1 декабря 2021 года в 23:13

Откуда взялось название «Нива»: правда о названии автомобиля

Как известно, название автомобиля "Нива" не имеет отношения к обработанным полям. Бытует мнение, что оно получилось сложением первых букв имён детей главных разработчиков, но на самом деле это тоже не так!                    45 лет назад, в ноябре 1976 года была официально зарегистрирована торговая марка NIVA. До старта серийного выпуска автомобиля оставалось менее полугода, но само название возникло еще раньше. О его появлении есть широко известная легенда.
Название "Нива" образовано из имен детей разработчиков: Наталья, Ирина (дочери ведущего конструктора автомобиля П. Прусова), Вадим и Андрей (сыновья главного конструктора ВАЗа В. Соловьева). Это история, отмеченная в Википедии, кочующая из публикации в публикацию. И неизменно вызывающая недоумение, возмущение у ветеранов ВАЗа, которые знают, что это неправда!
Недавно напомнил об этом дизайнер "Нивы" Валерий Семушкин:

"У Владимира Соловьева не было сына Вадима! А был сын Сергей. Что же, по этой логике машина должна называться "Ниса"?"                





Попробуем разобраться в этой истории. Для начала просто представим себе - а реально ли в советских условиях назвать автомобиль аббревиатурой из имен собственных детей? В самые тоталитарные времена автомобили именовались по аббревиатуре завода-производителя, где вполне могли сквозить фамилии первых или великих людей страны: Ленин, Сталин, Молотов, Горький. Но чтобы кто-то произвольно присваивал массовому советскому автомобилю имена своих близких родственников? Это трудно представить.
Откуда же взялась информация об именах детей в названии "Нива"? В Сети есть единственный источник - интервью ведущего конструктора автомобиля Петра Прусова, данное журналу "Итоги" в 2012 году. Тут надо знать, что Прусов был острослов и шутник. Об этом вспоминают многие, кто его знал; чувством юмора, каламбурами и прибаутками пронизаны его интервью и опубликованные воспоминания. Видимо, пошутил он и в тот раз.
Слово не воробей, а печатное слово - тем более. И вот что напечатано в книге о первом главном конструкторе ВАЗа, Владимире Соловьеве. Его сын - Сергей, 1944 года рождения, и ни о каком Вадиме нет ни слова. Книга называется "Владимир Сергеевич Соловьев, человек, конструктор, творец", издана в 2000 году клубом ветеранов ВАЗа.    


Творец - и это еще просто сказано! Владимир Сергеевич - знаковая фигура в истории российского автомобилестроения. Он принимал участие в создании первой "Волги", знаменитой ГАЗ-21. В качестве ведущего конструктора он участвовал в проектировании ГАЗ-24, работал и над "Чайкой". Как воспоминали ветераны ГАЗа, он был одним из тех, кто спас "Победу", производство которой было приостановлено по ряду причин, среди которых - недостаточная динамика и высокий расход топлива. Соловьев спроектировал новую трансмиссию - и машина поехала! Работал он и над боевой техникой, в частности, над самой массовой советской самоходкой военного периода - Су-76М. В. С. Соловьев занимал должность главного конструктора ВАЗа с 1966 года. Он участвовал в выборе лицензионного автомобиля для производства в Тольятти, курировал доработку ФИАТ-124 под российские условия - лишь после полной модернизации зарубежный прототип превратился в ВАЗ-2101, который был назван "Российским автомобилем столетия". При Соловьеве зародилась конструкторская служба ВАЗа, предназначенная не для только сопровождения действующего производства, как планировалось изначально, но и для создания новых моделей. Первые микролитражки, переднеприводные образцы, электромобили, наконец, "Нива" и амфибия на ее базе - сразу несколько смелых проектов стартовали в начале 70-х. Владимир Соловьев ушел из жизни рано, в 1975-м, не увидев, как разработанные им концепции доказали свою успешность... По воспоминаниям соратников, Соловьев был очень скромным человеком, и уж точно не позволил бы себе такого - называть автомобиль в честь членов своей семьи.
Сегодня в музее ГАЗа на стенах висят исторические фотографии: не читая подписи, Соловьева трудно узнать в молодом и худощавом инженере у кульмана. А на АВТОВАЗе Соловьев встречает каждого, кто посещает главный корпус службы инжиниринга: бюст первого главного конструктора установлен на входе в здание.    


Ну а что касается названия "Нива" - оно появилось на эскизах еще в начале 1970-х, и в 1976 году было оформлено на государственном уровне. Опубликованы рукописные заметки дизайнера "Нивы" Валерия Семушкина, который отстаивал это название в разных инстанциях - там видно, как рождалось имя, сегодня известное во всем мире.
Как гласят записки Валерия Семушкина, слово "Нива" не только благозвучно и вызывает положительные ассоциации на русском языке, но и на иностранных смотрится выигрышно.
Так, nival переводится как "снежный" с немецкого и английского, niveau означает "горизонт" по-французски. На чешском и польском niva означает то же самое, что и у нас. По-японски niva - это "сад", а nuevo переводится с испанского как "новый".    


Интересно, хватит ли этого редакторам Википедии, чтобы поправить страницу о "Ниве"?    
Попробуем разобраться в этой истории. Для начала просто представим себе - а реально ли в советских условиях назвать автомобиль аббревиатурой из имен собственных детей? В самые тоталитарные времена автомобили именовались по аббревиатуре завода-производителя, где вполне могли сквозить фамилии первых или великих людей страны: Ленин, Сталин, Молотов, Горький. Но чтобы кто-то произвольно присваивал массовому советскому автомобилю имена своих близких родственников? Это трудно представить.
Откуда же взялась информация об именах детей в названии "Нива"? В Сети есть единственный источник - интервью ведущего конструктора автомобиля Петра Прусова, данное журналу "Итоги" в 2012 году. Тут надо знать, что Прусов был острослов и шутник. Об этом вспоминают многие, кто его знал; чувством юмора, каламбурами и прибаутками пронизаны его интервью и опубликованные воспоминания. Видимо, пошутил он и в тот раз.
Слово не воробей, а печатное слово - тем более. И вот что напечатано в книге о первом главном конструкторе ВАЗа, Владимире Соловьеве. Его сын - Сергей, 1944 года рождения, и ни о каком Вадиме нет ни слова. Книга называется "Владимир Сергеевич Соловьев, человек, конструктор, творец", издана в 2000 году клубом ветеранов ВАЗа.    
Творец - и это еще просто сказано! Владимир Сергеевич - знаковая фигура в истории российского автомобилестроения. Он принимал участие в создании первой "Волги", знаменитой ГАЗ-21. В качестве ведущего конструктора он участвовал в проектировании ГАЗ-24, работал и над "Чайкой". Как воспоминали ветераны ГАЗа, он был одним из тех, кто спас "Победу", производство которой было приостановлено по ряду причин, среди которых - недостаточная динамика и высокий расход топлива. Соловьев спроектировал новую трансмиссию - и машина поехала! Работал он и над боевой техникой, в частности, над самой массовой советской самоходкой военного периода - Су-76М. В. С. Соловьев занимал должность главного конструктора ВАЗа с 1966 года. Он участвовал в выборе лицензионного автомобиля для производства в Тольятти, курировал доработку ФИАТ-124 под российские условия - лишь после полной модернизации зарубежный прототип превратился в ВАЗ-2101, который был назван "Российским автомобилем столетия". При Соловьеве зародилась конструкторская служба ВАЗа, предназначенная не для только сопровождения действующего производства, как планировалось изначально, но и для создания новых моделей. Первые микролитражки, переднеприводные образцы, электромобили, наконец, "Нива" и амфибия на ее базе - сразу несколько смелых проектов стартовали в начале 70-х. Владимир Соловьев ушел из жизни рано, в 1975-м, не увидев, как разработанные им концепции доказали свою успешность... По воспоминаниям соратников, Соловьев был очень скромным человеком, и уж точно не позволил бы себе такого - называть автомобиль в честь членов своей семьи.
Сегодня в музее ГАЗа на стенах висят исторические фотографии: не читая подписи, Соловьева трудно узнать в молодом и худощавом инженере у кульмана. А на АВТОВАЗе Соловьев встречает каждого, кто посещает главный корпус службы инжиниринга: бюст первого главного конструктора установлен на входе в здание.    
Ну а что касается названия "Нива" - оно появилось на эскизах еще в начале 1970-х, и в 1976 году было оформлено на государственном уровне. Опубликованы рукописные заметки дизайнера "Нивы" Валерия Семушкина, который отстаивал это название в разных инстанциях - там видно, как рождалось имя, сегодня известное во всем мире.
Как гласят записки Валерия Семушкина, слово "Нива" не только благозвучно и вызывает положительные ассоциации на русском языке, но и на иностранных смотрится выигрышно.
Так, nival переводится как "снежный" с немецкого и английского, niveau означает "горизонт" по-французски. На чешском и польском niva означает то же самое, что и у нас. По-японски niva - это "сад", а nuevo переводится с испанского как "новый".    
Интересно, хватит ли этого редакторам Википедии, чтобы поправить страницу о "Ниве"?    

Чтобы оставить комментарий, необходимо авторизоваться:


Смотри также

Подборка кубиков Мужчина построил вращающийся дом, чтобы его жена могла изменить вид из окна, когда захочет В Дзержинске пенсионерка не даёт нормально жить соседям Виталий Наливкин потопил яхту государственного чиновника Парень переснял трейлер GTA 6 в реальной жизни — отличить невозможно На Украине солдат-срочник расстрелял сослуживцев: пятеро погибли Пасечник добился огромного успеха, когда облачил ослика в особый костюм Диктатор с детским лицом: Михаил Кононов Пассажиры подрались в салоне апельсиновой 16 непонятных находок, разгадать назначение которых помогли острые умы знатоков В кашалоте нашли амбру стоимостью 500000 евро Полиция в США остановила уличную драку орланов