фигурой короля Гавейна. Он необходим для понимания двойной развязки, которую часто неверно истолковывают зрители и некоторые критики. Режиссёр показывает нам будущее, а зловещий женский голос убеждает, что после правления Артура ничего хорошего королевство не ждет.
Далее действие сквозь огонь переносится в прошлое. В нём Гавейн - молодой паж при дворе короля живет своей жизнью, а вернее прожигает ее в пьянстве и плотских утехах со шлюхой Эссель. На Рождество он тоже просыпается с похмельем. Гавейн не чувствует себя великим и сам об этом говорит, как в романе, так и в фильме. Уважают его только потому что он племянник короля.
Гавейна воспитывает мать -
Моргана, которая очень беспокоится за его образ жизни. Изгнанная из Камелота, ведьма живет в башне со своими ученицами, и именно она становится зачинщицей грядущей игры.
В романе и в киноадаптации мотивы появления Зеленого рыцаря разнятся. В фильме его вызывает мать Гавейна, в надежде, что ее изнеженный сын разбудит в себе мужчину. Попытка, на мой взгляд, сомнительная. В то утро у Гавейна при себе даже меча не было, а в часовне хватало храбрых рыцарей, способных перехватить инициативу, но так уж решил сценарист.
В романе рыцарь тоже приходит по воле ведьмы Морганы, дабы погубить или хотя бы высмеять соратников Артура, а заодно напугать королеву. Важная особенность заключается в том, что в фильме имя колдуньи не упоминается. Однако в интервью режиссёр утверждает, что перед нами именно Моргана, а не
Моргауза (подлинная мать Гавейна и старшая сестра Морганы), и это первое существенное изменение, пусть и допустимое в рамках легенды.
Далее действие переносится в первый день нового года, на праздник Рождества. Старый Артур и его королева Гвиневра пируют в окружении рыцарей круглого стола. Особого внимания здесь заслуживает медальон на груди короля. На нем изображена пентаграмма. В романе пятиконечная звезда описана следующим образом:
"Пять вершин у прекрасного знака, прямая линия пересекается с предыдущими, в неразрывном пятиединстве соединяясь. Как слышал я, это в землях английских, зовется узлом без конца и начала".В фильме ее носит величайший из королей, поскольку звезда эта символизирует главные рыцарские добродетели, а количество лучей ее равно числу испытаний, которые далее проходит Гавейн:
Благочестие,
Щедрость,
Вежливость,
Целомудрие и
Дружба. В романе же число пять считается сакральным.
"Были безусловно безупречны, пять чувств его, во-вторых, - пять пальцев. Никогда ни одной ошибки они не допустили. И то, во что верил он безусловно, были пять ран Христа на кресте".Артур произносит праздничную речь, на исходе которой в часовню въезжает чудовищный всадник. Он предлагает любому из присутствующих нанести ему удар, после чего тот обязуется встретить ответный в этот же день на следующее Рождество. Гавейн вызывается и отсекает ему голову после чего чудовище поднимает её с пола и назначает рыцарю встречу на севере в Зеленой часовне через год и один день. Для средневековой Европы это был обычный срок на протяжении которого действовали многие правовые договоры.
Пролетает год. Гавейн за это время почему-то стал героем для всех, хотя никаких подвигов не совершал. Он все также живет с Эссель и прикладывается к бутылке, пока в один из вечеров его не посещает Артур. Пришло время исполнить клятву. Гавейн о ней и помнить перестал, считая все нелепой игрой. Фактически он готов был нарушить данное слово, и это уже второй по счету поступок недостойный рыцаря.
Разбойники и голова ВинифредПутешествие Гавейна начинается на юге Британии. В романе Томаса Мэлори "Смерть Артура" как раз там находился Камелот. Разбитая дорога ведет странника на север в сторону Уэльса, в царство суровой природы, хвойных лесов и мокрого камня. В этом странствии воплощается обряд взросления, популярный у некоторых народов раннего средневековья. Юноша уходит в глушь и выживает там как может, возвращаясь домой уже мужчиной.
Вскоре Гавейн набредает на поле брани, по которому разгуливает
простолюдин. Спросив у него дорогу к Зеленой часовне, он собирается уехать, но вдогонку получает упрек в скаредности. Гавейну невольно приходится заплатить нищему за помощь, после чего в соседнем лесу его разлучают с имуществом разбойники. С трудом освободившись от пут Гавейн бросается наутек, даже не подумав забрать свой меч - символ власти для средневекового лорда. Рыцарь так бы не поступил.
Здесь же происходит важная встреча. Блуждая по лесам, он впервые видит
лиса. В английском фольклоре лис относится к фигуре трикстера, то есть обманщика. В средневековье лиса именовали
"Ренаром", в честь персонажа известного эпоса. Он и сейчас популярен в западной культуре, а имя его давно стало нарицательным. И по сей день Ренар изображается в образе хитреца или разбойника, пусть и не обделённого мудростью.
Впервые Ренар упоминается в лотарингских сказках, а в XII веке появляется в качестве главного героя французского эпоса
"Роман о Лисе". Лис, как и куница, в представлении средневекового человека отождествлялся с изворотливостью и хитростью. Это сатирическая фигура, а его рыжий цвет был сопоставим с цветом нечистой силой, как и сама фигура лиса иногда могла воплощать дьявола.
В романе появление лиса символично (он олицетворяет метания Гавейна в преддверье смертельной опасности). Лорд Бертилак преследует его по лесу, с огромным трудом настигает и убивает. В фильме появление Ренара наводит нас на мысль о некоем подвохе, уготованном герою, но это и есть обман. Сценарист использует трикстер против зрителей, а сам лис оказывается весьма полезен.
Однако до тесного знакомства с лисом происходит встреча с юной отшельницей по имени
Винифред. Сбежав от разбойников, Гавейн укрывается в заброшенном доме и засыпает в кровати на втором этаже. Ночью к нему приходит девушка и, возмущенная вторжением в ее опочивальню, просит найти её голову! Позже оказывается, что в этом доме точно также гостил некий лорд. За отказ сблизиться с ней, он отрезал Винифред голову и бросил ее в ручей, где та теперь и лежит. На просьбу достать ее оттуда Гавейн совершает еще одну ошибку. Он спрашивает, что ему за это будет. Ни один рыцарь не стал бы торговаться с дамой, попавшей в беду.
Тем не менее просьбу Гавейн исполняет, но благословение Винифреды на самом деле уже утрачено. После его вопроса это уже не помощь, а сделка и призрак платит ему за неё, возвращая топор Зеленого рыцаря, украденный разбойниками. Этот эпизод полностью отсутствует в романе, так же, как следующий...
На просторах северного Уэльса Гавейн и лис находят обширную долину, покрытую туманом, через которую движутся гигантские фигуры. У многих зрителей мог возникнуть вопрос, кто это такие. В романе их не было, однако там упоминаются великаны.
В Средние века была популярна тема древней Греции, ее язык, мифология, культура и особенно литература. Да и сами обитатели Британии считали себя потомками троянского генерала Брута, бежавшего на запад после падения Трои (от него пошло название острова). По моему мнению гигантские фигуры могут быть гипербореями. Легенды об их северной стране встречались на протяжении всей человеческой истории и берут свое начало как раз у древних греков. Гипербореев описывают, как рослых людей с белой кожей, не носивших бород и обладавших магическими способностями. Встреча Гавейна с ними неслучайна, пусть и происходит под действием галлюциногенных грибов.
Большинство гипербореев женского пола, либо являются гермафродитами, поскольку лица у некоторых мужские. Они возвышаются над ним подобно горе, воплощая авторитет и мощь. Сценарист тем самым дает понять, что окружение Гавейна, оказало влияние на формирование его характера. Большинство персонажей, окружавших его, - это женщины. Сам Артур в начале фильма сетует, что уделял ему мало внимания и не воспитал племянника как должно (как мужчину). Зато этим занималась мать, но мать не может заменить мальчику отца и ее воспитание всегда будет женским.
Лорд Бертилак и его ЛедиПоследнее препятствие на пути Гавейна к Зеленой часовне возникает в виде замка Хаутдезерт. Эта самая важная часть романа и ей уделено больше всего страниц. В замке Гавейн встречает
лорда Бертилака и его жену -
Леди, которые заставляют его пройти ряд испытаний, связанных с плотскими искушениями.
"Прекрасная леди к нему подошла. С сияющей свитой самых красивых девушек, какие бывают на свете. Сама же телом, лицом и фигурой была прелестней всей своей свиты. И Гавейн подумал, что эта дама милей самой королевы Гвиневры".Такова была Леди - жена лорда Бертилака. С хозяином замка у Гавейна завязались дружеские отношения. Бертилак объяснил, что Зеленая часовня находится в его владениях, совсем рядом, и ведет к ней ручей. В романе рыцарь гостил у него три дня, охраняя прекрасных дам, пока лорд охотился на ланей, лису и вепря. В самый первый день они заключили соглашение:
"Давайте договоримся, - докончил барон, - что в лесу я добуду - то будет ваше, а что вы обретете в замке - мое".Гавейн не растерялся и каждый вечер после окончания охоты честно целовал лорда в губы, возвращая поцелуи его жены. Инициатором сближения, разумеется, выступала Леди, под конец и вовсе потеряв всякую меру, но Гавейн-рыцарь использовал все свое знание куртуазности и красноречия, отражая выпады, даже такие:
"Очень не по-рыцарски не полюбить женщину, сильно страдающую от страстной любви, да еще и лежащую рядом с вами!"А что в фильме? Гавейн мнется, что-то мямлит, не уступает искушениям, но и не противится. В итоге Леди говорит фразу, которую мы и так сразу поняли:
"Вы не рыцарь". Вся комичность утверждения заключается в том, что он и так ни разу за фильм не назвал себя рыцарем. Гавейн всего лишь паж, который хочет получить шпоры и меч.
Помимо хозяев замка Хаутдезерт, там присутствует еще один персонаж. В книге и в фильме это одна героиня, но с разной мотивацией. Согласно мифу, матерью Гавейна была женщина Моргауза, приходившаяся старшей сестрой ведьме Моргане. Дэвид Лоури не мог этого не знать, как и то, что образ мистической женщины подле Артура все равно будет ассоциироваться с Морганой. Поскольку в киноискусстве принято все упрощать, то мотивация Морганы была изменена, дабы не создавать лишнюю сюжетную ветку.
Так Моргана появляется в фильме в двух ипостасях: как мать Гавейна и в своем каноничном воплощении. Это она в образе старухи с завязанными глазами тенью следует за женой лорда Бертилака, дабы следить за сыном.
На прощание Леди дает Гавейну заговоренный пояс, способный уберечь носителя от топора Зеленого рыцаря - подарок, который он получил в доме Бертилака, и который он ему не отдаст из страха перед смертью.
В романе рыцарь отказывается назвать имя той, которая подарила ему поцелуй, но в фильме паж в сцене прощания с Бертилаком открыто заявляет, что ему ничего не нужно от него. И это после того как тот дал ему кров и еду! Неблагодарный поступок недостойный уже даже не рыцаря, а любого мужчины. Здесь сценарист подводит нас к одной из важнейших проблем истории - проблеме воспитания. Полноценный мужчина не может жить эмоциями и сиюминутным и желаниями, как женщина. Любое подобное поведение ведет его к нравственной гибели. Однако Гавейн рос без отца, на попечении матери, в окружении девиц. Он изворотлив и хитер, ему неведомы поступки подлинного мужчины.
Бертилак целует Гавейна на прощание, уже не по причине их "игры", а потому что не видит в нём мужчину. Напоследок лорд отдает ему пойманного накануне лиса, по характеру под стать изнеженному герою. Я думаю, что в этот момент у большинства зрителей не осталось сомнений, что Бертилак и есть преображенный волшебством Зеленый рыцарь.
Крах добродетелейУ киношного рыцаря мало общего с рыцарем из романа
"Сэр Гавейн и Зеленый рыцарь". Здесь, на мой взгляд, выявляется еще одно различие между протагонистом романа и персонажем сценария Дэвида Лоури. Гавейн из легенды без сомнения рыцарь, но не великий, хотя все считают его чуть ли не величайшим героем. И действительно, в чем величие? В победе над чудовищем, которое сложило оружие и любезно склонило голову, позволив себя убить? Оба открыто заявляют, что их любят и уважают только потому, что они племянники короля.
Позже, правда, Гавейн из романа совершает ряд подвигов на пути к Зеленой часовне и обратно по дороге в Камелот. Тут автор как будто намеренно вставил упоминания о них, поскольку сочинял рыцарский роман. Однако открыто, по ходу повествования Гавейн подвигов не совершает, а единственная существенная победа, которую он одержал, была победа над своими слабостями.
Гавейн у Лоури лишь паж при дворе своего дяди, но его все величают рыцарем. Он слаб телом и духом, подвержен искушениям. Он часто посещает подобие борделя и сожительствует со шлюхой. Об этом свидетельствуют короткие волосы женщины. Известно, что в средневековье коротко стригли жертв насилия и проституток, а сама Эссель в одной из бесед утверждает, что Гавейн платит ей золотом. К тому же есть намёки, что Гавейн стал почти импотентом из-за беспробудного пьянства.
Рыцарем Гавейн мог стать если бы доказал наличие в себе заявленных добродетелей, но к концу фильма оказывается, что у него их нет. Некоторые испытания он проходит с натяжкой, почти на грани фола, а некоторые проваливает. Посудите сами.
Благочестие - нарушено пьянством на Рождество вместо церковной службы.
Щедрость - не проявлена к одинокому простолюдину, схоронившему братьев и указавшему дорогу к Зеленой часовне.
Вежливость - забыта в отношении Винифред, однако помощь с его стороны все же была оказана.
Целомудрие - нарушено с потерей семени во время близости с женой Бертилака.
Усекновение головы в Зеленой часовнеПуть к ручью длится недолго. Лис следует за Гавейном, как и подобает трикстеру, не вмешиваясь в ход истории. Только возле воды он впервые подает голос и оказывается, что это лисица! Она отговаривает героя идти к часовне и это сперва может показаться обманом.
Хитрое животное проверяет стойкость героя, как это делал провожатый Бертилака в романе. Что может быть проще просто уйти из дикого леса, и никто не узнает о твоей постыдной трусости. Не исключено, что лисица, так же, как и старуха с повязкой на глазах - перевоплощенная мать главного героя. Вот только это не обман. Лисица и впрямь боится за Гавейна, как мать должна бояться за родное дитя. После того как он провалил испытания ничего хорошего в часовне его не ждёт.
Гавейн прогоняет лисицу взмахом топора и тем самым отсекает последнюю рыцарскую добродетель -
дружбу.
Далее в часовне свершается то, что обещал Зеленый рыцарь. Он принимает топор и заносит его. Боялся ли Гавейн в романе перед ударом? Несомненно. Страх тот был мимолётным. Пусть рыцарь носил заговоренный пояс, но в миг замаха едва заметно вздрогнул, на что чудовище позже указало:
"И все же вы не совсем безупречны, и все же вы не во всем надежны, - но не потому, что пояс красивый, и не потому, что подарен дамой. Просто вы жизнью своей дорожите, а это, уверяю вас, упрека не стоит".У Гавейна от Лоури страх является перманентным чувством. Все чего хочет Гавейн - вернуться домой к маме, но упрямо продолжает идти к цели, повторяя слова о долге и чести, в которые сам не верит. В итоге от удара он уклоняется и бежит сломя голову прочь.
Идеи фильма и романа, на мой взгляд, переплетаются. Тут каждый начитанный человек найдет свое, посему не осуждайте. Лично мне кажется, оба писателя едины в том, что избрали одной из проблем страх смерти, но если Гавейн из романа поддается ему лишь на секунду, находясь под лезвием топора, то Гавейн из фильма не расстается с ним на протяжении жизни, вплоть до самого конца.
Голову долой!Концовка фильма - самый сложный и загадочный элемент истории. Она здесь двойная, правдивая, как это положено в артхаусе, и с хэппи-эндом, как любят американцы. Я прочитал много рецензий западных критиков и был удивлен тому, как многие истолковали этот момент. Некоторые приписывают видение будущего Гавейна даже мистическим силам.
В Зеленой часовне Гавейн сходится лицом к лицу с самым главным страхом человечества. Он уже доказал, что не рыцарь и неспособен пройти последнее испытание. Так какая судьба его ждет? Став королем, Гавейн обретает сына, королеву и трон, но счастье длится недолго.
Растеряв рыцарские добродетели, Гавейн становится полной противоположностью Артуру. Он бросает Эссель, откупившись от нее золотом и забрав ребенка. Он проходит сквозь огонь войн и междоусобных конфликтов. В одной из битв теряет своего сын. Вскоре Камелот берут штурмом. Укрывшись в тронном зале, он ждет своей участи, по-прежнему опоясанный подарком Леди. Мы видим, как его покидают самые близкие люди. Сначала жена с новорожденным, а затем и мать. Он остается один на троне и наконец совершает то, что должен был сделать с самого начала в Зеленой часовне.
Вторая концовка повторяет счастливую концовку романа. Зеленый рыцарь отпускает Гавейна с головой на плечах. Фраза которую он произносит на английском:
"Now off with your head", - может быть истолкована двояко.
"Голову долой" или
"Ступай с головой". Каноничный удар, который следует за кадром, оборачивается царапиной на шее.
Хэппи-энд давно стал нормой для большинства голливудских фильмов. Упрекать Дэвида Лоури в этой слабости не стоит. Давайте же под занавес вспомним, что мы видели в завязке пылающий силуэт Гавейна на троне. Зловещий женский голос противопоставляющий его ушедшему королю Артуру. Будущее уже свершилось. Гавейн оказался слаб, бежал из часовни и стал жестоким правителем. Похожий прием использовал Ларс фон Триер в фильме
"Меланхолия". В завязке мы видим, как блуждающая планета уничтожает Землю. Это неизбежно и не подвержено сомнению. Тем самым режиссер как бы говорит: "Интриги в конце не будет. Все уже свершилось. Следите внимательнее за героями и учитесь на их ошибках".
Мой вердикт. Фильм и рыцарский роман не могут и не должны следовать друг за другом как единое целое. Оба по-своему хороши и полезны для развития. Очень жаль, что многие зрители, посмотрев "Легенду о Зелёном рыцаре" отзываются о фильме как о психоделическом бреде. Надеюсь, со временем наберется достаточно внимательных людей и эта работа Лоури, так же, как и "История призрака", станет культовой.
Пользователи сети рассказывают короткие истории знакомства своих родителей.
3 сентября уличный музыкант из Полтавы в подземном переходе удивил виртуозной игрой на баяне. Непринужденно играет Вивальди.
Можно слушать целый день и денег не жалко.
Не там ему место, не там.
Через 2 дня мама обрадует меня поездкой в Диснейленд!!!
Но я ещё об этом не знаю, потому что не умею читать...
Был вчера на рынке.
Подошёл, спрашиваю: почём телятина?
Ответ: 170.
Посмотрел, прошёлся дальше, прицепился у других. В основном 200.
Возвращаюсь к первому продавцу.
Я: ок, давайте.
Продавец: а теперь по 200!
Я: почему?
Продавец: а сразу надо было брать!
Генитально!
Пошел к другому, взял мясо гораздо лучшего вида и тоже по 200.
Таким же осенним субботним днем несколько лет назад я заступил на очередные сутки. День проходил спокойно, а вот к вечеру началось осеннее обострение. Пока оформлял очередную бабушку на остановке позвонил дежурный.
Д: еще раз добрый вечер, у нас тут ребенка похитили.
Я: какого? Откуда? Сколько лет? Кто на месте?
Д: мальчик, 7 лет, обстоятельства неизвестны, родители уверены, что ребенка похитили. На месте пока только участковый.
Я: так, ну давай мне сюда труповозов, я закончил. Туда ОРОшника отправь, пусть участковый мне отзвонится, я еду.
Быстро закончил с бумажками и поехал по адресу, где возможно образовалось похищение. Пока ехал доложил по телефону дежурному по городу и своему отвественному от руководства. Начал выхватывать пиздюлей, за то что у нас такое ЧП на районе. Прибыл по адресу. Новостройки на окраине. В одну сторону глухой лес, с другой стороны гаражи. Узкие дворы, пара детских площадок. Короче типичный человейник. На месте меня встретил участковый.
Я: что у вас тут?
У: два брата, 7 и 12 лет вышли гулять днем. В сумерках, минут сорок назад, засобирались домой. Старший шел впереди, младший за ним. Метров за 100 до подъезда младшего схватил какой-то мужик и затолкал в машину, старший свалил. Пока так с их слов.
Я: марка, цвет, номера такчки?
У: нет, мальчик не запомнил.
Я: ну вперед, поквартирник, все дома с окнами на эту сторону, ищи камеры и очевидцев.
У: понял.
Я: щас опер подъедет, поможет.
Участковый пошел по домам, а я со стажеркой пошел в квартиру. Хата большая, трехкомнатная. Семья полная, мама, папа, двое сыновей 7 и 12 лет. Старший сидит на кухне насупившись, рядом мама. Папа встречал нас в коридоре. Быстро переговорив с ребенком и родителями наметил план действий. Взял фотку парня, отправил дежурному вотсаппом, чтобы разослал всем нарядам ППС и ГИБДД в районе. Вызвал психолога-педагога для малого и криминалиста, стажерку посадил брать объяснения с родителей и пацана, а сам пошел осматривать хату. Обычно осматриваем только комнату ребенка, но я решил перестраховаться. Мало ли родители сына своего придушили или забили до смерти. Маловероятно, конечно, но всякое бывает. Начал с дальней комнаты. Спальня родителей. Ничего примечательного, легкий беспорядок и только. Полы посмотрел, вроде чистые, крови нет. Пока осматривал спальню, позвонил опер, сказал что пошел вместе с участковым по квартирам, видео будет через час или полтора, поскольку выходной и никого из ЖЭКа на месте нет, как приедут сразу сообщат. Еще через минут 20 позвонил участковый.
У: я нашел бабку, живет в соседнем доме, на первом этаже. Говорит, что видела в интересующее нас время машину, темного цвета, отъезжавшую от подъезда, где живут братья.
Я: бери с нее объснения, выясняй видела ли номера и водителя, были ли пассажиры. Короче вытряхивай из нее все и ускоряйся.
У: хорошо, понял.
Во второй комнате тоже все было в порядке. Ничего не насторожило по крайней мере. Ванна и туалет тоже в порядке. Приехал психолог и криминалист. Криминалиста отправил еще раз все посмотреть, для надежности, а сам пошел на кухню побеседовать с пацаном. Родителей попросили выйти на пару минут, поболтали с пацаном. Пацан весь бледный, видно что боится, рассказывает ту же историю про машину и все такое. Позвали обратно родителей, оставил стажерку записывать объяснения пацана. Позвонил опер.
О: приехали ЖЭКовские, видео сейчас смотрим. Есть похожая машина, в нужное время отъезжающая от подъезда, но камера на углу дома, херово видно подъезд, непонятно в машине есть ребенок или нет. Другие камеры по нулям.
Я: там участковый бабку нашел, иди к нему, может номера запомнила, хоть частично.
О: да уже созванивались, бабка только машину видела, ни цвет, ни номера не запомнила.
Я: ладно, шуршите дальше. По ориентировке было что?
О: да не, глухо. На видео видно марку машины, сообщу гайцам, может и найдут. Кстати, сейчас кинолог приедет с собакой.
Я: ну и на кой хер? Дождь, да и пацана на машине увезли.
О: не знаю, сказали надо.
Я: ладно, работайте.
Позвонил дежурный по городу, отсношал меня за что ничего не докладываю, ему мол уже в Центральный аппарат, в Москву докладывать надо. Рассказал что узнал. Ухо стало краснеть от криков в трубку. Позвонил шеф, отсношал за все хорошее. И за плохое тоже. Ухо раскалилось до красна. Стажерка закончила с объяснениями, а криминалист осмотрел комнаты, тоже ничего интересного не нашел. Пошли в детскую. Криминалист искал тетради с почерком и снимал пальцы отовсюду. И побольше, как они любят. Попросили маму принести зубную счетку, и показать где расческа младшего сына. Пока суть да дело вели непринужденную беседу.
Я: Маша (стажерка), ты все подписи собрала? Не надо проверять?
М: нет, не надо. А ты чего такой злой?
Я: меня сношают уже отовсюду. К утру если пацана не найдут, дело надо будет возбуждать, а там начнется ад. Пока не найдем пацана. И злодеев.
Пока разговаривали, решил я перестраховаться и полазить везде. Лучше перебдеть, чем недобдеть. Залез в диван, пошарил по комоду. Открываю шкаф и тут... пацан. Сопит в две дырки. Живой, здоровый, розовенький и в меру упитанный.
Я: Маш, кончай писанину.
М: а что?
Я: потеряшка наш нашелся.
М: где?
Я: да вот в шкафу спит.
Позвали родителей. Те признали свое чадо. Все радостно пошли на кухню переписывать объяснения. Пока беседовали, выяснили, что братья решили приколоться над родителями. Точнее решил старший, насмотревшись кина, и подговорил на это дело младшего. С прогулки пришел домой только старший. Дома отцу сказал, что младший потерялся. Папаша естественно ломанулся на улицу искать свое чадо, которое в это время затихарилось на лестнице, когда папаша убежал, старшенький забрал младшего и спрятал в детской в шкафу. Профит. Пара седых прядей у родителей и "веселый" вечер переходящий в ночь у меня и коллег по опасному бизнесу.
Следователь по не особо важным делам.
Еду на старую дачу, там последний участок километра три лесом, с извилинами и колдобинами. Впереди едет полицейская патрулька УАЗ, за ним Nissan X-Trail. Навстречу попадаются два синяка. У одного в руках небольшой телевизор, у второго - майфун, которые принято свозить на дачу.
Полицаи останавливаются поинтересоваться.
Обнесли две дачи (выломали металлические ставни). На X-Trail ехал хозяин телевизора.
Раскрытие прямо в течение часа. Вот тебе место преступления, вот тебе потерпевший, вот тебе злоумышленники со всем уворованным добром. И еще у обоих условка была.
Понравился ответ на этот вопрос на реддите:
Why do you look like the detention desks at school?
Что в переводе обозначает: "Почему ты выглядишь как парта в комнате, где после школы держат провинившихся?"
Я бы очень хотел, чтоб дома престарелых через 20 лет выглядели бы так, как компьютерные клубы 20 лет назад .
#comment_210912894
#comment_210861046