26 апреля 2022 года в 15:04

Витрина СССР: 6 забытых товарных брендов из советской Прибалтики

Несмотря на то, что власти современных Эстонии, Латвии и Литвы солидарно считают советский период не иначе как "оккупацией", прибалтийские республики, присоединенные к СССР в 1939 году, в советский период являлись своеобразной витриной всего Советского Союза и островком Европы для советских граждан, а также эталоном материального благополучия.                                    





Смотреть все фото в галерее
Жизнь в "советской загранице" была максимально похожа на буржуазную Европу - необычная архитектура городов, которые служили интерьерами для советских фильмов про Запад, рокеры и панки, на которых власти смотрели сквозь пальцы, единоличные хозяйства вместо совхозов, снабжение продовольствием по высшей категории. Кроме того, силами всего Союза в советское время было построено и восстановлено после войны множество заводов и фабрик, где производили передовые марки товары народного потребления, которые пользовались высоким спросом и были известны почти каждому жителю СССР.
После распада СССР и взятого курса прибалтийских государств на объединение с Европой и отторжение всего советского, практически все некогда успешные бренды обанкротились, потеряв привычные рынки сбыта продукции и не выдержав конкуренции.


1. Радиолы и приемники ВЭФ


г. Рига, Латвия    


Рижский государственный электротехнический завод "ВЭФ" (VEF), основанный в 1919 году, в советское время был одним из крупнейших предприятий радиоэлектронной промышленности, обеспечивая работой более 20 тыс. человек и выпуская качественные телефоны и радиоаппаратуру (радиолы, приемники), ценившуюся покупателями.
Самые узнаваемые марки завода - жутко дефицитные транзисторные переносные радиоприемники на батарейках Спидола, появившиеся в 1960-е годы, которые могли ловить короткие волны, на которых вещали западные радиостанции. Стационарные телефоны с дисковым и кнопочным набором от ВЭФ стояли в квартирах у многих счастливчиков, которым провели телефон. Также завод производил и шпионские микрофотокамеры под маркой Minox.
В конце 90-х годов завод приватизировали и разделили на множество мелких фирм, большинство из которых обанкротилось, а на части территории бывшего завода сейчас стоит торговый центр Domina, а заводские цеха заняли склады.


2. Духи Дзинтарс


г. Рига, Латвия    


История марки Dzintars, которая по-русски переводится как "янтарь", началась еще в 1849 году. В 1950-е годы после национализации и ряда объединений был создан парфюмерно-косметический завод, который стал флагманом флагманом парфюмерии и косметики всего СССР. Духи Рижская сирень, Тайны рижанки, Соло, Кокетка, Виноград и другие могли составить достойную конкуренцию Новой заре, и пользовались огромной популярностью у советских дам. Несмотря на немалую цену, флаконы буквально сметали с прилавков магазинов.
90-е и 2000-е годы завод отчаянно пытался остаться на плаву, однако в 2019 году все же был признан банкротом.


3. Жвачки Kalev


г. Таллин, Эстония    


Ассортимент сладкой продукции кондитерской фабрики Kalev с эмблемой в форме паруса, основанной еще в 1806 году, как конфеты, шоколадки, вафли, зефир и мармелад в советское время составлял свыше 200 наименований, но именно первая во всем СССР линия по производству дефицитной жвачки, запущенная в 1976 году после давки из-за нее в столичном дворце спорта "Сокольники" после хоккейного матча, сделала фабрику знаменитой на весь Союз. Несколько лет жвачку упаковывали в толстые прямоугольные брикеты.
Перед Олимпиадой-80 было закуплено зарубежное оборудование, что вкупе с имевшимся опытом позволило Эстонии занять львиную долю советского рынка по выпуску бубль-гума, оставив московскую, ленинградскую и ереванскую фабрики позади. Апельсиновая, клубничная, мятная и кофейная жвачки в форме пластинок с надписями на русском и эстонском по 50 коп. за упаковку с 5 пастилками стали настоящим хитом 80-х.
Фабрика и сейчас выпускает продукцию под маркой Kalev, хотя в 2018 году ее приобрел норвежский концерн Orkla. Но былой славы как на весь СССР ей уже не вернуть.


4. Микроавтобусы РАФ


г. Рига и Елгава, Латвия    


Рижский автобусный завод прославился выпуском пассажирских микроавтобусов - "рафиков": сначала РАФ-677, которые выпускали с 1959 по 1976 годы (грузовой вариант делали в Ереване), а затем и РАФ-2203 на базе Волги ГАЗ-24, который использовался как маршрутные такси на 11 мест, милицейский транспорт, скорые, реанимобили и открытые экскурсионные автопоезда по всему Союзу. Именно РАФ-2203 с передовым для конца 70-х дизайном стал официальным транспортом Олимпиады-80.
После распада Союза продажи рафиков резко сократились, а начало выпуска конкурирующих Газелей в Нижнем Новгороде в середине 90-х поставило жирный крест на латвийском заводе, который закрылся в 1997 году.


5. Телевизоры Шилялис


г. Каунас, Литва    


В советские времена на Каунасском радиозаводе трудилось свыше 7 тыс. человек, а его переносные мини-телевизоры, которые завод выпускал с 1972 года, были мечтой миллионов советских граждан, а также поставлялись на экспорт более чем в 20 стран.
В 1978 году на прилавках появилась первая цветная модель "Шилялис Ц-401" с диагональю 32 см и ярким корпусом, которая была идеальным решением для небольших кухонь в типовых панельных домах. Также благодаря компактным размерам и весу всего 17 кг его можно было взять с собой на дачу и даже пикник в лесу за счет встроенной антенны и опции работы от автомобильного аккумулятора. Стоил агрегат почти 500 руб., но тем не менее был большим дефицитом. В 80-е годы появились усовершенствованные прямоугольные модели Ц-410/420/440/445.
После получения Литвой независимости завод продержался на плаву буквально пару лет, пока не закрылся в 1993 году.


6. Электрички и трамваи РВЗ


г. Рига, Латвия    


Рижский вагоностроительный завод (РВЗ, эмблема указывалась по-латышски RVR) был основан еще в 1895 году как общество "Феникс". После победы в ВОВ и национализации здесь было развернуто производство пригородных электропоездов и трамваев, а позднее и дизель-поездов, которые использовались по всему СССР.
Каждый из нас ездил на дачу или в "колбасный рейд" на Москву на зеленой электричке ЭР-1, ЭР-2 (постоянный ток) или ЭР-7, ЭР-9 (переменный ток) с деревянными лавочками, которые делал завод. Неэлектрифицированные железные дороги обслуживали рижские дизели ДР1А. Именно на РВЗ был построен скоростной электропоезд ЭР-200, который курсировал между Москвой и Ленинградом.
Трамваи РВЗ-6 с 1960-х по 2000-е годы бегали по улицам многих советских городов.
В постсоветское время завод держался на плаву за счет ремонта электричек со всего СНГ. Однако после их массовых списаний в 2020 году некогда завод-гигант был объявлен банкротом, и сейчас большая часть корпусов на огромной территории стоит в запустении и разрушается, хотя часть площадей арендуют магазины и частные фирмы.    
Жизнь в "советской загранице" была максимально похожа на буржуазную Европу - необычная архитектура городов, которые служили интерьерами для советских фильмов про Запад, рокеры и панки, на которых власти смотрели сквозь пальцы, единоличные хозяйства вместо совхозов, снабжение продовольствием по высшей категории. Кроме того, силами всего Союза в советское время было построено и восстановлено после войны множество заводов и фабрик, где производили передовые марки товары народного потребления, которые пользовались высоким спросом и были известны почти каждому жителю СССР.
После распада СССР и взятого курса прибалтийских государств на объединение с Европой и отторжение всего советского, практически все некогда успешные бренды обанкротились, потеряв привычные рынки сбыта продукции и не выдержав конкуренции.


1. Радиолы и приемники ВЭФ


г. Рига, Латвия    
Рижский государственный электротехнический завод "ВЭФ" (VEF), основанный в 1919 году, в советское время был одним из крупнейших предприятий радиоэлектронной промышленности, обеспечивая работой более 20 тыс. человек и выпуская качественные телефоны и радиоаппаратуру (радиолы, приемники), ценившуюся покупателями.
Самые узнаваемые марки завода - жутко дефицитные транзисторные переносные радиоприемники на батарейках Спидола, появившиеся в 1960-е годы, которые могли ловить короткие волны, на которых вещали западные радиостанции. Стационарные телефоны с дисковым и кнопочным набором от ВЭФ стояли в квартирах у многих счастливчиков, которым провели телефон. Также завод производил и шпионские микрофотокамеры под маркой Minox.
В конце 90-х годов завод приватизировали и разделили на множество мелких фирм, большинство из которых обанкротилось, а на части территории бывшего завода сейчас стоит торговый центр Domina, а заводские цеха заняли склады.


2. Духи Дзинтарс


г. Рига, Латвия    
История марки Dzintars, которая по-русски переводится как "янтарь", началась еще в 1849 году. В 1950-е годы после национализации и ряда объединений был создан парфюмерно-косметический завод, который стал флагманом флагманом парфюмерии и косметики всего СССР. Духи Рижская сирень, Тайны рижанки, Соло, Кокетка, Виноград и другие могли составить достойную конкуренцию Новой заре, и пользовались огромной популярностью у советских дам. Несмотря на немалую цену, флаконы буквально сметали с прилавков магазинов.
90-е и 2000-е годы завод отчаянно пытался остаться на плаву, однако в 2019 году все же был признан банкротом.


3. Жвачки Kalev


г. Таллин, Эстония    
Ассортимент сладкой продукции кондитерской фабрики Kalev с эмблемой в форме паруса, основанной еще в 1806 году, как конфеты, шоколадки, вафли, зефир и мармелад в советское время составлял свыше 200 наименований, но именно первая во всем СССР линия по производству дефицитной жвачки, запущенная в 1976 году после давки из-за нее в столичном дворце спорта "Сокольники" после хоккейного матча, сделала фабрику знаменитой на весь Союз. Несколько лет жвачку упаковывали в толстые прямоугольные брикеты.
Перед Олимпиадой-80 было закуплено зарубежное оборудование, что вкупе с имевшимся опытом позволило Эстонии занять львиную долю советского рынка по выпуску бубль-гума, оставив московскую, ленинградскую и ереванскую фабрики позади. Апельсиновая, клубничная, мятная и кофейная жвачки в форме пластинок с надписями на русском и эстонском по 50 коп. за упаковку с 5 пастилками стали настоящим хитом 80-х.
Фабрика и сейчас выпускает продукцию под маркой Kalev, хотя в 2018 году ее приобрел норвежский концерн Orkla. Но былой славы как на весь СССР ей уже не вернуть.


4. Микроавтобусы РАФ


г. Рига и Елгава, Латвия    
Рижский автобусный завод прославился выпуском пассажирских микроавтобусов - "рафиков": сначала РАФ-677, которые выпускали с 1959 по 1976 годы (грузовой вариант делали в Ереване), а затем и РАФ-2203 на базе Волги ГАЗ-24, который использовался как маршрутные такси на 11 мест, милицейский транспорт, скорые, реанимобили и открытые экскурсионные автопоезда по всему Союзу. Именно РАФ-2203 с передовым для конца 70-х дизайном стал официальным транспортом Олимпиады-80.
После распада Союза продажи рафиков резко сократились, а начало выпуска конкурирующих Газелей в Нижнем Новгороде в середине 90-х поставило жирный крест на латвийском заводе, который закрылся в 1997 году.


5. Телевизоры Шилялис


г. Каунас, Литва    
В советские времена на Каунасском радиозаводе трудилось свыше 7 тыс. человек, а его переносные мини-телевизоры, которые завод выпускал с 1972 года, были мечтой миллионов советских граждан, а также поставлялись на экспорт более чем в 20 стран.
В 1978 году на прилавках появилась первая цветная модель "Шилялис Ц-401" с диагональю 32 см и ярким корпусом, которая была идеальным решением для небольших кухонь в типовых панельных домах. Также благодаря компактным размерам и весу всего 17 кг его можно было взять с собой на дачу и даже пикник в лесу за счет встроенной антенны и опции работы от автомобильного аккумулятора. Стоил агрегат почти 500 руб., но тем не менее был большим дефицитом. В 80-е годы появились усовершенствованные прямоугольные модели Ц-410/420/440/445.
После получения Литвой независимости завод продержался на плаву буквально пару лет, пока не закрылся в 1993 году.


6. Электрички и трамваи РВЗ


г. Рига, Латвия    
Рижский вагоностроительный завод (РВЗ, эмблема указывалась по-латышски RVR) был основан еще в 1895 году как общество "Феникс". После победы в ВОВ и национализации здесь было развернуто производство пригородных электропоездов и трамваев, а позднее и дизель-поездов, которые использовались по всему СССР.
Каждый из нас ездил на дачу или в "колбасный рейд" на Москву на зеленой электричке ЭР-1, ЭР-2 (постоянный ток) или ЭР-7, ЭР-9 (переменный ток) с деревянными лавочками, которые делал завод. Неэлектрифицированные железные дороги обслуживали рижские дизели ДР1А. Именно на РВЗ был построен скоростной электропоезд ЭР-200, который курсировал между Москвой и Ленинградом.
Трамваи РВЗ-6 с 1960-х по 2000-е годы бегали по улицам многих советских городов.
В постсоветское время завод держался на плаву за счет ремонта электричек со всего СНГ. Однако после их массовых списаний в 2020 году некогда завод-гигант был объявлен банкротом, и сейчас большая часть корпусов на огромной территории стоит в запустении и разрушается, хотя часть площадей арендуют магазины и частные фирмы.    

Чтобы оставить комментарий, необходимо авторизоваться:


Смотри также

Алкопост на вечер этой пятницы В Нижневартовске мужчина напал на врача после того, как тот осмотрел его жену 20 изображений, которые доказывают, что изобретательность заключенных не имеет границ Нетрезвая женщина за рулем грузового судна протаранила шлюз на Верхнем Рейне Китайская «икона силы и красоты»: полицейская Ин Вэй Минь покорила соцсети История про жену, которой запретили брать мужа в супермаркет Обучал медитации: настоятель храма в Таиланде скрывал 70 трупов и 600 крокодилов В Англии полуголый мужчина залез через окно в дом и стал угрожать женщине Почему не следует заправлять постель по утрам: объясняет врач NHS Необычный маленький остров под Рязанью Как в своих первых ролях выглядели актеры из фильма Девушка нашла идеальный город для удалёнщиков — и это Дананг