Летом 1970 года, закончился выпуск "Волги" ГАЗ-21.
Она производилась почти 14 лет, пережила два рестайлинга и период безусловного доминирования в транспортном потоке на улицах городов Советского Союза.
Вспомним некоторые подробности и малоизвестные детали, связанные с "двадцать первой".
1.
Смотреть все фото в галерее
ГАЗ-21И "Волга" (II) 1958-62
Говорим "двадцать первая" и немедленно вспоминаем фигурку оленя на капоте. Какая же "Волга" без оленя? Но правда в том, что большинство "Волг" ГАЗ-21 этого декоративного элемента не имели. От травмоопасного оленя окончательно избавились с последним рестайлингом ГАЗ-21 в 1962 году, так что "Волге" так называемой "третьей серии" рогатый по штату не полагается.
А между тем, именно на эту серию приходится наибольший объём выпуска седана - более 470 тысяч автомобилей из примерно 640 тысяч всех "двадцать первых". Впрочем, многих владельцев поздних ГАЗ-21 это обстоятельство не останавливает - ставили, ставят и будут ставить оленей сами.
По внешнему оформлению М-21 принято условно разделять на три серии, которые проще всего различать по дизайну решётки радиатора.
На автомобили первой серии устанавливалась решётка со звездой и массивными горизонтальными планками. В 1959 году ей на смену пришёл вариант с крупными вертикальными ячейками, а в 1962-м - мелкие планки, прозванные "китовым усом".
Тогда же, в 1962 году, из оформления машины исчез не только олень, но и другие "архитектурные излишества". Вместо бамперов с клыками появились прямые, "птичка" подсветки номера на крышке багажника стала более компактной. Избавились и от массивных хромированных корпусов задних фонарей со вставными стеклами.
2.
Мотор не успел за машиной
Официально производство новой модели Горьковского автозавода стартовало осенью 1956 года - как это было принято в те годы, пять экземпляров М-21 "Волга" собрали к ноябрьским праздникам.
Однако более-менее массово новую модель начали выпускать весной 1957-го.
И эта версия имела ряд технических отличий от более поздних экземпляров.
В частности, освоение в производстве нового верхнеклапанного двигателя ЗМЗ-21А задерживалось, в связи с чем на первые экземпляры "Волги" ставили нижнеклапанные двигатели, как у предшественницы "Победы" М-20.
Правда, с увеличенными рабочим объёмом и степенью сжатия.
Если на "Победу" монтировали моторы объёмом 2,1 литра и мощностью 50 л.с., то на ранней "Волге" модернизированный двигатель выдавал 65 л.с. при объёме 2,4 литра.
При этом нижнеклапанные моторы сочетались только с трёхступенчатой "механикой", хотя изначально для новой модели спроектировали АКП.
Впрочем, о ней чуть позже.
Такие двигатели впоследствии устанавливали на ранние "буханки" УАЗ-450. Верхнеклапанный мотор ЗМЗ-21 мощностью 70 л.с. (позднее его форсировали до 75 и даже 80 сил) М-21 стала получать в том же 1957 году, так что ранняя "Волга" с "нижнеклапанником" - та ещё музейная редкость.
3.
Любому владельцу "Волги" с шкворневой подвеской знакома процедура её смазки - периодически такой автомобиль нужно загонять на смотровую канаву и посредством специального шприца через пресс-маслёнки заполнять трущиеся узлы свежей консистентной смазкой - солидолом. Таких маслёнок в шасси "Волги" - более двух десятков!
Однако ранние М-21 комплектовались централизованной системой смазки шасси: к каждому из трущихся узлов через систему трубок (схожих с тормозными) и шлангов подводилось жидкое масло. Вместо трудоёмкой процедуры достаточно было пары нажатий на специальную педаль. Однако от подобной схемы отказались уже в 1960 году. Например, из-за проблем с герметичностью системы, обусловленных самой её конструкцией: такие автомобили нередко оставляли на дороге лужи масла.
4.
"Ручник" у кардана
Необычной у М-21 была и конструкция стояночного тормоза.
Если у более поздних "Волг" (и вообще большинства легковых автомобилей) "ручником" задействуются колодки рабочих тормозных механизмов на задней оси, то на "двадцать первой" для этого был предусмотрен отдельный барабан с колодками. Он был установлен на хвостовике коробки передач - прямо перед карданным валом. Позднее от этой конструкции, более характерной для грузовых автомобилей того времени, отказались.
5.
Базовая версия - с "автоматом"!
В заводское обозначение модели - М-21 (позднее ГАЗ-21) - как правило, входил ещё и буквенный индекс, указывающий на модификацию.
К примеру, литерой "А" обозначались ранние версии такси, буква "Ю" свидетельствовала об исполнении для тёплого климата, версия с механической коробкой передач с самого начала выпуска маркировалась буквой "В". А вот индекс М-21 без дополнительных букв получила "Волга" с трёхступенчатой автоматической трансмиссией.
Именно такой вариант "Волги" при её создании рассматривался как базовый. За основу при проектировании агрегата взяли американский Ford-O-Matic.
Однако широкого распространения в СССР автоматическая трансмиссия, требующая грамотного обслуживания и специальных смазочных материалов, не получила. Сведения о количестве выпущенных "Волг" с АКП разнятся - от 700 до 3000 экземпляров.
Некоторые из них сохранились и до наших дней - выставляются в музеях и периодически всплывают в продаже.
6.
ГАЗ-23
О ещё одной "Волге" с АКП - отдельный разговор.
Мелкосерийный седан ГАЗ-23, созданный по заказу спецслужб, выпускался на Горьковском автозаводе и оснащался 195-сильным V8 от "Чайки", агрегатированным с трёхступенчатым автоматом.
Ходовая часть и кузов автомобиля при этом подвергались доработкам: прежде всего дополнительно усиливались.
Модифицировали и моторный отсек, и сам двигатель: "чайковский" агрегат снабдили более компактным масляным картером и устанавливали его с наклоном относительно оси коленвала - чтобы монументальный V8 не задевал окружающие детали.
А поскольку "догонялка" была предназначена для скрытого наблюдения, её постарались сделать предельно незаметной. Даже выпускной тракт из двух коллекторов свели в одну выхлопную трубу.
7.
Правый руль и необычный рычаг коробки
ГАЗ-21Н "Волга" (III) 1964-70
ГАЗ-21, в отличие от более ранних советских автомобилей, довольно активно отправляли на экспорт, в том числе и в страны с левосторонним движением.
Для них была разработана праворульная модификация - ГАЗ-21Н и ГАЗ-21П.
Были случаи, когда такие автомобили эксплуатировались на исторической родине - одна из таких "Волг", реэкспортированная советским дипломатом из Сингапура, была обнаружена во Владивостоке.
Известен также экземпляр праворульной "Волги", найденный в Ростовской области. Перенести вправо руль, педальный узел и блок управления вентиляцией специалистам ГАЗа удалось без проблем, а вот внедрить обычный для "двадцать первой" подрулевой рычаг переключения передач на праворульной версии не получилось: в ней он располагается на центральном тоннеле. Аналогичные версии выпускались и для построенного на базе "Волги" универсала ГАЗ-22.
8.
Омыватель с механическим насосом
"Победе" М-20, предшественнице "Волги", такой нужный прибор, как омыватель ветрового стекла, изначально не полагался. Его внедрили лишь для построенного на её базе полноприводного М-72. На "Волге" омыватель был, но по нынешним временам весьма необычный.
Насос для него был механическим и располагался слева от педали сцепления. Хочешь опрыскать стекло - качай сам! Впрочем, во времена, когда автомобильные генераторы были недостаточно мощными для большого количества энергопотребителей, встречались и более экзотичные конструкции.
Вспомним хотя бы омыватель раннего "Жука" от Volkswagen - его бачок нужно было накачивать насосом, чтобы создать внутри избыточное давление!
9.
Импортные моторы и рестайлинг от Ghia.
"Волга" довольно активно поставлялась на экспорт, в том числе в виде машинокомплектов, на которые впоследствии монтировались иные двигатели. Подобные доработки проводила бельгийская фирма Scaldia - европейский дистрибьютор продукции советского автопрома.
В частности, отечественный седан комплектовали дизелями Perkins, Rover и Peugeot. Также по заказу Scaldia свой вариант внешнего оформления "Волги" подготовило известное кузовное ателье Ghia. Впрочем, серийного воплощения этот проект не получил, а уже год спустя внешность "Волги" сделали более современной силами самого ГАЗа - началось производство автомобилей третьей серии.
10.
"Красная Шапочка".
"Волга" М-21 выпускалась в том числе в исполнении для такси.
Обивка сидений для такой машины делалась из кожзаменителя, а не из ткани - для облегчения мойки и дезинфекции.
Кроме того, для такси отказались от цельного переднего дивана - вместо него устанавливали два раздельных сиденья. Причём пассажирское было складным: для того, чтобы при необходимости освободить дополнительное место для багажа.
А "красными шапочками" в народе окрестили такси, прошедшие капитальный ремонт на Втором московском авторемонтном заводе (ВАРЗ) - крыши таких машин окрашивали именно в красный цвет.
ГАЗ-21И "Волга" (II) 1958-62
Говорим "двадцать первая" и немедленно вспоминаем фигурку оленя на капоте. Какая же "Волга" без оленя? Но правда в том, что большинство "Волг" ГАЗ-21 этого декоративного элемента не имели. От травмоопасного оленя окончательно избавились с последним рестайлингом ГАЗ-21 в 1962 году, так что "Волге" так называемой "третьей серии" рогатый по штату не полагается.
А между тем, именно на эту серию приходится наибольший объём выпуска седана - более 470 тысяч автомобилей из примерно 640 тысяч всех "двадцать первых". Впрочем, многих владельцев поздних ГАЗ-21 это обстоятельство не останавливает - ставили, ставят и будут ставить оленей сами.
По внешнему оформлению М-21 принято условно разделять на три серии, которые проще всего различать по дизайну решётки радиатора.
На автомобили первой серии устанавливалась решётка со звездой и массивными горизонтальными планками. В 1959 году ей на смену пришёл вариант с крупными вертикальными ячейками, а в 1962-м - мелкие планки, прозванные "китовым усом".
Тогда же, в 1962 году, из оформления машины исчез не только олень, но и другие "архитектурные излишества". Вместо бамперов с клыками появились прямые, "птичка" подсветки номера на крышке багажника стала более компактной. Избавились и от массивных хромированных корпусов задних фонарей со вставными стеклами.
Мотор не успел за машиной
Официально производство новой модели Горьковского автозавода стартовало осенью 1956 года - как это было принято в те годы, пять экземпляров М-21 "Волга" собрали к ноябрьским праздникам.
Однако более-менее массово новую модель начали выпускать весной 1957-го.
И эта версия имела ряд технических отличий от более поздних экземпляров.
В частности, освоение в производстве нового верхнеклапанного двигателя ЗМЗ-21А задерживалось, в связи с чем на первые экземпляры "Волги" ставили нижнеклапанные двигатели, как у предшественницы "Победы" М-20.
Правда, с увеличенными рабочим объёмом и степенью сжатия.
Если на "Победу" монтировали моторы объёмом 2,1 литра и мощностью 50 л.с., то на ранней "Волге" модернизированный двигатель выдавал 65 л.с. при объёме 2,4 литра.
При этом нижнеклапанные моторы сочетались только с трёхступенчатой "механикой", хотя изначально для новой модели спроектировали АКП.
Впрочем, о ней чуть позже.
Такие двигатели впоследствии устанавливали на ранние "буханки" УАЗ-450. Верхнеклапанный мотор ЗМЗ-21 мощностью 70 л.с. (позднее его форсировали до 75 и даже 80 сил) М-21 стала получать в том же 1957 году, так что ранняя "Волга" с "нижнеклапанником" - та ещё музейная редкость.
Любому владельцу "Волги" с шкворневой подвеской знакома процедура её смазки - периодически такой автомобиль нужно загонять на смотровую канаву и посредством специального шприца через пресс-маслёнки заполнять трущиеся узлы свежей консистентной смазкой - солидолом. Таких маслёнок в шасси "Волги" - более двух десятков!
Однако ранние М-21 комплектовались централизованной системой смазки шасси: к каждому из трущихся узлов через систему трубок (схожих с тормозными) и шлангов подводилось жидкое масло. Вместо трудоёмкой процедуры достаточно было пары нажатий на специальную педаль. Однако от подобной схемы отказались уже в 1960 году. Например, из-за проблем с герметичностью системы, обусловленных самой её конструкцией: такие автомобили нередко оставляли на дороге лужи масла.
"Ручник" у кардана
Необычной у М-21 была и конструкция стояночного тормоза.
Если у более поздних "Волг" (и вообще большинства легковых автомобилей) "ручником" задействуются колодки рабочих тормозных механизмов на задней оси, то на "двадцать первой" для этого был предусмотрен отдельный барабан с колодками. Он был установлен на хвостовике коробки передач - прямо перед карданным валом. Позднее от этой конструкции, более характерной для грузовых автомобилей того времени, отказались.
Базовая версия - с "автоматом"!
В заводское обозначение модели - М-21 (позднее ГАЗ-21) - как правило, входил ещё и буквенный индекс, указывающий на модификацию.
К примеру, литерой "А" обозначались ранние версии такси, буква "Ю" свидетельствовала об исполнении для тёплого климата, версия с механической коробкой передач с самого начала выпуска маркировалась буквой "В". А вот индекс М-21 без дополнительных букв получила "Волга" с трёхступенчатой автоматической трансмиссией.
Именно такой вариант "Волги" при её создании рассматривался как базовый. За основу при проектировании агрегата взяли американский Ford-O-Matic.
Однако широкого распространения в СССР автоматическая трансмиссия, требующая грамотного обслуживания и специальных смазочных материалов, не получила. Сведения о количестве выпущенных "Волг" с АКП разнятся - от 700 до 3000 экземпляров.
Некоторые из них сохранились и до наших дней - выставляются в музеях и периодически всплывают в продаже.
ГАЗ-23
О ещё одной "Волге" с АКП - отдельный разговор.
Мелкосерийный седан ГАЗ-23, созданный по заказу спецслужб, выпускался на Горьковском автозаводе и оснащался 195-сильным V8 от "Чайки", агрегатированным с трёхступенчатым автоматом.
Ходовая часть и кузов автомобиля при этом подвергались доработкам: прежде всего дополнительно усиливались.
Модифицировали и моторный отсек, и сам двигатель: "чайковский" агрегат снабдили более компактным масляным картером и устанавливали его с наклоном относительно оси коленвала - чтобы монументальный V8 не задевал окружающие детали.
А поскольку "догонялка" была предназначена для скрытого наблюдения, её постарались сделать предельно незаметной. Даже выпускной тракт из двух коллекторов свели в одну выхлопную трубу.
Правый руль и необычный рычаг коробки
ГАЗ-21Н "Волга" (III) 1964-70
ГАЗ-21, в отличие от более ранних советских автомобилей, довольно активно отправляли на экспорт, в том числе и в страны с левосторонним движением.
Для них была разработана праворульная модификация - ГАЗ-21Н и ГАЗ-21П.
Были случаи, когда такие автомобили эксплуатировались на исторической родине - одна из таких "Волг", реэкспортированная советским дипломатом из Сингапура, была обнаружена во Владивостоке.
Известен также экземпляр праворульной "Волги", найденный в Ростовской области. Перенести вправо руль, педальный узел и блок управления вентиляцией специалистам ГАЗа удалось без проблем, а вот внедрить обычный для "двадцать первой" подрулевой рычаг переключения передач на праворульной версии не получилось: в ней он располагается на центральном тоннеле. Аналогичные версии выпускались и для построенного на базе "Волги" универсала ГАЗ-22.
Омыватель с механическим насосом
"Победе" М-20, предшественнице "Волги", такой нужный прибор, как омыватель ветрового стекла, изначально не полагался. Его внедрили лишь для построенного на её базе полноприводного М-72. На "Волге" омыватель был, но по нынешним временам весьма необычный.
Насос для него был механическим и располагался слева от педали сцепления. Хочешь опрыскать стекло - качай сам! Впрочем, во времена, когда автомобильные генераторы были недостаточно мощными для большого количества энергопотребителей, встречались и более экзотичные конструкции.
Вспомним хотя бы омыватель раннего "Жука" от Volkswagen - его бачок нужно было накачивать насосом, чтобы создать внутри избыточное давление!
Импортные моторы и рестайлинг от Ghia.
"Волга" довольно активно поставлялась на экспорт, в том числе в виде машинокомплектов, на которые впоследствии монтировались иные двигатели. Подобные доработки проводила бельгийская фирма Scaldia - европейский дистрибьютор продукции советского автопрома.
В частности, отечественный седан комплектовали дизелями Perkins, Rover и Peugeot. Также по заказу Scaldia свой вариант внешнего оформления "Волги" подготовило известное кузовное ателье Ghia. Впрочем, серийного воплощения этот проект не получил, а уже год спустя внешность "Волги" сделали более современной силами самого ГАЗа - началось производство автомобилей третьей серии.
"Красная Шапочка".
"Волга" М-21 выпускалась в том числе в исполнении для такси.
Обивка сидений для такой машины делалась из кожзаменителя, а не из ткани - для облегчения мойки и дезинфекции.
Кроме того, для такси отказались от цельного переднего дивана - вместо него устанавливали два раздельных сиденья. Причём пассажирское было складным: для того, чтобы при необходимости освободить дополнительное место для багажа.
А "красными шапочками" в народе окрестили такси, прошедшие капитальный ремонт на Втором московском авторемонтном заводе (ВАРЗ) - крыши таких машин окрашивали именно в красный цвет.