Сегодня в обзоре - 10 мотоциклетных заводов.
Мотоциклетных заводов в СССР было не меньше, чем автомобильных. Некоторые прославились на весь Союз - "Иж", "Минск", "Урал", а иные были известны только в тех регионах, где непосредственно было производство.
Большая часть мотозаводов СССР не пережили лихие 1990-е, разорившись на фоне рыночной конкуренции с более совершенной импортной продукцией.
Но иные выжили и сегодня начинают постепенно возрождаться.
1.
Смотреть все фото в галерее
"Иж". Ижевский машиностроительный завод в первую очередь известен оружейным производством, а с 1929 по 2008 год производил мотоциклы, пользовавшиеся огромным успехом и спросом в СССР.
Это было первое серийное производство мотоциклов в новом государстве; сперва было изготовлено несколько прототипов, а с 1933 года Иж-7 пошёл в серию.
На снимке - Иж Планета-2 (1964), одна из самых массовых моделей завода.
2.
"Минск". Минский мотоциклетно-велосипедный завод (ММВЗ) был основан в 1945 году и функционирует до сих пор.
В 1951 году в серию пошёл первый мотоцикл "Минск" M1A.
Сегодня у марки есть экспортное название M1NSK и довольно большая гамма моделей - спортивных, дорожных и эндуро.
На снимке - "Минск" М103, производившийся в 1962-1964 годах.
3.
"Урал". Ирбитский мотоциклетный завод сегодня является одним из нескольких заводов в мире, производящих тяжёлые мотоциклы с боковым прицепом.
Завод был основан в 1941 году и некогда делал "Уралы" миллионами.
Он пережил 1990-е и сегодня производит малыми сериями очень красивые мотоциклы в ретро-стилистике, идущие в основном на экспорт.
Поклонником "Уралов" является, например, Брэд Питт.
На снимке - красавец "Урал-СиТи" 2016 модельного года.
4.
"Днепр". Киевский мотоциклетный завод был основан в 1945 году и к настоящему времени номинально не ликвидирован, хотя производство остановлено ещё несколько лет тому назад.
Первой моделью был лёгкий мотоцикл К-1Б "Киевлянин".
В конце 1950-х завод пытался производить и автомобили, но недолго.
А на снимке - мотоцикл М-72, который выпускался киевским заводом по ирбитской документации с 1950 по 1953 год.
На тот момент завод ещё не использовал для своих моделей имя собственное "Днепр".
5.
"Тула". Тульский машиностроительный завод существует с 1879 года и за свою долгую историю производил практически всё на свете (в основном - оружие).
Но в 1953 году на нём запустили производство велосипедов, а тремя годами позже - мотороллеров.
Сегодня ТулМаш мотоциклы уже не строит, но его продукция - "Тулица", "Муравей", "Турист" - вошла в историю советского мотостроения.
На снимке - знаменитый грузовой мотороллер ТГА200 "Муравей".
6.
"Ковровец". Завод имени Дегтярёва в Коврове - это завод оружейный, но с 1946 года он делал также мотоциклы под марками "Ковровец" и "Восход".
Сегодня производство приостановлено. На снимке - "Ковровец" К-175 (1957).
7.
ТИЗ. Таганрогский инструментальный завод (ныне - Таганрогский комбайновый завод) - один из первых, довоенных ещё производителей мотоциклов в СССР. Правда, после войны к производству мототехники завод уже не возвращался.
На снимке - основная модель ТИЗ АМ-600 (1935-1943).
8.
"Рига". Мопеды завода "Саркана звайгзне" были вожделенной машиной для многих молодых людей. Производились они в Риге с 1958 по 1998 год.
На снимке - мопед "Рига-11" 1976 года.
9.
"Карпаты". Львовский мотозавод (ЛМЗ) был основан в 1919 году как завод "Металл", а в 1960-м перепрофилирован под производство мотоциклетной техники, которой и занимался до ликвидации в 1997 году.
Известен он в первую очередь мопедами "Верховина" и мокиками "Карпаты".
На снимке - мокик ЛМЗ-2.752 "Карпаты-2", разработанный в 1989 году и произведенный малой серией.
Здесь про мотороллеры, вдруг не читали:9 советских мотороллеров с европейскими корнями
10.
ПМЗ. Подольский механический завод стал первым производителем тяжёлых мотоциклов в СССР и строил модель ПМЗ-А-750 (на снимке) с 1934 по 1939 год.
Это была единственная модель, делавшаяся в Подольске, но и по сей день она остаётся одним из самых красивых советских мотоциклов.
"Иж". Ижевский машиностроительный завод в первую очередь известен оружейным производством, а с 1929 по 2008 год производил мотоциклы, пользовавшиеся огромным успехом и спросом в СССР.
Это было первое серийное производство мотоциклов в новом государстве; сперва было изготовлено несколько прототипов, а с 1933 года Иж-7 пошёл в серию.
На снимке - Иж Планета-2 (1964), одна из самых массовых моделей завода.
"Минск". Минский мотоциклетно-велосипедный завод (ММВЗ) был основан в 1945 году и функционирует до сих пор.
В 1951 году в серию пошёл первый мотоцикл "Минск" M1A.
Сегодня у марки есть экспортное название M1NSK и довольно большая гамма моделей - спортивных, дорожных и эндуро.
На снимке - "Минск" М103, производившийся в 1962-1964 годах.
"Урал". Ирбитский мотоциклетный завод сегодня является одним из нескольких заводов в мире, производящих тяжёлые мотоциклы с боковым прицепом.
Завод был основан в 1941 году и некогда делал "Уралы" миллионами.
Он пережил 1990-е и сегодня производит малыми сериями очень красивые мотоциклы в ретро-стилистике, идущие в основном на экспорт.
Поклонником "Уралов" является, например, Брэд Питт.
На снимке - красавец "Урал-СиТи" 2016 модельного года.
"Днепр". Киевский мотоциклетный завод был основан в 1945 году и к настоящему времени номинально не ликвидирован, хотя производство остановлено ещё несколько лет тому назад.
Первой моделью был лёгкий мотоцикл К-1Б "Киевлянин".
В конце 1950-х завод пытался производить и автомобили, но недолго.
А на снимке - мотоцикл М-72, который выпускался киевским заводом по ирбитской документации с 1950 по 1953 год.
На тот момент завод ещё не использовал для своих моделей имя собственное "Днепр".
"Тула". Тульский машиностроительный завод существует с 1879 года и за свою долгую историю производил практически всё на свете (в основном - оружие).
Но в 1953 году на нём запустили производство велосипедов, а тремя годами позже - мотороллеров.
Сегодня ТулМаш мотоциклы уже не строит, но его продукция - "Тулица", "Муравей", "Турист" - вошла в историю советского мотостроения.
На снимке - знаменитый грузовой мотороллер ТГА200 "Муравей".
"Ковровец". Завод имени Дегтярёва в Коврове - это завод оружейный, но с 1946 года он делал также мотоциклы под марками "Ковровец" и "Восход".
Сегодня производство приостановлено. На снимке - "Ковровец" К-175 (1957).
ТИЗ. Таганрогский инструментальный завод (ныне - Таганрогский комбайновый завод) - один из первых, довоенных ещё производителей мотоциклов в СССР. Правда, после войны к производству мототехники завод уже не возвращался.
На снимке - основная модель ТИЗ АМ-600 (1935-1943).
"Рига". Мопеды завода "Саркана звайгзне" были вожделенной машиной для многих молодых людей. Производились они в Риге с 1958 по 1998 год.
На снимке - мопед "Рига-11" 1976 года.
"Карпаты". Львовский мотозавод (ЛМЗ) был основан в 1919 году как завод "Металл", а в 1960-м перепрофилирован под производство мотоциклетной техники, которой и занимался до ликвидации в 1997 году.
Известен он в первую очередь мопедами "Верховина" и мокиками "Карпаты".
На снимке - мокик ЛМЗ-2.752 "Карпаты-2", разработанный в 1989 году и произведенный малой серией.
Здесь про мотороллеры, вдруг не читали:9 советских мотороллеров с европейскими корнями
ПМЗ. Подольский механический завод стал первым производителем тяжёлых мотоциклов в СССР и строил модель ПМЗ-А-750 (на снимке) с 1934 по 1939 год.
Это была единственная модель, делавшаяся в Подольске, но и по сей день она остаётся одним из самых красивых советских мотоциклов.