Пожалуй, одна из самых частых характеристик внешности героев литературы до середины 20-го века - "рябое лицо", и чаще всего эта характеристика была не из лестных.
Смотреть все фото в галерее
При этом, по статистике, рябыми в разной степени лицами обладало абсолютное большинство населения, поскольку рябинки были последствиями перенесенной оспы.
Оспа сейчас, как считается, полностью искорененная, была настоящим бичом - очень заразная, часто с тяжелым течением, с высокой смертностью инфекция. Хотя были периоды, которые называют "эпидемиями оспы", на самом деле эта болезнь курсировала в человеческой популяции постоянно, и три четверти населения рано или поздно с ней встречалось.
Японский манускрипт начала 18 века с описанием оспы. Оспа, как считается, впервые появилась две тысячи лет назад у арабских народов и очень быстро распространилась по всем странам Старого света. Это была болезнь, которой болели все сословия и все возраста.
И очень неприятным последствием перенесенной оспы была "испорченная" внешность - глубокие нарывы оставляли после себя заметные дефекты кожи, и чем тяжелее болел человек, тем более рябым он потом становился.
Что интересно, хотя оспенные рябинки были почти у всех, на портретах и старых фотоснимках встретить их не получится. Художники никогда не акцентировали внимание на дефектах внешности, стараясь хоть немного приукрасить ее, а фотографы несовершенства ретушировали.
Редкий случай - неретушированный ретро-снимок начала 20-го века (Кливленд, США). Собственно, вот такое лицо и называли рябым.
Ведь и фотоснимок и тем более живописный портрет стоили дорого, и художник или фотограф-натуралист вряд ли получили бы клиентов, за свои деньги все хотели быть запечатленными в наиболее выигрышном свете.
Однако есть и другие свидетельства, как выглядели наши предки, например, получившие широкое распространение еще в конце 18 века посмертные гипсовые маски.
Реконструкция внешности Максимильена Робеспьера и его прижизненный портрет, где художник не акцентировал внимание на дефектах кожи.
Несколько лет назад французская студия, занятая 3d-реконструкцией внешности давно умерших людей по их останкам, воссоздала внешность двух героев Великой французской революции, Максимильена Робеспьера и Оноре Мирабо.
Оба эти деятеля - из тех "детей революции", которых она же сама и пожрала, оба были признаны предателями, Робеспьер окончил свои дни на гильотине, а Мирабо "казнили" после его смерти, перенеся прах из Пантеона героев на кладбище преступников.
Оноре Мирабо - реконструкция внешности по гипсовой маске
Однако, посмертные маски снимали в те годы со многих знаменитых людей, причем с Робеспьера сняли маску сразу после казни на гильотине. А сняла маску с отрубленной головы бывшего кумира никто иной как сама мадам Тюссо, владелица музея восковых фигур.
Ей было поручено делать гипсовые маски казненных знаменитостей и разрешено использовать слепки для создания восковых копий. Новые фигуры появлялись в ее галерее буквально через несколько дней после казни и пользовались бешеным успехом у публики.
Так вот, сохраненные гипсовые слепки мадам Тюссо показали, что и Робеспьер, и Мирабо носили на лице явные признаки перенесенной много лет назад оспы, то есть были рябыми. Как и большинство их современников - пока прививки от оспы не стали правилом, чистая кожа лица была скорее исключением, и даже считалась "особой приметой" в полицейских ориентировках.
Есть мнение, что тяжелая косметика, особенно белила, были так популярны среди аристократии 17-18 веков именно для того, чтобы скрывать следы оспы. Для этого же их использовали и русские красавицы 15-16 веков, поражавшие иностранцев неестественно раскрашенными лицами с белой кожей, черными бровями и ярким искусственным румянцем.
Но зато следы перенесенной оспы на лице были не только серьезным преимуществом при устройстве на работу, но даже и плюсом при выборе спутника жизни. Ведь оспой болеют один раз, и переболевший ранее точно уже не заболеет сам и не заразит партнера и коллектив.
При этом, по статистике, рябыми в разной степени лицами обладало абсолютное большинство населения, поскольку рябинки были последствиями перенесенной оспы.
Оспа сейчас, как считается, полностью искорененная, была настоящим бичом - очень заразная, часто с тяжелым течением, с высокой смертностью инфекция. Хотя были периоды, которые называют "эпидемиями оспы", на самом деле эта болезнь курсировала в человеческой популяции постоянно, и три четверти населения рано или поздно с ней встречалось.
Японский манускрипт начала 18 века с описанием оспы. Оспа, как считается, впервые появилась две тысячи лет назад у арабских народов и очень быстро распространилась по всем странам Старого света. Это была болезнь, которой болели все сословия и все возраста.
И очень неприятным последствием перенесенной оспы была "испорченная" внешность - глубокие нарывы оставляли после себя заметные дефекты кожи, и чем тяжелее болел человек, тем более рябым он потом становился.
Что интересно, хотя оспенные рябинки были почти у всех, на портретах и старых фотоснимках встретить их не получится. Художники никогда не акцентировали внимание на дефектах внешности, стараясь хоть немного приукрасить ее, а фотографы несовершенства ретушировали.
Редкий случай - неретушированный ретро-снимок начала 20-го века (Кливленд, США). Собственно, вот такое лицо и называли рябым.
Ведь и фотоснимок и тем более живописный портрет стоили дорого, и художник или фотограф-натуралист вряд ли получили бы клиентов, за свои деньги все хотели быть запечатленными в наиболее выигрышном свете.
Однако есть и другие свидетельства, как выглядели наши предки, например, получившие широкое распространение еще в конце 18 века посмертные гипсовые маски.
Реконструкция внешности Максимильена Робеспьера и его прижизненный портрет, где художник не акцентировал внимание на дефектах кожи.
Несколько лет назад французская студия, занятая 3d-реконструкцией внешности давно умерших людей по их останкам, воссоздала внешность двух героев Великой французской революции, Максимильена Робеспьера и Оноре Мирабо.
Оба эти деятеля - из тех "детей революции", которых она же сама и пожрала, оба были признаны предателями, Робеспьер окончил свои дни на гильотине, а Мирабо "казнили" после его смерти, перенеся прах из Пантеона героев на кладбище преступников.
Оноре Мирабо - реконструкция внешности по гипсовой маске
Однако, посмертные маски снимали в те годы со многих знаменитых людей, причем с Робеспьера сняли маску сразу после казни на гильотине. А сняла маску с отрубленной головы бывшего кумира никто иной как сама мадам Тюссо, владелица музея восковых фигур.
Ей было поручено делать гипсовые маски казненных знаменитостей и разрешено использовать слепки для создания восковых копий. Новые фигуры появлялись в ее галерее буквально через несколько дней после казни и пользовались бешеным успехом у публики.
Так вот, сохраненные гипсовые слепки мадам Тюссо показали, что и Робеспьер, и Мирабо носили на лице явные признаки перенесенной много лет назад оспы, то есть были рябыми. Как и большинство их современников - пока прививки от оспы не стали правилом, чистая кожа лица была скорее исключением, и даже считалась "особой приметой" в полицейских ориентировках.
Есть мнение, что тяжелая косметика, особенно белила, были так популярны среди аристократии 17-18 веков именно для того, чтобы скрывать следы оспы. Для этого же их использовали и русские красавицы 15-16 веков, поражавшие иностранцев неестественно раскрашенными лицами с белой кожей, черными бровями и ярким искусственным румянцем.
Но зато следы перенесенной оспы на лице были не только серьезным преимуществом при устройстве на работу, но даже и плюсом при выборе спутника жизни. Ведь оспой болеют один раз, и переболевший ранее точно уже не заболеет сам и не заразит партнера и коллектив.