Проанализировав перспективность этого вида техники, конгресс США создал специальную комиссию, призванную разработать план действия по ликвидации "русского прорыва"
Смотреть все фото в галерее
Для начала о том, что можно было бы назвать предательством, хотя в те годы подобных историй была масса. В книге "WIG craft and ekranoplan : ground effect craft technology" китайские авторы пишут: Внедрение экраноплана было медленным из-за сложных технологических проблем, связанных с судном; это гибридное транспортное средство, сочетающее в себе морскую и авиационную теорию, теорию крыла и теорию воздушной подушки, аэродинамическую и гидродинамическую теории.
А если вам надо ускорить этот процесс? В журнале "Наука и техника" за июль 2009 года в статье Ефименко Я.В., Скулина А.В. , посвящённой экранопланам, рассказывается:
Проанализировав перспективность этого вида техники, конгресс США создал специальную комиссию, призванную разработать план действия по ликвидации "русского прорыва". Члены комиссии предложили обратиться за помощью... к самим русским - и вышли напрямую к горьковским конструкторам. Руководство КБ поставило в известность Москву и получило разрешение на проведение переговоров с американцами.
Российская сторона любезно согласилась организовать посещение американскими исследователями базы в Каспийске, всего за 200 тысяч долларов, где они смогли без ограничений детально отснять на фото и видеопленку подготовленный к вылету специально для этого визита "Орленок". После этого визита американцы, сэкономив несколько миллиардов долларов, начали разработку своих собственных экранолетов. В частности, с течением времени фирма "Boeing" создала проект тяжелого транспортного экраноплана "Пеликан".
Я более, чем уверен, что просто видеосъёмками миллиарды долларов не сэкономишь. Скорее всего и документации не один чемодан ушёл.
Как тут не вспомнить учёных Всесоюзного института растениеводства в осаждённом Ленинграде, умиравших от голода в кабинетах и хранилищах, наполненных сотнями и сотнями килограммов всевозможных семян, которые вполне можно было употребить в пищу и остаться в живых? После войны благодаря спасенным семенам селекционеры вывели новые сорта пшеницы, ячменя, риса, бобовых культур, овощей, картофеля.
Надо сказать, что американцам это приобретение впрок не пошло. В металле ряд аналогичных разработок так и не был воплощён. Причин много - это по американским меркам крайняя неэкономичность, кроме того, самолётам они уступали в скорости, а кораблям - в грузоподъёмности. Тем не менее, Управление перспективных исследовательских проектов Министерства обороны США (DARPA)18 августа 2021 года заявило, что работы по проектированию и созданию экраноплана грузоподъёмностью 100 тонн будут возобновлены.
У нас серийно выпускался только один военный экраноплан - "Орлёнок", их было построено 5 единиц, хотя планировалось до 120. Эти транспортно-десантные машины были способны перевозить до 28 тонн груза или 200 пехотинцев со скоростью порядка 350-400 км/час на расстояние до 1500 км. Начали поступать на вооружение в 1979 году. Но в 1984 умер маршал Устинов, поддерживавший их производство, а новый министр обороны Соколов программу прикрыл.
"Орлёнок" в полёте:
×
Последний полёт он совершил в октябре 1993 года. После этого "Орлята" доживали свой век на приколе в Каспийске, постепенно разграбляемые, в 2007 году последний из них был списан. Однако хватило ума сохранить один экземпляр, нынче он выставлен как экспонат в Москве:
Самый мощный экраноплан, "Лунь", взлётным весом 380 тонн, был достроен до конца в единственном экземпляре, и под новый, 1990 год сдан в эксплуатацию. Хотя и числился в ВМФ, скорее был опытовым кораблём. Вот он производит ракетную стрельбу:
Но тут настали новые времена и всё кончилось. Длительное время он был законсервирован на территории завода "Дагдизель", который является режимным объектом, что и спасло экраноплан от разграбления.
Однако недавно было принято решение сделать его экспонатом парка "Патриот" в дагестанском Дербенте. Его перевезли морем и оставили на прибрежной полосе
На данный момент он уже вытащен на сушу и под него изготавливается бетонный постамент.
К распаду СССР был на 75% достроен второй экземпляр, но тут военное финансирование дало дуба и из него решили сделать скоростной спасатель. Решили-то решили, но денег от этого не прибавилось. Так он и стоит на заводе "Красное Сормово", ждёт своей участи
Так что, закончилась история экранопланов? Отнюдь.
КБ "Небо плюс море" при техническом центре, руководимом летчиком-космонавтом Юрием Викторовичем Романенко, создало 24-местный экранолет "Буревестник-24" с полезной нагрузкой 3,5 т, который проходил испытания на территории Якутии
ООО "Экранопланостроительное объединение "Орион" разработало модель экраноплана "Орион-12", и уже несколько судов заказано зарубежными партнерами. Существует несколько типов экранопланов "Орион"
В апреле 2015 года завершились испытания китайского экраноплана CYG-11 разработки хайнаньского производителя "Ингэ". Судно стало первым образцом экранопланов собственной китайской разработки :) На самом деле данный образец экраноплана является копией российского экраноплана ЭК-12 "Иволга". Его конструктор В. Калганов уже более 5 лет работает в Китае.
Объясняется это тем, что производить эти машины в Китае дешевле. Кто бы сомневался! А китайцы, не теряя время и используя наработанный опыт, мало того, что начали экспортировать эти машины за рубеж, создавая реальную конкуренцию нашим, так уже и поставляют на вооружение своей армии экранопланы военного образца:
Для начала о том, что можно было бы назвать предательством, хотя в те годы подобных историй была масса. В книге "WIG craft and ekranoplan : ground effect craft technology" китайские авторы пишут: Внедрение экраноплана было медленным из-за сложных технологических проблем, связанных с судном; это гибридное транспортное средство, сочетающее в себе морскую и авиационную теорию, теорию крыла и теорию воздушной подушки, аэродинамическую и гидродинамическую теории.
А если вам надо ускорить этот процесс? В журнале "Наука и техника" за июль 2009 года в статье Ефименко Я.В., Скулина А.В. , посвящённой экранопланам, рассказывается:
Проанализировав перспективность этого вида техники, конгресс США создал специальную комиссию, призванную разработать план действия по ликвидации "русского прорыва". Члены комиссии предложили обратиться за помощью... к самим русским - и вышли напрямую к горьковским конструкторам. Руководство КБ поставило в известность Москву и получило разрешение на проведение переговоров с американцами.
Российская сторона любезно согласилась организовать посещение американскими исследователями базы в Каспийске, всего за 200 тысяч долларов, где они смогли без ограничений детально отснять на фото и видеопленку подготовленный к вылету специально для этого визита "Орленок". После этого визита американцы, сэкономив несколько миллиардов долларов, начали разработку своих собственных экранолетов. В частности, с течением времени фирма "Boeing" создала проект тяжелого транспортного экраноплана "Пеликан".
Я более, чем уверен, что просто видеосъёмками миллиарды долларов не сэкономишь. Скорее всего и документации не один чемодан ушёл.
Как тут не вспомнить учёных Всесоюзного института растениеводства в осаждённом Ленинграде, умиравших от голода в кабинетах и хранилищах, наполненных сотнями и сотнями килограммов всевозможных семян, которые вполне можно было употребить в пищу и остаться в живых? После войны благодаря спасенным семенам селекционеры вывели новые сорта пшеницы, ячменя, риса, бобовых культур, овощей, картофеля.
Надо сказать, что американцам это приобретение впрок не пошло. В металле ряд аналогичных разработок так и не был воплощён. Причин много - это по американским меркам крайняя неэкономичность, кроме того, самолётам они уступали в скорости, а кораблям - в грузоподъёмности. Тем не менее, Управление перспективных исследовательских проектов Министерства обороны США (DARPA)18 августа 2021 года заявило, что работы по проектированию и созданию экраноплана грузоподъёмностью 100 тонн будут возобновлены.
У нас серийно выпускался только один военный экраноплан - "Орлёнок", их было построено 5 единиц, хотя планировалось до 120. Эти транспортно-десантные машины были способны перевозить до 28 тонн груза или 200 пехотинцев со скоростью порядка 350-400 км/час на расстояние до 1500 км. Начали поступать на вооружение в 1979 году. Но в 1984 умер маршал Устинов, поддерживавший их производство, а новый министр обороны Соколов программу прикрыл.
"Орлёнок" в полёте:
Последний полёт он совершил в октябре 1993 года. После этого "Орлята" доживали свой век на приколе в Каспийске, постепенно разграбляемые, в 2007 году последний из них был списан. Однако хватило ума сохранить один экземпляр, нынче он выставлен как экспонат в Москве:
Самый мощный экраноплан, "Лунь", взлётным весом 380 тонн, был достроен до конца в единственном экземпляре, и под новый, 1990 год сдан в эксплуатацию. Хотя и числился в ВМФ, скорее был опытовым кораблём. Вот он производит ракетную стрельбу:
Но тут настали новые времена и всё кончилось. Длительное время он был законсервирован на территории завода "Дагдизель", который является режимным объектом, что и спасло экраноплан от разграбления.
Однако недавно было принято решение сделать его экспонатом парка "Патриот" в дагестанском Дербенте. Его перевезли морем и оставили на прибрежной полосе
На данный момент он уже вытащен на сушу и под него изготавливается бетонный постамент.
К распаду СССР был на 75% достроен второй экземпляр, но тут военное финансирование дало дуба и из него решили сделать скоростной спасатель. Решили-то решили, но денег от этого не прибавилось. Так он и стоит на заводе "Красное Сормово", ждёт своей участи
Так что, закончилась история экранопланов? Отнюдь.
КБ "Небо плюс море" при техническом центре, руководимом летчиком-космонавтом Юрием Викторовичем Романенко, создало 24-местный экранолет "Буревестник-24" с полезной нагрузкой 3,5 т, который проходил испытания на территории Якутии
ООО "Экранопланостроительное объединение "Орион" разработало модель экраноплана "Орион-12", и уже несколько судов заказано зарубежными партнерами. Существует несколько типов экранопланов "Орион"
В апреле 2015 года завершились испытания китайского экраноплана CYG-11 разработки хайнаньского производителя "Ингэ". Судно стало первым образцом экранопланов собственной китайской разработки :) На самом деле данный образец экраноплана является копией российского экраноплана ЭК-12 "Иволга". Его конструктор В. Калганов уже более 5 лет работает в Китае.
Объясняется это тем, что производить эти машины в Китае дешевле. Кто бы сомневался! А китайцы, не теряя время и используя наработанный опыт, мало того, что начали экспортировать эти машины за рубеж, создавая реальную конкуренцию нашим, так уже и поставляют на вооружение своей армии экранопланы военного образца:
У нас, кроме того, "АО „ЦКБ по СПК им. Р. Е. Алексеева" ведет разработки проектов экранопланов нового поколения, в том числе и А-050-742d „Чайка-2"". За счет применения современных материалов А-050 "Чайка-2" весит около 50 тонн и может взять на борт сотню бойцов или девять тонн груза. С помощью авиадвигателей "Чайка" будет разгоняться до 450 километров в час. Дальность составит до пяти тысяч километров.Ранее министр промышленности и торговли Денис Мантуров заявил, что Россия ведет разработку перспективного экраноплана с ракетным вооружением на борту.По его словам, экраноплан будет использоваться для охраны Северного морского пути и патрулирования Черного и Каспийского морей.
Что ж, поживём - увидим.