18 сентября 2023 года в 13:53

Проверенная временем и войнами. История верфи моторных катеров

Катера с ДВС появились в начале XX века и стали распространяться по миру с поразительной быстротой. В России одним из первопроходцев их строительства стал Александр Леонтьевич Золотов. Его кустарная мастерская за несколько лет превратилась в одну из ведущих катерных верфей Российской империи. Она выстояла в пламени Гражданской войны и продолжила свою работу во благо СССР. Верфь намного пережила своего создателя и даже поныне строит суда для нашей Родины.                                    





Всё начинается с малогоПервоначально будущая верфь представляла собой кустарную мастерскую Золотова, которую он вместе со своим единомышленником Лушевым построил на даче в Старой Деревне, на берегу Большой Невки. Там было изготовлено несколько катеров. Среди них был и "Стёпа" - первый российский катер с двигателем внутреннего сгорания. По мере появления новых моделей росли как энтузиазм конструкторов, так и необходимость расширять производство. С этой целью в 1905 году был куплен участок земли в месте впадения Большой Невки в Финский залив, недалеко от дачи Золотова. Там была возведена уже практически полноценная судоверфь. На ней Золотов и Лушев начали массовое производство различных типов катеров по чертежам ведущих иностранных фирм и с использованием импортных деталей. Однако при этом они старательно изучали проекты и по возможности вносили в них изменения с целью улучшения. Более того,

конструкторы применяли агрегаты, изготавливаемые в собственной стране, например, двигатели фирмы Лесснера, представлявшие собой несколько изменённые моторы фирмы Daimler. К 1912 году верфь стала полноценной и получила название "Санкт-Петербургская верфь моторных судов". В 1915 году название поменяли на "Петроградская верфь моторных судов Золотова и Лушева". Стоит отметить, что там также были построены первые катера с воздушными винтами.

Тяжёлые годыВ первые годы после начала полноценной работы верфь была на подъёме. В 1914 году был получен заказ от Морского ведомства на постройку многоцелевых катеров связи специально для Ревель-Порклаудской и Або-Аландской шхерных позиций. В апреле 1915 года поступил заказ на 12 сторожевых катеров по техническим проектам Адмиралтейского и Балтийского заводов, при этом конечная конструкторская разработка была полностью доверена Золотову и его мастерам. Для выполнения этой задачи на предприятие было поставлено новое оборудование, возведены два новых эллинга. Однако

к концу 1917 года ситуация оказалась плачевной. За время трёхмесячного отсутствия Золотова его фирма начала терпеть убытки из-за сдачи в эксплуатацию катеров типа СК и начала Октябрьской революции. Из персонала осталось всего 4 человека,

которые, тем не менее, не покинули верфь и охраняли её от разграбления. Даже после достройки и сдачи в 1918 году оставшихся катеров типа СК

мастерская простаивала и находилась на грани исчезновения. Однако национализация предприятия в феврале того же года дала ему вторую жизнь. Это были хоть и редкие, но всё же заказы на ремонт катеров Онежской и Чудской флотилий, а иногда и строительство новых судов. В результате предприятие смогло устоять.

На благо Советского СоюзаВ 1928 году учреждение получило заказ на производство катеров типа ЗК ("Золотовский Катер"), но темпы строительства составляли всего 1-2 катера в год. С целью сохранения предприятия Золотов в 1930 году передал верфь государству на добровольной основе. Она стала Главной судостроительной мастерской Морпогранохраны ОГПУ. Золотов покинул должность директора и стал работать там уже как строитель и конструктор. На тот момент верфь состояла из двухэтажного эллинга, собственной кузницы и нескольких сараев. Для увеличения производительности в этом же году ей передали территорию соседнего лесопильного завода. Там построили ещё один эллинг и установили новые производственные станки. Через три года всё это стало Отделением Судостроительной верфи Моргпогранохраны ОГПУ, а в 1939 году - цехом №6 завода №5. До 1960-х годов со стапелей предприятия сошло огромное число судов разных типов и назначений: сторожевые СК, ЗК, КМ и Кунгас-Кавасаки, РПК, шлюпки и ялы. В Великую Отечественную войну катеры СК, ЗК и КМ участвовали во многих операциях и защищали морские границы Советского Союза. Самым массовым катером из них был КМ-4, которых было выпущено 192 штуки. Они прошли всю войну в качестве минных заградителей и тральщиков, разведывательных, диверсионных и десантных катеров, постановщиков дымовой завесы, катеров оповещения и связи, и многих других типов. Несмотря на малую скорость в 10 узлов и отсутствие бронезащиты,

они были эффективны и крайне неприхотливы в ремонте. Их деревянный корпус было легко и просто вернуть в строй, даже если катер затонул. При этом на него не реагировали магнитные мины Кригсмарине, позволяя действовать катерам даже в заминированных акваториях в тылу противника.

До наших днейС 1970 года предприятие получило название "Алмаз", которое носит и по сей день. Оно продолжает функционировать и производит множество классов катеров и малых кораблей. Среди них - сторожевые катера для Пограничной службы ФСБ России и ВМФ России, специальные плавучие краны, лоцманские суда и многие другие корабли.

Когда-то маленькая кустарная мастерская, помещавшаяся на даче,

выросла до огромного комплекса на площади 16,5 гектаров. Продукция этого завода распространена не только на территории РФ, но и за рубежом: в Китае, Азербайджане, Болгарии, Грузии, Словении и даже Вьетнаме. Это лишний раз подтверждает тот факт, что данная

верфь является одной из ведущих в своём классе не только в России, но и в мире.

Материал подготовлен волонтёрской редакцией Мира Кораблей

Чтобы оставить комментарий, необходимо авторизоваться:


Смотри также

Прогулка по Москве 1982 года Пустынный канюк: птица, которая охотится в организованной стае Ученые создали компанию, где все сотрудники — искусственный интеллект. Угадайте, что пошло не так Клонирование питомцев: 4 миллиона за  Шестеро пьяных мужчин катались на одном мотоцикле без прав и шлемов Автор бестселлера «Богатый папа, бедный папа» рассказал, что его долг достиг 1,2 миллиарда долларов Букет, который доведет до слёз любого Кот нашёл себе приключение на пустом месте Оказывается, лошади любят рэп и двигают шеей в такт, как настоящие рэперы Молния ударила в самолет с пассажирами в США Интересные фотографии времен СССР