5 июня 2022 года в 06:44

Мезоамериканская игра в мяч

Игра в мяч - общая культурная традиция всех народов Мезоамерики. В мяч играли не только майя, но и ацтеки, веракрус, колима, наярит и т.д. Полные правила игры неизвестны. Более того, вероятно, единых правил не было, т.к. каждая культура и народ вносил определенные правки.                                    





Смотреть все фото в галерее
Сцена игры в мяч. Майя. Монумент 171. Коллекция Museo Nacional Mexico City.    
Предполагается, что мяч ассоциировался с движением небесных светил, борьбой дня и ночи, жизни и смерти. Команда, допустившая остановку мяча, проигрывала. Победитель определялся путем подсчета очков. Испанский священник Диего Дюран упоминает, что они начислялись, например, за удары по мячу, за приземление в определенных зонах и на концах поля и в тех случаях, когда противник не смог передать мяч через разделительную линию.
У ацтеков игра была связана также и с концепцией оллин (движение) - одной из характеристик первоначальной созидающей энергии. Текущий мир называли также и эрой "Четыре движения", что, с одной стороны, описывало все виды движения, представленные в этот период (см. символику числа 4 ), с другой, указывало на причину грядущего конца света (мощные землетрясения). Резиновый мяч своими условно беспорядочными движениями, отскоками и рикошетами олицетворял концепцию оллин, неупорядоченную, неструктурированную энергию.    


Модель поля для игры в мяч, Наярит, 200 гг. до н.э. - 500 гг. н.э. Коллекция Los Angeles County Museum of Art.    
Игру могли вести две команды либо вовсе два человека. Команды, судя по размерам стадионов, были небольшими, чаще всего до 3-х человек. В то же время, известны и очень большие площадки для игры. Их длина иногда превышает 20 метров, а размеры стадиона в Чичен-Ица действительно впечатляют: 96,5 метров в длину и 30 метров в ширину. Предполагается, что столь крупные площадки использовались скорее для ритуалов, имитирующих игру.
Стадионы имели форму вытянутого прямоугольника с расширениями на концах, поле которого делилось на две части небольшим алтарем. Таким образом оно напоминало заглавную букву I.    


Поле для игры в мяч. Фрагмент кодекса Мальябекки. Коллекция Biblioteca Nazionale Centrale di Firenze.    
Боковые стены стадионов часто были наклонными, что, вероятно, позволяло игрокам использовать их в процессе игры, направляя мяч так, чтобы он отскакивал в нужном направлении.
Появление колец на боковых стенах в постклассический период наглядно демонстрирует изменение правил состязания с течением времени. Вероятно, игроки стремились попасть в них мячом, но значение такого попадания не вполне понятно, хотя Диего Дюран упоминает, что в этом случае игрока (или команду) объявляли победителем.
Попасть в кольцо было очень непросто. Испанский священник Торибио де Бенавенте писал:
"Человек, бросающий мяч руками с близкого расстояния, не мог попасть в кольцо и одного раза из ста, и даже из двухсот попыток."    


Игрок в мяч, Халиско, I в. до н.э. - III в. н.э. Коллекция The Metropolitan Museum of Art.    
Мячи делали из сока каучукового дерева. Они были разных размеров. Самые крупные могли весить 10 кг и более. Иногда резиной покрывали головы поверженных врагов для того, чтобы игрой таким мячом отпраздновать победу.
Интересно, что сами мячи могли использоваться не только в игре, но и как подношения богам. В некоторых случаях латексом покрывали и стандартные подношения в виде ароматических смол, формируя подобие мяча. Помимо символического значения это, вероятно, делалось потому, что резина быстрее разгоралась.    


Игрок в мяч, Веракрус, 150 - 300 гг. н.э. Коллекция Dallas Museum of Art.    
Для игры тяжелыми мячами требовалось снаряжение . В эпосе майя-киче "Пополь Вух" в описании экипировки героев-близнецов упоминаются кольца, наколенники, нашейники, перчатки, головные уборы, маски и мяч.
Одним из атрибутов игрока в мяч являлся каменный пояс в виде огромной подковы. Однако, такие пояса были скорее церемониальными и не использовались в самой игре, где их заменяли на более легкие деревянные и кожаные. Также игроки применяли каменные биты, которые вкладывались в ладонь, и надевали массивные защитные наколенники.    


Приспособление для игры в мяч (каменный пояс), Веракрус, 450-700 гг. н.э. Коллекция Museum of Fine Arts, Boston.    
Тесная связь ритуального состязания с жертвоприношениями прослеживается в многочисленных изображениях и рельефах в Мезоамерике. Однако существуют определенные сложности с трактовкой смысла этих цен: не вполне понятно, кого приносили в жертву, когда проводили эти церемонии, и как они непосредственно соотносятся с игрой и ее результатами. Детали изображений указывают на связь таких ритуалов жертвоприношения с землей, с плодородием, с зарождением новой жизни через смерть, с высвобождением живительной, питающей энергии.
Игра в мяч использовалась для отбора наиболее достойных посланников к богам. Вероятно, выигравшую команду либо игрока приносили в жертву в тяжелые времена для того, чтобы попросить у богов помощи или совета.
Однако игра в мяч не всегда сопровождалась жертвоприношениями. Известны изображения игры между правителями и их вассалами. Игры также проводились и как спортивные мероприятия, напоминающие современные соревнования, в т.ч. и наличием кричащих болельщиков на трибунах. Считается, что существовал даже некий аналог тотализатора.
Искусные игроки в мяч были очень уважаемыми людьми. Они по статусу были близки к знати. Победителей восхваляли, пели им песни, одаривали ценными призами. Победу в игре приравнивали к победе в жестокой битве, убийству множества вражеских воинов.
Предполагается, что и сами воины использовали требующую недюжинной силы и ловкости игру в мяч как способ тренировки.    
Сцена игры в мяч. Майя. Монумент 171. Коллекция Museo Nacional Mexico City.    
Предполагается, что мяч ассоциировался с движением небесных светил, борьбой дня и ночи, жизни и смерти. Команда, допустившая остановку мяча, проигрывала. Победитель определялся путем подсчета очков. Испанский священник Диего Дюран упоминает, что они начислялись, например, за удары по мячу, за приземление в определенных зонах и на концах поля и в тех случаях, когда противник не смог передать мяч через разделительную линию.
У ацтеков игра была связана также и с концепцией оллин (движение) - одной из характеристик первоначальной созидающей энергии. Текущий мир называли также и эрой "Четыре движения", что, с одной стороны, описывало все виды движения, представленные в этот период (см. символику числа 4 ), с другой, указывало на причину грядущего конца света (мощные землетрясения). Резиновый мяч своими условно беспорядочными движениями, отскоками и рикошетами олицетворял концепцию оллин, неупорядоченную, неструктурированную энергию.    
Модель поля для игры в мяч, Наярит, 200 гг. до н.э. - 500 гг. н.э. Коллекция Los Angeles County Museum of Art.    
Игру могли вести две команды либо вовсе два человека. Команды, судя по размерам стадионов, были небольшими, чаще всего до 3-х человек. В то же время, известны и очень большие площадки для игры. Их длина иногда превышает 20 метров, а размеры стадиона в Чичен-Ица действительно впечатляют: 96,5 метров в длину и 30 метров в ширину. Предполагается, что столь крупные площадки использовались скорее для ритуалов, имитирующих игру.
Стадионы имели форму вытянутого прямоугольника с расширениями на концах, поле которого делилось на две части небольшим алтарем. Таким образом оно напоминало заглавную букву I.    
Поле для игры в мяч. Фрагмент кодекса Мальябекки. Коллекция Biblioteca Nazionale Centrale di Firenze.    
Боковые стены стадионов часто были наклонными, что, вероятно, позволяло игрокам использовать их в процессе игры, направляя мяч так, чтобы он отскакивал в нужном направлении.
Появление колец на боковых стенах в постклассический период наглядно демонстрирует изменение правил состязания с течением времени. Вероятно, игроки стремились попасть в них мячом, но значение такого попадания не вполне понятно, хотя Диего Дюран упоминает, что в этом случае игрока (или команду) объявляли победителем.
Попасть в кольцо было очень непросто. Испанский священник Торибио де Бенавенте писал:
"Человек, бросающий мяч руками с близкого расстояния, не мог попасть в кольцо и одного раза из ста, и даже из двухсот попыток."    
Игрок в мяч, Халиско, I в. до н.э. - III в. н.э. Коллекция The Metropolitan Museum of Art.    
Мячи делали из сока каучукового дерева. Они были разных размеров. Самые крупные могли весить 10 кг и более. Иногда резиной покрывали головы поверженных врагов для того, чтобы игрой таким мячом отпраздновать победу.
Интересно, что сами мячи могли использоваться не только в игре, но и как подношения богам. В некоторых случаях латексом покрывали и стандартные подношения в виде ароматических смол, формируя подобие мяча. Помимо символического значения это, вероятно, делалось потому, что резина быстрее разгоралась.    
Игрок в мяч, Веракрус, 150 - 300 гг. н.э. Коллекция Dallas Museum of Art.    
Для игры тяжелыми мячами требовалось снаряжение . В эпосе майя-киче "Пополь Вух" в описании экипировки героев-близнецов упоминаются кольца, наколенники, нашейники, перчатки, головные уборы, маски и мяч.
Одним из атрибутов игрока в мяч являлся каменный пояс в виде огромной подковы. Однако, такие пояса были скорее церемониальными и не использовались в самой игре, где их заменяли на более легкие деревянные и кожаные. Также игроки применяли каменные биты, которые вкладывались в ладонь, и надевали массивные защитные наколенники.    
Приспособление для игры в мяч (каменный пояс), Веракрус, 450-700 гг. н.э. Коллекция Museum of Fine Arts, Boston.    
Тесная связь ритуального состязания с жертвоприношениями прослеживается в многочисленных изображениях и рельефах в Мезоамерике. Однако существуют определенные сложности с трактовкой смысла этих цен: не вполне понятно, кого приносили в жертву, когда проводили эти церемонии, и как они непосредственно соотносятся с игрой и ее результатами. Детали изображений указывают на связь таких ритуалов жертвоприношения с землей, с плодородием, с зарождением новой жизни через смерть, с высвобождением живительной, питающей энергии.
Игра в мяч использовалась для отбора наиболее достойных посланников к богам. Вероятно, выигравшую команду либо игрока приносили в жертву в тяжелые времена для того, чтобы попросить у богов помощи или совета.
Однако игра в мяч не всегда сопровождалась жертвоприношениями. Известны изображения игры между правителями и их вассалами. Игры также проводились и как спортивные мероприятия, напоминающие современные соревнования, в т.ч. и наличием кричащих болельщиков на трибунах. Считается, что существовал даже некий аналог тотализатора.
Искусные игроки в мяч были очень уважаемыми людьми. Они по статусу были близки к знати. Победителей восхваляли, пели им песни, одаривали ценными призами. Победу в игре приравнивали к победе в жестокой битве, убийству множества вражеских воинов.
Предполагается, что и сами воины использовали требующую недюжинной силы и ловкости игру в мяч как способ тренировки.    
Loading...

Чтобы оставить комментарий, необходимо авторизоваться:


Смотри также

Коты для баланса во вселенной)) Задумчивый ушастик Кусанный кот Летучий Котомышь Внимание - вопрос ! Что за… 30 поразительных исторических фактов в фотографиях Ретро фотографии Польская автолегенда с маленьким пробегом: жаль что «Малюх» не завозили в СССР Heineken продал все российские активы за 102 рубля Пиратский кодекс — миф или реальность? Как пираты договаривались между собой В Уфе торопыге не удалось пристроиться за колонной со спецсигналами Звезда фильма Спецоперация Намешалось Воспитательная беседа с вором в Аргентине Будни монтажника слаботочника