Сегодня я расскажу про заброшенную угольную шахту на острове Сахалин, построенную ещё японцами во времена Карафуто и изначально носившую название "Найбути", при СССР переименованную в "Долинская", а закончившую своё существование в 2012 г. под названием "Восточная жемчужина".
Во времена Карафуто, когда южная часть острова Сахалин была оккупирована Японией, в районе реки Найбы недалеко от селения Отиай (теперь это город Долинск), было разведано большое угольное месторождение, ныне известное под названием Лопатинское, с запасами угля в десятки миллионов тонн, залегающего на глубинах до 300 с лишним метров. Говорят, что уже в то время оно получило прозвище "Восточная жемчужина".В 1941 г. для добычи закрытым способом японцы начали строительство шахты с названием "Найбути", организовав при ней одноимённый рабочий посёлок.К началу Советско-японской войны 1945 г. шахта уже активно добывала уголь и поставляла его по посёлкам значительной части Сахалина, а часть угля, как и другие природные ресурсы острова, вывозилась в милитаристскую Японию.
После победы Советского Союза в Советско-японской войне и капитуляции Японии, шахта со всей инфраструктурой перешла во владение СССР и в 1946 г. была переименована в "Долинскую", а рабочий посёлок при ней был преобразован в село с названием Быков.На протяжении последующих 40 лет добыча угля в ней только набирала обороты, сначала ручным способом кирками и лопатами, а потом и механизированным способом.Так в 1980-х гг. на шахте была произведена глубокая модернизация с полной заменой рельсового пути, внедрением горнопроходческих комбайнов и других механизированных средств добычи, что позволило нарастить добычу до 1 000 000 тонн в год.К тому времени был построен шахтный ствол на глубину около 150 метров и началось строительство нового горизонта, который должен был увеличить добычу ещё больше.
Но после распада СССР дела на шахте стали быстро ухудшаться и к 1998 г. её постигла процедура банкротства. Тогда она вошла в состав компании ОАО "Сахалинуголь", а объёмы добычи угля упали всего до 200 тонн в год чисто на внутренние нужды.В 2000-х гг. добыча угля здесь и вовсе была прекращена, но в 2007 г. эту шахту (и пару других) выкупила китайская инвестиционная компания "Восточная жемчужина", которая погасила все долги обанкротившегося предприятия.Компания планировала провести глубокую реконструкцию шахты по проекту Новосибирского института "Сибгипрошахт", но с полной заменой оборудования на заграничное, а объём добычи планировали нарастить до 1 200 000 тонн угля в год, что позволило бы снова снабжать углём весь юг Сахалина и обеспечить работой около 1000 человек.Предварительная стоимость проекта реконструкции только одной шахты не считая наземную инфраструктуру должна была составить около 1 000 000 000 рублей, тем не менее снова возникли проблемы, причём не только с поиском инвесторов, но и с получением сертификатов от Ростехнадзора, растянувшимся на многие месяцы, а также отсутствием на острове горных учебных заведений для воспитания новых специалистов. В итоге шахта была переведена в режим поддержания жизнедеятельности с минимальной работой инфраструктуры силами сотни человек.В 2009 г. на шахте снова запустила добычу, но её объём составил всего 36 000 тонн за первый год и ещё 65 000 тонн за последующий 2010 г. К тому времени на шахте трудилось около 300 человек.А уже в 2012 г. руководство приняло решение перейти на добычу угля открытым способом на карьере "Загорский" и сократить сначала 150 горноспасателей, а потом и оставшихся шахтёров, после чего градообразующая шахта была законсервирована, а в последующие годы и вовсе заброшена.
Ну а в конце 2010-х гг. в село Быков приехали мы.
Чтобы посмотреть что от неё осталось на момент нашего визита.
И вот мы на месте.
О шахтёрском труде в этом селе напоминало практически всё вокруг.
Недолго погуляв по селу мы направились в сторону бывшей фабрики.
К которой вели опоры ЛЭП с обрезанными проводами.
Сама фабрика уже тогда выглядела удручающе.
И представляла собой пустые стены.
Наклонные галереи давно пустовали.
Эта и вовсе была полуразрушенной.
А здесь был подъёмник для вагонеток, которые поднимались наверх и опрокидывали добытый уголь.
В бывших цехах о когда-то стоявшем внутри оборудовании напоминало лишь несколько пустых шкафов от силового оборудования.
К сожалению у нас в то время с собой были лишь дешёвые телефоны, поэтому сильно извиняемся за качество фотографий.
В общем в самой фабрике была только пустота.
Поэтому выходим на улицу.
И начинаем поиски входов под землю.
Это не то.
В этом вентиляционном канале вода.
В этом тоже вода.
Находим бывший павильон вентилятора и пробуем пройти по его ходкам.
Но вентиляционный ходок привёл нас лишь к закрытой заслонке.
Чтобы вашим глазам не было совсем больно от качества смазанных фотографий на телефон, мы сделали из них такой чёрно-белый коллаж.
Бродя по окраинам вдоль реки можно найти несколько вагонеток.
А вот и один из порталов штолен шахты с деревянной крепью, но этот к сожалению пострадал от пожара и обрушился. Пройти здесь нельзя.
Ещё один портал штольни в деревянной крепи, но и он тоже обрушен.
А рядом валяется ещё одна вагонетка.
И куски угля.
А вот показался и главный бетонный портал выдающей штольни шахты.
С обломками напрочь сгнивших шпал на спуске.
Предупреждающая надпись на одной из досок, которыми раньше был заколочен подход.
Сам же портал был наполовину засыпан землёй и всяким хламом из штольни.
Так он выглядел в конце 2010-х гг.
А так этот портал выглядел в 1940-х гг сразу после перехода шахты СССР.
Здесь на входе нас встретила консервационная пробка, за которую позже получилось заглянуть нашим товарищам, когда через несколько лет её сломали местные искатели металла.
Но к сожалению фотографии изнутри, которыми они с нами поделились, ребята тоже сделали только на телефон.
А это главный клетьевой ствол шахты.
Когда забутовку только вскрыли, внутри было полно металла. На месте оставались рельсы, металлическая крепь, множество вагонеток и даже опрокид, но к сожалению нормальных фотографий от туда у нас пока нет, а значит надо ехать туда ещё раз и обследовать эту шахту получше.Ну а на этом пока что всё.