18 апреля 2022 года в 21:08

ВАЗ-1111 «Ока»: первый и последний советский «кей-кар»

"Ока"​ - в сознании многих отечественных автолюбителей воспринимается как автомобиль несерьезный и в чем-то даже ущербный. В народе принято потешаться над владельцами этой машины, а уж сколько анекдотов про нее выдумано - не счесть. Между тем по своей конструкции и функциональности, ВАЗ-1111 был весьма достойным автомобилем, ничем не уступающий импортным аналогам.                                    





Смотреть все фото в галерее
История ВАЗ-1111 началась с инициативного проекта инженеров Серпуховского мотоциклетного завода (СМЗ) по созданию микролитражного автомобиля для инвалидов. В кооперации со специалистами НАМИ в 1981 году они построили первый опытный экземпляр переднеприводного микроавтомобиля НАМИ-0231. Машина получилась откровенно сырой и к серийному выпуску совершенно неприспособленной. Потребность в таких автомобилях в СССР была довольно серьезная, не менее 20 тысяч автомобилей в год. Однако свободных производственных мощностей СМЗ не имел. Как следствие Минавтопром принял решение подключить к проекту Волжский и Камский автозаводы.    


×
Финальный вариант дизайна в пластилиновом макете


Основная конструкторская работа легла на плечи специалистов АвтоВАЗа. Инженеры СМЗ занимались разработкой элементов ручного управления для людей с ограниченными возможностями, а специалисты КамАЗа помогали в испытаниях и доводке машины. В то же время проект получил обозначение ВАЗ-1111 Ока.    


Ока проектировалась по современной, общемировой компоновочной схеме с поперечно расположенным силовым агрегатом, независимой передней подвеской МакФерсон и кузовом типа хэтчбек. Специалисты пришли к мнению, что для машины подобного класса наиболее оптимальным будет 2-цилиндровый, 4-тактный бензиновый двигатель водяного охлаждения. Для максимального удешевления конструкции и унификации, мотор для Оки получили путем "распиливания" 4-цилиндрового двигателя ВАЗ-2108 пополам. Полученный агрегат рабочим объемом 649 см3 выдавал 29 л.с., что на тот момент казалось весьма достаточным.
В пару к мотору разработали оригинальную, полностью синхронизированную и частично унифицированную с "восьмерочной" коробкой - 4-ступенчатую механическую КП. Подвески единообразны с ВАЗ-2108, что благоприятно отразилось на управляемости. Тормоза традиционные - спереди дисковые, сзади барабанные. Рулевое управление реечное - без усилителя.    
Daihatsu Cuore


Кузов проектировали с оглядкой на зарубежные аналоги. К примеру одним из референсов послужил японский Daihatsu Cuore (Mira) первого поколения. Экстерьер выполнили в прямолинейном, лишенных каких-либо излишеств дизайне - с незатейливой светотехникой, зато с регулируемыми из салона зеркалами, стеклоочистителем и подогревом на заднем стекле. Салон без излишеств, вмещал четырех человек. При этом посадочное место и ширина дверей были подобраны таким образом, дабы обеспечить удобную посадку людей с поврежденным опорно-двигательным аппаратом.    


В целом у команды создателей получился сбалансированный, полноценный, хоть и небольшой автомобиль. Полноценный в данном случае означает то, что ВАЗ-1111 уверенно себя чувствовал не только в городе, но и на загородном шоссе. Кроме того он был способен перевезти четырех человек и 340 кг груза, при этом расходуя не более 5-6 литров на 100 км.    
Автомобиль получил довольно удобный вход, а за счет повышенной высоты крыши не сильно обременял рослых седоков


Как и предполагалось по плану, ВАЗ-1111 Ока поступил в серийное производство сразу на трех заводах: КамАЗе, АвтоВАЗе и реконструированном СеАЗе (бывший СМЗ). Камский автозавод справился чуть быстрее и наладил производство машины в 1988 году. Вскоре производство выделили в отдельное предприятие ЗМА (Завод микролитражных автомобилей), где Ока выпускалась до 2006 года. На ВАЗе машину выпускали с 1988 по 1995 год, позднее ограничившись производством основных компонентов. На СеАЗе автомобиль собирали дольше всех - с 1989 по 2008 год. Всего суммарно на трех заводах произвели около полумиллиона машин, что делает ВАЗ-1111 одним из самых массовых микролитражных автомобилей отечественного производства.    


История ВАЗ-1111 началась с инициативного проекта инженеров Серпуховского мотоциклетного завода (СМЗ) по созданию микролитражного автомобиля для инвалидов. В кооперации со специалистами НАМИ в 1981 году они построили первый опытный экземпляр переднеприводного микроавтомобиля НАМИ-0231. Машина получилась откровенно сырой и к серийному выпуску совершенно неприспособленной. Потребность в таких автомобилях в СССР была довольно серьезная, не менее 20 тысяч автомобилей в год. Однако свободных производственных мощностей СМЗ не имел. Как следствие Минавтопром принял решение подключить к проекту Волжский и Камский автозаводы.    
Основная конструкторская работа легла на плечи специалистов АвтоВАЗа. Инженеры СМЗ занимались разработкой элементов ручного управления для людей с ограниченными возможностями, а специалисты КамАЗа помогали в испытаниях и доводке машины. В то же время проект получил обозначение ВАЗ-1111 Ока.    
Ока проектировалась по современной, общемировой компоновочной схеме с поперечно расположенным силовым агрегатом, независимой передней подвеской МакФерсон и кузовом типа хэтчбек. Специалисты пришли к мнению, что для машины подобного класса наиболее оптимальным будет 2-цилиндровый, 4-тактный бензиновый двигатель водяного охлаждения. Для максимального удешевления конструкции и унификации, мотор для Оки получили путем "распиливания" 4-цилиндрового двигателя ВАЗ-2108 пополам. Полученный агрегат рабочим объемом 649 см3 выдавал 29 л.с., что на тот момент казалось весьма достаточным.
В пару к мотору разработали оригинальную, полностью синхронизированную и частично унифицированную с "восьмерочной" коробкой - 4-ступенчатую механическую КП. Подвески единообразны с ВАЗ-2108, что благоприятно отразилось на управляемости. Тормоза традиционные - спереди дисковые, сзади барабанные. Рулевое управление реечное - без усилителя.    
Кузов проектировали с оглядкой на зарубежные аналоги. К примеру одним из референсов послужил японский Daihatsu Cuore (Mira) первого поколения. Экстерьер выполнили в прямолинейном, лишенных каких-либо излишеств дизайне - с незатейливой светотехникой, зато с регулируемыми из салона зеркалами, стеклоочистителем и подогревом на заднем стекле. Салон без излишеств, вмещал четырех человек. При этом посадочное место и ширина дверей были подобраны таким образом, дабы обеспечить удобную посадку людей с поврежденным опорно-двигательным аппаратом.    
В целом у команды создателей получился сбалансированный, полноценный, хоть и небольшой автомобиль. Полноценный в данном случае означает то, что ВАЗ-1111 уверенно себя чувствовал не только в городе, но и на загородном шоссе. Кроме того он был способен перевезти четырех человек и 340 кг груза, при этом расходуя не более 5-6 литров на 100 км.    
Как и предполагалось по плану, ВАЗ-1111 Ока поступил в серийное производство сразу на трех заводах: КамАЗе, АвтоВАЗе и реконструированном СеАЗе (бывший СМЗ). Камский автозавод справился чуть быстрее и наладил производство машины в 1988 году. Вскоре производство выделили в отдельное предприятие ЗМА (Завод микролитражных автомобилей), где Ока выпускалась до 2006 года. На ВАЗе машину выпускали с 1988 по 1995 год, позднее ограничившись производством основных компонентов. На СеАЗе автомобиль собирали дольше всех - с 1989 по 2008 год. Всего суммарно на трех заводах произвели около полумиллиона машин, что делает ВАЗ-1111 одним из самых массовых микролитражных автомобилей отечественного производства.    

Чтобы оставить комментарий, необходимо авторизоваться:


Смотри также

Искательница сокровищ нашла на Темзе Косплей на предметы под гидравлическим прессом Фотография Эммануила Евзерихина из горящего Сталинграда за один день облетела весь мир Экспресс-доставка кошачьей еды Александр Збруев: трагедия старшей дочери, внебрачный ребёнок и знаменитый племянник Для усмирения разгулявшихся туристов в Майами-Бич прислали спецназ Две бродячие собаки загнали ребёнка на детскую горку В Казахстане археологи нашли погребение девушки в царском облачении 16 фото солнечной Калифорнии, пляжи которой когда-то украшали нефтяные вышки 30 прекрасных фотографий заброшенных мест со всего мира Без фильтров. Любительская фотография 80-х Просто гифки, всякие и разные