Многие наши киноленты вошли в престижные мировые списки, но реальных призов главных мировых киносмотров они заработали не так много.
Из-за железного занавеса в годы холодной войны советские фильмы ограниченно присутствовали в зарубежном прокате и не так уж часто попадали на престижные фестивали. Уже в годы перестройки и примерно до середины 1990-х по миру прокатилась небывалая волна интереса к российскому кино, впрочем, и та быстро схлынула. Однако, несмотря на трудности, некоторые советские и российские фильмы все-таки преодолели границы и смогли завоевать признание профессионалов. Вот список самых престижных наград в копилке российского кино.Четыре "Оскара" за лучший иностранный фильмШедевр Сергея Бондарчука "Война и мир" - грандиозная шестичасовая эпопея по роману Льва Толстого - был первым советским фильмом, который добрался до "иностранной" номинации "Оскара" (1969). И сразу же победа.
Вторую статуэтку СССР принес, как ни странно, великий японский режиссер Акира Куросава в 1976 году. "Дерсу Узала", экранизация воспоминаний путешественника Владимира Арсеньева, стал единственным фильмом режиссера, снятым им вне родины.
"Москва слезам не верит" Владимира Меньшова - лауреат 1981 года - наверное, самый "американский" советский фильм. История self-made woman - провинциалки, прошедшей путь от простой рабочей до директора завода - прежде американских академиков покорила советского зрителя. Около 90 млн проданных билетов - это один из самых высоких показателей за всю историю советского кинопроката.
Наконец, единственный постсоветский российский фильм, получивший "Оскара" - "Утомленные солнцем" Никиты Михалкова (1995) - история одного дня советского комдива в исполнении самого режиссера. Главный герой отдыхает на собственной даче и веселится, еще не зная, что ему суждено стать одной из первых жертв сталинских репрессий.
Четыре венецианских "Золотых льва"Венецианский фестиваль - традиционно самый русофильский. Советские и российские фильмы довольно часто попадали в конкурсные секции смотра и получали призы. Логично, что и из списка обладателей венецианского гран-при получается вполне репрезентативная выборка достижений российского кино.Первым "Золотого льва" в Москву привез Андрей Тарковский в 1962 году. Успех к режиссеру пришел уже с первой картиной "Иваново детство" - это история мальчика-сироты, который стал разведчиком в годы Великой Отечественной.
Вторым победителем Венеции стал Никита Михалков в 1991 году с трагикомической притчей про дружбу монгольского пастуха и русского шофера "Урга - территория любви".
Как в свое время было с Тарковским, Венеция мгновенно превратила в мировую звезду еще одного дебютанта из России - Андрея Звягинцева. Его притча "Возвращение" - путешествие отца и двух сыновей с трагической развязкой - в 2003 году сенсационно взяла не только главный приз, но и приз за лучший дебют. Впервые оба "Золотых льва" (их распределяют разные жюри) попали в одни руки.
Наконец, в 2011 году за экранизацию поэмы Гете "Фауст" лауреатом гран-при стал Александр Сокуров - один из самых ярких и бескомпромиссных режиссеров мирового авторского кино. Оператором "Фауста", к слову, выступил Брюно Дельбоннель, снявший "Амели", "Гарри Поттера и Принца-полукровку", работавший с Тимом Бертоном и братьями Коэн.
Два берлинских "Золотых медведя""Восхождение" Ларисы Шепитько - победитель Берлина-1977 - еще одна притча, которая притворяется военной драмой. По сюжету, в годы Великой Отечественной два партизана попадают в плен к немцам. Им дают выбор - или сотрудничество с врагом, или смерть. Картина стала последней в фильмографии талантливой постановщицы - спустя два года после берлинского триумфа Шепитько погибла в автокатастрофе.
Ровно через 10 лет "Золотой медведь" снова покорился советскому режиссеру. Награду Глебу Панфилову принесла "Тема" - трагикомичная драма о творческом кризисе популярного и официально признанного литератора. Картина была закончена еще в конце 1970-х, однако семь лет "пролежала на полке" (эта советская идиома означает цензурный запрет) и вышла на экраны лишь в годы перестройки.
Одна каннская "Золотая пальмовая ветвь"Как ни удивительно, но на счету советского/российского кино всего одна победа в Каннах. "Золотую пальмовую ветвь" в 1958 году завоевала мелодрама "Летят журавли" Михаила Калатозова - о девушке, которая ждет любимого человека с фронта Великой Отечественной. Картина покорила жюри не только прекрасной актерской игрой (один французский критик сравнил актрису Татьяну Самойлову с Брижит Бардо), но и новаторской операторской работой Сергея Урусевского. Несмотря на допотопную технику, ему удалось добиться необычайно плавного и свободного движения камеры.
В 1964 году Калатозов и Урусевский выпустили еще одну совместную работу "Я - Куба" - сборник новелл о том, как изменилась жизнь на острове Свободы после победы социалистической революции. Этот фильм остался без больших наград, но спустя годы его оценили по достоинству. В различных списках лучших фильмов в истории кино "Я - Куба" попадает даже чаще, чем "Летят журавли". Среди поклонников кубинского фильма Калатозова и Урусевского - Мартин Скорсезе и Фрэнсис Форд Коппола, которые лично профинансировали реставрацию картины.