24 июня 2022 года в 15:09

6 интересных фактов о фильме «Марья-искусница»

Что худсовету не нравилось в сценарии, чем красили Георгия Милляра и почему Виктор Перевалов весь фильм сдерживал слёзы.                                    





Смотреть все фото в галерее
Режиссёр Александр Роу задумал снять сказочный фильм, где главным героем был бы русский солдат. В поисках сюжета он перечитал народные солдатские сказки, но так и не придумал, как адаптировать под детскую аудиторию эти истории, полные грубого юмора и порой очень пикантных событий. Тогда он начал искать литературные источники и нашёл пьесу Евгения Шварца "Сказка о храбром солдате", написанную ещё в 1946-м году для кукольного театра. Роу связался со Шварцем и попросил написать сценарий для фильма.    


У "Сказки о храбром солдате" была непростая судьба - почему-то она очень не нравилась худсоветам, что театральному, что киношному. В Театре юного зрителя ей поставили клеймо "мрачная, громоздкая и художественно неполноценная" и через два года исключили из репертуара, а худсовет киностудии требовал добавить русского фольклора и подчеркнуть, что сказка рассчитана на советских детей. Шварц не совсем понимал, что имеется ввиду, раздражался, что Роу идет на поводу у худсовета, но переписывал сюжет до тех пор, пока сценарий не утвердили. Акцентировать внимание на солдате не стали, и фильм получил название "Марья-искусница".    


Часть фильма снимали в павильонах киностудии им. Горького, а натурные съёмки проходили в Ялте. Там же снимали все подводные сцены - стены ялтинского ущелья покрасили синей и коричневой краской и поставили декорации, а вход в царство, сцены колдовства и эпизоды с превращением Водокрута были сделаны при помощи комбинированных съёмок.    


Александр Роу любил работать с проверенной командой и пригласил в фильм уже знакомых ему актёров. На роль солдата он утвердил Михаила Кузнецова, которого уже снимал в комедии "Драгоценный подарок", а роли царя Водокрута и придворного Квака получили Анатолий Кубацкий и Георгий Милляр, игравшие почти во всех фильмах Роу. Сергей Троицкий, который снимался в роли казначея, познакомился с режиссёром ещё на съёмках сказки "Кощей Бессмертный", а Александр Хвыля стал одним из любимых актёров Роу ещё после работы в фильме "Майская ночь, или Утопленница".    


Георгий Милляр всегда очень ответственно подходил к съёмкам. Почти все время, пока снимался фильм, Милляр ходил зелёным - краска, которой ему красили лицо и голову, была на основе плохо отмывающейся зелёнки. Чтобы гримёрам легче было превращать его в Квака, он сбрил не только волосы, но и брови, а так же придумал своему герою манеру говорить с "приквакиванием", что сделало его ещё ярче.    


Новыми актёрами для Роу были Нинель Мышкова и десятилетний Виктор Перевалов, которому "Марья-искусница" открыла двери в большое кино. На роль Иванушки его выбрали из сотни претендентов, и это было его третье появление на экране после детской короткометражки "Тамбу-Ламбу" и эпизода в киноповести "Город зажигает огни". Перед съёмками ему обрили голову под парик, подогнали костюм и сказали приходить на площадку через три дня. За эти три дня ленинградский мальчик успел страшно обгореть под ялтинским солнцем! Парик, грубая льняная рубаха и котомка на обгоревших плечах оставили незабываемые впечатления. Актёр рассказывал, что ему приходилось постоянно сдерживать слёзы и только на сценах с мамой он отводил душу - там плакать полагалось по сценарию.    
Режиссёр Александр Роу задумал снять сказочный фильм, где главным героем был бы русский солдат. В поисках сюжета он перечитал народные солдатские сказки, но так и не придумал, как адаптировать под детскую аудиторию эти истории, полные грубого юмора и порой очень пикантных событий. Тогда он начал искать литературные источники и нашёл пьесу Евгения Шварца "Сказка о храбром солдате", написанную ещё в 1946-м году для кукольного театра. Роу связался со Шварцем и попросил написать сценарий для фильма.    
У "Сказки о храбром солдате" была непростая судьба - почему-то она очень не нравилась худсоветам, что театральному, что киношному. В Театре юного зрителя ей поставили клеймо "мрачная, громоздкая и художественно неполноценная" и через два года исключили из репертуара, а худсовет киностудии требовал добавить русского фольклора и подчеркнуть, что сказка рассчитана на советских детей. Шварц не совсем понимал, что имеется ввиду, раздражался, что Роу идет на поводу у худсовета, но переписывал сюжет до тех пор, пока сценарий не утвердили. Акцентировать внимание на солдате не стали, и фильм получил название "Марья-искусница".    
Часть фильма снимали в павильонах киностудии им. Горького, а натурные съёмки проходили в Ялте. Там же снимали все подводные сцены - стены ялтинского ущелья покрасили синей и коричневой краской и поставили декорации, а вход в царство, сцены колдовства и эпизоды с превращением Водокрута были сделаны при помощи комбинированных съёмок.    
Александр Роу любил работать с проверенной командой и пригласил в фильм уже знакомых ему актёров. На роль солдата он утвердил Михаила Кузнецова, которого уже снимал в комедии "Драгоценный подарок", а роли царя Водокрута и придворного Квака получили Анатолий Кубацкий и Георгий Милляр, игравшие почти во всех фильмах Роу. Сергей Троицкий, который снимался в роли казначея, познакомился с режиссёром ещё на съёмках сказки "Кощей Бессмертный", а Александр Хвыля стал одним из любимых актёров Роу ещё после работы в фильме "Майская ночь, или Утопленница".    
Георгий Милляр всегда очень ответственно подходил к съёмкам. Почти все время, пока снимался фильм, Милляр ходил зелёным - краска, которой ему красили лицо и голову, была на основе плохо отмывающейся зелёнки. Чтобы гримёрам легче было превращать его в Квака, он сбрил не только волосы, но и брови, а так же придумал своему герою манеру говорить с "приквакиванием", что сделало его ещё ярче.    
Новыми актёрами для Роу были Нинель Мышкова и десятилетний Виктор Перевалов, которому "Марья-искусница" открыла двери в большое кино. На роль Иванушки его выбрали из сотни претендентов, и это было его третье появление на экране после детской короткометражки "Тамбу-Ламбу" и эпизода в киноповести "Город зажигает огни". Перед съёмками ему обрили голову под парик, подогнали костюм и сказали приходить на площадку через три дня. За эти три дня ленинградский мальчик успел страшно обгореть под ялтинским солнцем! Парик, грубая льняная рубаха и котомка на обгоревших плечах оставили незабываемые впечатления. Актёр рассказывал, что ему приходилось постоянно сдерживать слёзы и только на сценах с мамой он отводил душу - там плакать полагалось по сценарию.    

Чтобы оставить комментарий, необходимо авторизоваться:


Смотри также

Netflix показал трейлер сиквела Когда нет новогоднего настроения: в Нижнем Новгороде девушка с особой жестокостью сорвала мишуру Впечатляющие здания в стиле советского брутализма Комментарии и картинки из соцсетей. Свежак за 6 ноября Какие следы оставляют на снегу выдры и почему они выглядят именно так Система запирания хранилища 250-летней давности, напоминающая сложную головоломку Женщин в Индии заставляют отдавать органы мужчинам Ретро фотографии Женщина думает, что укрепляет иммунитет, облизывая все в продуктовом магазине Ресторан в Токио предлагает гостям необычную защиту от коронавируса: фонарики Журнал Wired 1997 года: Коронавирус, преступность, цены на энергоресурсы и другие сбывшиеся пророчества В Челябинске мужчина в картонном автомобиле требовал бургер на парковке