Некоторые истории впечатываются в память - настолько они яркие, эмоциональные. Но, увы, ничто не вечно. И обидно, когда героев начинают забывать. В этом нет ничего дурного - такова человеческая память. Что ж, раз гремевшую на весь мир историю о дрейфе баржи "Т-36" с четырьмя отважными советскими парнями стали забывать, значит, пора напомнить. Тем более, что блог "Визуал" показывает минувшее в картинках, а о том случае сохранились классные, говорящие кадры.
Смотреть все фото в галерее
Анатолий Крючковский, Асхат Зиганшин и Филипп Поплавский. Фото: В. Галактионов/ РИА Новости.
Случилось всё как раз 60 лет назад, в январе 1960 года. Курилы, остров Итуруп. Разбушевавшаяся стихия унесла баржу "Т-36" в океан и экипаж - четверка молодых солдатиков-срочников (двое украинцев, русский и командир-татарин) - 49 дней бороздил Тихий практически без еды и воды. Но справились, проявили себя достойно, и домой вернулись героями.
В то время на Итурупе не было оборудованных причалов. Баржи крепили к рейдовым бочкам. Наступила зима, резко ухудшилась погода. Все баржи на период штормов тракторами вытащили на берег, а "Т-36" не повезло - срочно отправили разгрузить рефрижератор с мясом. Непогода быстро переросла в шторм. Команда боролась со стихией, в какой-то момент баржу почти удалось выбросить на песчаный берег. И тут закончилась солярка! Волны и ветер унесли "Т-36" обратно в океан.
Фото с авианосца Kearsarge, спасшего наших ребят. Март 1960 года. Фото: общественное достояние.
Это случилось в ночь с 17 на 18 января 1960 года. Рация поломана - залило водой. Видимость нулевая. Еще и течь в машинном отделении. Воду удалось откачать, пробоину заделать. Но проблем сильно меньше не стало и главная - что есть и пить?!
Обычно на барже хранился запас провизии на пару недель. Но тогда экипаж готовился к зимовке, всю еду как раз вынесли на берег. Кто ж знал? И вот четверо парней дрейфуют в океане без топлива и связи и у них лишь ведро картошки, банка жира, немного пшена, буханка хлеба и три коробка спичек. Пить приходилось ржавую техническую воду для охлаждения дизелей.
Поплавский и Зиганшин пытаются рассказать американскому механику свою историю. Фото: общественное достояние.
Младший сержант Асхат Зиганшин и трое рядовых: Анатолий Крючковский, Филипп Поплавский и Иван Федотов не поддались панике. Мне кажется, в этом главная заслуга командира. Зиганшин сразу установил жесткие нормы по еде и воде. Раз в день - суп из пары картофелин и жира, трижды - питьё. Новичок в экипаже Иван Федотов запаниковал, даже какое-то время спал с топором под подушкой, истерил, но потом и он успокоился.
Каждый день, пока хватало сил, парни занимали себя работой. Вычерпывали ведрами воду из трюма (шторма не прекращались и баржу постоянно затапливало), читали вслух Джека Лондона, даже судовой журнал исправно заполняли. Но 23 февраля еда совсем закончилась. От безысходности варили кожаные ремни и даже меха гармошки. Пробовали мыло и зубную пасту. Пытались ловить рыбу, но в такую непогоду и на пустой самодельный крючок ничто не клевало. Загарпунить акулу багром тоже не получилось.
Дрейф продолжался 49 дней. От острова Итуруп баржа прошла 1700 километров. Когда 7 марта суденышко с еле передвигающимися по палубе советскими солдатами обнаружили американцы, у них оставалось всего три спички и три стакана дождевой воды. Каждый похудел на 20-30 килограммов. Парней подняли с палубы на вертолет и доставили на авианосец "Кирсардж". Там их накормили бульоном (Зиганшин сразу велел своим много не есть, чтобы не навредить ослабшему организму), помыли, побрили.
На родине с экипажем "Т-36" успели попрощаться. На берег Итурупа выбросило спасательный круг с баржи и разбитый ящик из-под угля с бортовым номером и все решили, что судно затонуло. Но когда стало известно, что парни живы-здоровы, их встретили героями. Американцы, кстати, предлагали убежище нашим ребятам, но они и думать не думали соглашаться.
Вплоть до полета Гагарина четверка с "Т-36" была чуть ли не самой обсуждаемой темой в СССР. О них песни сочиняли. Где только ребята не выступали: и на радио с телевидением, и в учебных заведениях. Парней наградили орденами Красной Звезды и без экзаменов приняли в училище ВМФ в Ломоносове под Ленинградом. Дальше была долгая, насыщенная событиями жизнь. К сожалению, сейчас остался лишь Анатолий Крючковский, отметивший в январе прошлого года 80-летие.
Анатолий Крючковский, Асхат Зиганшин и Филипп Поплавский. Фото: В. Галактионов/ РИА Новости.
Случилось всё как раз 60 лет назад, в январе 1960 года. Курилы, остров Итуруп. Разбушевавшаяся стихия унесла баржу "Т-36" в океан и экипаж - четверка молодых солдатиков-срочников (двое украинцев, русский и командир-татарин) - 49 дней бороздил Тихий практически без еды и воды. Но справились, проявили себя достойно, и домой вернулись героями.
В то время на Итурупе не было оборудованных причалов. Баржи крепили к рейдовым бочкам. Наступила зима, резко ухудшилась погода. Все баржи на период штормов тракторами вытащили на берег, а "Т-36" не повезло - срочно отправили разгрузить рефрижератор с мясом. Непогода быстро переросла в шторм. Команда боролась со стихией, в какой-то момент баржу почти удалось выбросить на песчаный берег. И тут закончилась солярка! Волны и ветер унесли "Т-36" обратно в океан.
Фото с авианосца Kearsarge, спасшего наших ребят. Март 1960 года. Фото: общественное достояние.
Это случилось в ночь с 17 на 18 января 1960 года. Рация поломана - залило водой. Видимость нулевая. Еще и течь в машинном отделении. Воду удалось откачать, пробоину заделать. Но проблем сильно меньше не стало и главная - что есть и пить?!
Обычно на барже хранился запас провизии на пару недель. Но тогда экипаж готовился к зимовке, всю еду как раз вынесли на берег. Кто ж знал? И вот четверо парней дрейфуют в океане без топлива и связи и у них лишь ведро картошки, банка жира, немного пшена, буханка хлеба и три коробка спичек. Пить приходилось ржавую техническую воду для охлаждения дизелей.
Поплавский и Зиганшин пытаются рассказать американскому механику свою историю. Фото: общественное достояние.
Младший сержант Асхат Зиганшин и трое рядовых: Анатолий Крючковский, Филипп Поплавский и Иван Федотов не поддались панике. Мне кажется, в этом главная заслуга командира. Зиганшин сразу установил жесткие нормы по еде и воде. Раз в день - суп из пары картофелин и жира, трижды - питьё. Новичок в экипаже Иван Федотов запаниковал, даже какое-то время спал с топором под подушкой, истерил, но потом и он успокоился.
Каждый день, пока хватало сил, парни занимали себя работой. Вычерпывали ведрами воду из трюма (шторма не прекращались и баржу постоянно затапливало), читали вслух Джека Лондона, даже судовой журнал исправно заполняли. Но 23 февраля еда совсем закончилась. От безысходности варили кожаные ремни и даже меха гармошки. Пробовали мыло и зубную пасту. Пытались ловить рыбу, но в такую непогоду и на пустой самодельный крючок ничто не клевало. Загарпунить акулу багром тоже не получилось.
Дрейф продолжался 49 дней. От острова Итуруп баржа прошла 1700 километров. Когда 7 марта суденышко с еле передвигающимися по палубе советскими солдатами обнаружили американцы, у них оставалось всего три спички и три стакана дождевой воды. Каждый похудел на 20-30 килограммов. Парней подняли с палубы на вертолет и доставили на авианосец "Кирсардж". Там их накормили бульоном (Зиганшин сразу велел своим много не есть, чтобы не навредить ослабшему организму), помыли, побрили.
На родине с экипажем "Т-36" успели попрощаться. На берег Итурупа выбросило спасательный круг с баржи и разбитый ящик из-под угля с бортовым номером и все решили, что судно затонуло. Но когда стало известно, что парни живы-здоровы, их встретили героями. Американцы, кстати, предлагали убежище нашим ребятам, но они и думать не думали соглашаться.
Вплоть до полета Гагарина четверка с "Т-36" была чуть ли не самой обсуждаемой темой в СССР. О них песни сочиняли. Где только ребята не выступали: и на радио с телевидением, и в учебных заведениях. Парней наградили орденами Красной Звезды и без экзаменов приняли в училище ВМФ в Ломоносове под Ленинградом. Дальше была долгая, насыщенная событиями жизнь. К сожалению, сейчас остался лишь Анатолий Крючковский, отметивший в январе прошлого года 80-летие.