Он должен был разгоняться до 300 км/час.
![](/uploads/d/2/d26dd58e5ffa0fcc52cd67546ddcd401_small.jpg)
В 1929 году талантливый инженер Николай Ярмольчук получил занятное авторское свидетельство. Его суть: Дорожное полотно выполнено в виде вогнутого цилиндрического лотка, а подвижной состав представляет собою конструкцию, опирающуюся на две расположенные по концам вагона опоры в форме полых тел вращения, со сферической поверхностью и с двигателем, помещенных внутри указанных тел вращения.
![](/uploads/a/8/a823be827c7ddf2d6d03db4791161648_small.jpg)
Это был проект ШЭЛТ - шаропоезда, который стал настоящей революцией в области железнодорожного транспорта.
![](/uploads/9/f/9f672433aa1cc798f2ba40db11bb041e_small.jpg)
В 1931 году нарком путей сообщения Николай Куйбышев распорядился построить опытный образец шаропоезда и монорельсового пути. Над проектом трудилось 90 человек, он получил мощную информационную поддержку в прессе, а государство выделило на него 1 миллион рублей.
![](/uploads/e/f/ef7caad5b65a1ee2584cf84c91d184a1_small.jpg)
Спустя три года электропоезд был готов. Вместо привычных колёсных пар у него были усечёные шары (по 2 колеса-шара на каждый вагон). В каждом колесе располагался электродвигатель, ток к нему шёл через контактную линию, собранную из стальных труб. Экспериментальное дорожное полотно сделали из дерева.Модель составляла ⅕ от натуральной величины, развивала скорость до 70 км/час, пассажиры в вагонах могли размещаться только лёжа. И уже была запланирована постройка модели 100% величины, со скоростью до 300 км/час.
![](/uploads/0/9/09f711c55b3c3bcfc332d3ac99468be0_small.jpeg)
И тут начались проблемы.Выяснилось, что деревянное покрытие очевидно не выдерживает длительных нагрузок. Делать лоток из бетона было слишком дорого и трудоёмко. К тому же электроколёса-шары оказались очень хрупкими и постоянно выходили из строя.
![](/uploads/4/f/4f17c3c2741d18558e88ee3bcfbbbb65_small.jpg)
Так что проект убрали на дальнюю полку, а потом о нём и вовсе забыли. Его создатель, Николай Ярмольчук позже участвовал в Великой Отечественной войне и получил орден "Красной Звезды". И до конца жизни не оставлял работу над своим чудо-поездом. Делал расчёты, готовил чертежи, даже пытался пробиться на приём к Косыгину. Но его не приняли и в конце 1970-х он ушёл из жизни.А скоростной шаропоезд так и остался лишь красивым и амбициозным проектом.