9 июня 2022 года в 11:33

Как двое школьников навсегда изменили современную музыку

Эта история началась с двух австралийских мальчишек. Мы не знаем, какие отметки получали одноклассники Ким Райри и Питер Фогель по другим предметам, но компьютеры их увлекали безумно. Свой самый первый электронный прибор Ким Райри самостоятельно спаял в возрасте 12 лет. Однако, как и все подростки мира в то время, мальчишки ещё и страстно любили слушать музыку.                                    





Смотреть все фото в галерее
Ким Райли и Питер Фогель в 80-е годы    
В 1968 году вышел альбом "Switched on Bach" композитора Венди Карлос - тогда это было самое новое, самое "срывающее башню" звучание - и 14-летним друзьям оно нравилось безумно. Венди Карлос использовала для записи электронный прибор - синтезатор Moog Modular. Райри и Фогель до дыр рассматривали в журналах и газетах фотографии из студии, в которой работала Карлос, - клавиатуру, ручки потенциометров, многочисленные патч-кабели - и вместе мечтали о таком удивительном электронном музыкальном инструменте.
Отец Кима Райри был владельцем небольшой издательской компании - и по предложению сына в 1971 году вышел в свет новый журнал "Международная электроника сегодня" ("Electronics Today International", или просто "ETI"). В этом журнале (он издавался на протяжении 20 лет) публиковались многочисленные статьи о новинках цифровой и аналоговой электроники, а также придуманные читателями журнала схемы для любителей собирать самостоятельно электронные приборы, в том числе электронные музыкальные инструменты. Многие схемы из журнала "ETI", кстати, в 70-е и 80-е годы втихаря переопубликовывались (выражаясь современным языком - "копипастились") в суперпопулярном в СССР журнале "Радио" - только импортные радиодетали в публикациях по возможности заменяли на аналогичные советские.
В 1975 году Райри (уже студент) предложил Фогелю основать компанию и вместе создать "самый крутой в мире синтезатор" на основе только-только появившихся тогда на рынке цифровых микропроцессоров. Сперва друзья хотели создать аналоговый синтезатор, подобный синтезатору Moog, но затем пришли к выводу, что новые технологии позволяют сделать нечто совершенно новое, ещё не виданное в мире музыки. Первый образец "музыкального компьютера", созданный новой компанией (её назвали Fairlight), работал на двух 8-битных процессорах Motorolla 6800, был оснащён чёрно-зелёным дисплеем и световым пером - в те годы привычная нам "мышка" была ещё не в моде. Однако звучание новинки было неинтересным, "стерильным".
В 1978 году во время экспериментов по изучению звука Фогель осуществил цифровую запись фрагмента игры на рояле с радиоприёмника. Воспроизводя записанный фрагмент с разной скоростью, он вдруг обнаружил, что при этом получается крайне интересное звучание - вроде бы очень похожее на настоящее фортепиано, но вроде бы и нет. Идея "революционного инструмента" была, наконец, найдена!
Райри и Фогель назвали открытый процесс "сэмплингом" (от английского слова "sample",то есть "образец, пример"), а свой инструмент - "сэмплером". В современном мире нет, наверное, музыканта или даже увлекающегося музыкой подростка, который не слышал бы этого слова.    


Редкое фото: Питер Гэбриэл сэмплирует на CMI звук разбивающейся бутылки    
Построенный в том же году Fairlight CMI (CMI - просто сокращение от "Computer Musical Instrument", то есть "компьютерный музыкальный инструмент") был настоящим чудом техники. Клавиатура, дисплей, световое перо, фортепианная клавиатура и тяжёлый металлический корпус с электронной начинкой и двумя дисководами под 8-дюймовые дискеты (ещё одна тогдашняя техническая новинка!).    


Fairlight CMI 1978 год    
Объём памяти этого прибора может заставить вас засмеяться - он составлял 204 килобайта, то есть туда не то что современную видеоигру не загрузить, даже кусочек обычной цифровой фотографии еле влезет! Но по тому времени это была память гигантская - скажем, популярный в конце 70-х годов домашний компьютер Apple II обладал в базовой комплектации памятью объемом 4 килобайта. Прописью: ЧЕТЫРЕ. КИЛОБАЙТА. Тем не менее, на нём писали программы и играли в видеоигры!
Однако вернёмся к Fairlight CMI. На дискетах ёмкостью 240 килобайт хранились сэмплы (то есть звуковые фрагменты) для загрузки в память инструмента. Также можно было записывать собственные сэмплы с микрофона и сохранять их на дискетах. Общая стоимость новинки была запредельно дорогой - на современные деньги порядка 10 миллионов рублей. Однако музыканты, которым Райри и Фогель продемонстрировали своё изобретение, были просто в восторге.    


Питер Фогель учит Жан Мишель Жарра работать с Fairlight CMI
Про новый музыкальный инструмент вышла целая серия передачи "Завтрашний мир" на телеканале BBC; ведущий, в частности, высказал предположение, что в будущем созданный инженерами "электронный оркестр" сможет запросто заменить настоящих "живых" исполнителей.    


Реклама Fairlight CMI как "компьютерного оркестра"    
В ответ музыкальный профсоюз Англии опубликовал встревоженную статью, в которой назвал "цифрового монстра" "смертельной угрозой для музыкантов". Телеведущий, кстати, оказался во многом прав - прошло всего 40 лет, и 90% современной популярной музыки создаётся и записывается именно на синтезаторах и сэмплерах!
Несмотря на очень высокую цену сэмплер Fairlight CMI приобрели практически все крупнейшие музыканты того времени. Всего было продано около 300 "Фейрлайтов". Этот инструмент - который сейчас кажется смешным, но в те времена казался чем-то запредельно космическим! - во многом определил общее звучание популярной музыки 80-х годов прошлого века.    


Жан-Мишель Жарр и Fairlight CMI    
Питер Гэбриэл ("Sledgehammer"), Майкл Джексон ("Thriller"), Хэрби Хэнкок ("Rocket"), U2 ("Unforgettable Fire"), Кейт Буш ("Never for Ever"), Стиви Уандер ("Happy Birthday"), Жан-Мишель Жарр ("Magnetic Fields")...    


Клайв Смит и Fairlight CMI    
Мало? Алан Парсонс, Тревор Хорн, Энн Ленокс, Брайан Эно, Чик Кори, Марк Нопфлер, Стюард Коупленд, Дэвид Боуи, Дэвид Гилмор, Элвис Костелло, Клайв Смит...    


Стиви Уандер и Fairlight CMI    
Любой современный студийный синтезатор или музыкальный компьютер на 99% состоят из идей, впервые воплощённых именно в сэмплере Fairlight CMI. А ведь всё начиналось с мечты двух школьных друзей, обыкновенных мальчишек, влюблённых в компьютеры, электронику и музыку...    


Экран Fairlight CMI    
Ким Райли и Питер Фогель в 80-е годы    
В 1968 году вышел альбом "Switched on Bach" композитора Венди Карлос - тогда это было самое новое, самое "срывающее башню" звучание - и 14-летним друзьям оно нравилось безумно. Венди Карлос использовала для записи электронный прибор - синтезатор Moog Modular. Райри и Фогель до дыр рассматривали в журналах и газетах фотографии из студии, в которой работала Карлос, - клавиатуру, ручки потенциометров, многочисленные патч-кабели - и вместе мечтали о таком удивительном электронном музыкальном инструменте.
Отец Кима Райри был владельцем небольшой издательской компании - и по предложению сына в 1971 году вышел в свет новый журнал "Международная электроника сегодня" ("Electronics Today International", или просто "ETI"). В этом журнале (он издавался на протяжении 20 лет) публиковались многочисленные статьи о новинках цифровой и аналоговой электроники, а также придуманные читателями журнала схемы для любителей собирать самостоятельно электронные приборы, в том числе электронные музыкальные инструменты. Многие схемы из журнала "ETI", кстати, в 70-е и 80-е годы втихаря переопубликовывались (выражаясь современным языком - "копипастились") в суперпопулярном в СССР журнале "Радио" - только импортные радиодетали в публикациях по возможности заменяли на аналогичные советские.
В 1975 году Райри (уже студент) предложил Фогелю основать компанию и вместе создать "самый крутой в мире синтезатор" на основе только-только появившихся тогда на рынке цифровых микропроцессоров. Сперва друзья хотели создать аналоговый синтезатор, подобный синтезатору Moog, но затем пришли к выводу, что новые технологии позволяют сделать нечто совершенно новое, ещё не виданное в мире музыки. Первый образец "музыкального компьютера", созданный новой компанией (её назвали Fairlight), работал на двух 8-битных процессорах Motorolla 6800, был оснащён чёрно-зелёным дисплеем и световым пером - в те годы привычная нам "мышка" была ещё не в моде. Однако звучание новинки было неинтересным, "стерильным".
В 1978 году во время экспериментов по изучению звука Фогель осуществил цифровую запись фрагмента игры на рояле с радиоприёмника. Воспроизводя записанный фрагмент с разной скоростью, он вдруг обнаружил, что при этом получается крайне интересное звучание - вроде бы очень похожее на настоящее фортепиано, но вроде бы и нет. Идея "революционного инструмента" была, наконец, найдена!
Райри и Фогель назвали открытый процесс "сэмплингом" (от английского слова "sample",то есть "образец, пример"), а свой инструмент - "сэмплером". В современном мире нет, наверное, музыканта или даже увлекающегося музыкой подростка, который не слышал бы этого слова.    
Редкое фото: Питер Гэбриэл сэмплирует на CMI звук разбивающейся бутылки    
Построенный в том же году Fairlight CMI (CMI - просто сокращение от "Computer Musical Instrument", то есть "компьютерный музыкальный инструмент") был настоящим чудом техники. Клавиатура, дисплей, световое перо, фортепианная клавиатура и тяжёлый металлический корпус с электронной начинкой и двумя дисководами под 8-дюймовые дискеты (ещё одна тогдашняя техническая новинка!).    
Fairlight CMI 1978 год    
Объём памяти этого прибора может заставить вас засмеяться - он составлял 204 килобайта, то есть туда не то что современную видеоигру не загрузить, даже кусочек обычной цифровой фотографии еле влезет! Но по тому времени это была память гигантская - скажем, популярный в конце 70-х годов домашний компьютер Apple II обладал в базовой комплектации памятью объемом 4 килобайта. Прописью: ЧЕТЫРЕ. КИЛОБАЙТА. Тем не менее, на нём писали программы и играли в видеоигры!
Однако вернёмся к Fairlight CMI. На дискетах ёмкостью 240 килобайт хранились сэмплы (то есть звуковые фрагменты) для загрузки в память инструмента. Также можно было записывать собственные сэмплы с микрофона и сохранять их на дискетах. Общая стоимость новинки была запредельно дорогой - на современные деньги порядка 10 миллионов рублей. Однако музыканты, которым Райри и Фогель продемонстрировали своё изобретение, были просто в восторге.    
Питер Фогель учит Жан Мишель Жарра работать с Fairlight CMI
Про новый музыкальный инструмент вышла целая серия передачи "Завтрашний мир" на телеканале BBC; ведущий, в частности, высказал предположение, что в будущем созданный инженерами "электронный оркестр" сможет запросто заменить настоящих "живых" исполнителей.    
Реклама Fairlight CMI как "компьютерного оркестра"    
В ответ музыкальный профсоюз Англии опубликовал встревоженную статью, в которой назвал "цифрового монстра" "смертельной угрозой для музыкантов". Телеведущий, кстати, оказался во многом прав - прошло всего 40 лет, и 90% современной популярной музыки создаётся и записывается именно на синтезаторах и сэмплерах!
Несмотря на очень высокую цену сэмплер Fairlight CMI приобрели практически все крупнейшие музыканты того времени. Всего было продано около 300 "Фейрлайтов". Этот инструмент - который сейчас кажется смешным, но в те времена казался чем-то запредельно космическим! - во многом определил общее звучание популярной музыки 80-х годов прошлого века.    
Жан-Мишель Жарр и Fairlight CMI    
Питер Гэбриэл ("Sledgehammer"), Майкл Джексон ("Thriller"), Хэрби Хэнкок ("Rocket"), U2 ("Unforgettable Fire"), Кейт Буш ("Never for Ever"), Стиви Уандер ("Happy Birthday"), Жан-Мишель Жарр ("Magnetic Fields")...    
Клайв Смит и Fairlight CMI    
Мало? Алан Парсонс, Тревор Хорн, Энн Ленокс, Брайан Эно, Чик Кори, Марк Нопфлер, Стюард Коупленд, Дэвид Боуи, Дэвид Гилмор, Элвис Костелло, Клайв Смит...    
Стиви Уандер и Fairlight CMI    
Любой современный студийный синтезатор или музыкальный компьютер на 99% состоят из идей, впервые воплощённых именно в сэмплере Fairlight CMI. А ведь всё начиналось с мечты двух школьных друзей, обыкновенных мальчишек, влюблённых в компьютеры, электронику и музыку...    
Экран Fairlight CMI    
Loading...

Чтобы оставить комментарий, необходимо авторизоваться:


Смотри также

12 удивительных животных, существующих сегодня, которые сохранили в себе черты динозавров В Первоуральске мужчина украл из офиса управляющей компании портрет Владимира Путина Просто гифки, всякие и разные В Подмосковье задержали мужчину, решавшего конфликт с помощью травмата Мемы из соцсетей. Свежак за 11 февраля В Иерусалиме откопали роскошный древний туалет Калейдоскоп субботнего позитива Рыбаки спасли песца, застрявшего на айсберге Красивое... Эксперимент по изготовлению тротуарной плитки, часть 6 Все Самодельный Урал М-62 Где мои 200 рублей?