Практически в каждой семье ещё можно отыскать образцы фарфоровой посуды советских времён.
Всем знакомы простенькие тарелки, чайные сервизы в горошек или с незамысловатыми цветочными узорами.
Поставленное на поток производство посуды стремилось покрыть потребительский дефицит.
Но и среди этого скудного "разнообразия" можно отыскать настоящие шедевры.
Это действительно красиво и интересно.
Приятного просмотра!
1.
Смотреть все фото в галерее
На старых фарфоровых заводах, таких как Ленинградский или Ломоносовский ФЗ, трудились потрясающие мастера - скульпторы и художники. Их творчество до сих пор пользуется огромной популярностью среди антикваров.
2.
Самыми ценными, и в то же время прекрасными экземплярами являются произведения времён становления СССР - с 1919 по 1925 гг.
Также интересны работы периода 30-х и послевоенных годов.
Интересно, что к середине столетия интерес народа к фарфоровому агитпропу постепенно угасал. На его место приходили жанровые и цветочные узоры, которые в быту украшали интерьер.
3.
Особой популярностью стали пользоваться скульптурные композиции из качественного фарфора. Изготавливались фигурки людей и животных в небольших партиях, так и для ширпотреба. Рассматривать их интересно и увлекательно, так как это наша история и целая эпоха, отображённая в фарфоре.
4.
Блюдо "Путь к социализму"
Когда Россия в 1917 году подверглась полной революционной перезагрузке, большинство предприятий было национализировано.
Оставшиеся заготовки тарелок и других видов посуды на заводах было решено украсить агитационными рисунками, которые способствовали росту популярности советской власти.
5.
Блюдо к 5-летию Октябрьской революции
Через эти рисунки-лозунги массам старались донести главные месседжи того времени: "Пролетарии всех стран соединяйтесь", "Вся власть народу!", "Кто не работает, тот не ест" и т.п.
Также этот фарфор отправляли на экспорт в Европу. Первый выпуск агитационного фарфора организовал талантливый художник С.В. Чехонин. Его неповторимый стиль и уникальный шрифт узнаваем до сих пор.
6.
Тарелка "Красный гений"
Особой популярностью в те годы пользовались предметы с портретами вождей революции и героев Гражданской войны.
Вместе с Чехониным над фарфором работали Малевич, Кандинский, Адамович, Кустодиев, Альтман и другие выдающиеся художники.
7.
Тарелка "Кубистическая с молотом". 1919. П.В Кузнецов.
8.
Агитфарфор Чехонина Сергея Васильевича
Иллюстрация 1. Царству рабочих и крестьян не будет конца. Блюдо, (1920)
Работы этого графика уникальны. В Советском Союзе он проработал с 1919 по 1928 год. Затем последовала вынужденная эмиграция.
9.
Иллюстрация 2. Раньше узреть зарю с высоких вершин... (1920-е годы)
В этот период он создал настоящие шедевры агитационного фарфора, который продавался даже в самых далёких селениях огромной страны.
10.
Иллюстрация 3. Царству рабочих и крестьян не будет конца. Тарелка (1920)
После эмиграции его индивидуальный и фантастический стиль копировался и тиражировался без указания авторства рисунков. Имя художника было вычеркнуто из списка выдающихся художников на долгие годы. Сейчас работы мастера хранятся в лучших музеях России.
11.
Иллюстрация 4. "Пролетарии всех стран..." (1920-е годы)
12.
Дизайн формы от Казимира Малевича
Иллюстрация 5. Супрематический сервиз К. Малевича
Течение авангардизма и супрематизма не обошло и производство фарфора. Казимир Малевич внёс огромный вклад в создание нового революционного дизайна посуды. Образцом уникальности является сервиз, созданный в виде простых геометрических форм.
13.
Иллюстрация 6. Сервиз Суетина (1920-е годы)
Ученики Малевича Суетин и Чашкин трудились вместе с ним над росписью посуды. Идеи супрематизма прекрасно смотрелись на фарфоре, талантливые художники создавали рисунки, которые и сейчас пользуются огромным успехом у коллекционеров и рядовых покупателей. ЛФЗ производит образцы этих мастеров до сих пор. Роспись Суетина лаконична, и в то же время изысканно красива.
14.
Рис. 7 Сервиз Суетина (1920-е годы)
15.
Фарфоровая геометрия Василия Кандинского
Иллюстрация 8.
Посуда, расписанная по эскизам Кандинского, отличается изысканным лаконизмом. На белоснежном поле фарфоровых изделий отображаются разноцветные полосы, круги, прямоугольники и другие геометрические фигуры. Они словно являются продолжением фантастических полотен художника.
16.
17.
Фарфоровая скульптура 30-х годов
"Анна Ахматова" - Данько Е.Я. (1924 г.)
После Гражданской войны, особенно в период НЭПа, огромной популярностью стала пользоваться декоративная фарфоровая скульптура.
В каждой республике работали фарфоровые заводы, которые отличались своими методами и художественной направленностью. В это время художники стремились отобразить национальное разнообразие республик и величие трудового класса.
18.
. "Папанин с псом по кличке "Весёлый" - Данько Н. Я. (1930)
В мир уходили настоящие серии, изображающие все народности, населяющие страну.
Фигурки работниц, красноармейцев, рабочих, героев-полярников, деятелей искусства можно было встретить в каждом доме.
И это были не просто рядовые скульптуры. Над ними работали настоящие мастера. Знаменитые скульпторы этого периода: сёстры Данько Наталья и Елена Яковлевны.
19.
"Ликбез по радио" Н.Я. Данько (1932 г. )
20.
Сервиз "Кобальтовая сетка"
Во время войны ЛФЗ продолжал свою работу, и в 1944 году художница Яцкевич Анна изобрела узор, который стал символом блокадного Ленинграда.
Знаменитая кобальтовая сетка - образ света прожекторов и заклеенных крест-накрест окон. Сейчас этот узор является символом всего российского фарфора.
21.
Блюдо с изображением газет Петрограда. 1921 г. З. В. Кобылецкая.
22.
Блюдо "РСФСР". Композиция 1918 года, вариант и выпуск 1922 года.
23.
Сервиз "Супрематизм". 1923 год. Роспись Н. М. Суетина.
24.
Сервиз "Наркомпрос". 1923 год. Автор формы С.В. Чехонин, автор рисунка Н.М. Суетин.
25.
Блюдо. 1924. З.В. Кобылецкая.
26.
Тарелка "Красный человек". 1926. Автор рисунка М.М. Адамович, роспись М.П. Кириллова.
27.
Сервиз "Путь к социализму". 1927 год. Автор рисунка и росписи Л.В. Протопопова.
28.
Трубки, флакон, кулон, вставка для броши и ручка для зонта. 1918-1921 годы.
29.
Скульптура "Красногвардеец", 1918 год.
30.
Н. Я. Данько. Партизан в походе, 1919 год.
31.
Скульптура "Гончар" ("Керамист"). 1926 год.
32.
Скульптура "Ударница". Начало 1930-х.
33.
Шедевры послевоенного периода
"Лиса" (1961)
Одним из самых знаменитых скульпторов 50-х считается художник-кукольник Лев Сморгон.
Его работы известны во всём мире. Сплетницы, Лиса - настоящие символы советской фарфоровой скульптуры. Из-под его рук выходили шедевры, которые изображали обыденную жизнь советских людей.
34.
"Мороженое" (конец 1950-х)
Художники и скульпторы Дулёвского завода Н.Малышева, П.Кожин, М.Шепелева, А.Бржезицкая являлись авторами потрясающих бытовых сценок и различных персонажей.
35.
"Маникюр" - Н. Малышева (1958)
36.
"Гуси-лебеди" П.Кожин, М.Шепелева (1953)
Советский фарфор - это не просто обыденная посуда. Его уникальные образцы свидетельствуют об огромном таланте художников и скульпторов, которые трудились на благо Родины. Это настоящая эпоха, по которой можно изучать историю страны и её меняющиеся вкусы.
На старых фарфоровых заводах, таких как Ленинградский или Ломоносовский ФЗ, трудились потрясающие мастера - скульпторы и художники. Их творчество до сих пор пользуется огромной популярностью среди антикваров.
Самыми ценными, и в то же время прекрасными экземплярами являются произведения времён становления СССР - с 1919 по 1925 гг.
Также интересны работы периода 30-х и послевоенных годов.
Интересно, что к середине столетия интерес народа к фарфоровому агитпропу постепенно угасал. На его место приходили жанровые и цветочные узоры, которые в быту украшали интерьер.
Особой популярностью стали пользоваться скульптурные композиции из качественного фарфора. Изготавливались фигурки людей и животных в небольших партиях, так и для ширпотреба. Рассматривать их интересно и увлекательно, так как это наша история и целая эпоха, отображённая в фарфоре.
Блюдо "Путь к социализму"
Когда Россия в 1917 году подверглась полной революционной перезагрузке, большинство предприятий было национализировано.
Оставшиеся заготовки тарелок и других видов посуды на заводах было решено украсить агитационными рисунками, которые способствовали росту популярности советской власти.
Блюдо к 5-летию Октябрьской революции
Через эти рисунки-лозунги массам старались донести главные месседжи того времени: "Пролетарии всех стран соединяйтесь", "Вся власть народу!", "Кто не работает, тот не ест" и т.п.
Также этот фарфор отправляли на экспорт в Европу. Первый выпуск агитационного фарфора организовал талантливый художник С.В. Чехонин. Его неповторимый стиль и уникальный шрифт узнаваем до сих пор.
Тарелка "Красный гений"
Особой популярностью в те годы пользовались предметы с портретами вождей революции и героев Гражданской войны.
Вместе с Чехониным над фарфором работали Малевич, Кандинский, Адамович, Кустодиев, Альтман и другие выдающиеся художники.
Тарелка "Кубистическая с молотом". 1919. П.В Кузнецов.
Иллюстрация 1. Царству рабочих и крестьян не будет конца. Блюдо, (1920)
Работы этого графика уникальны. В Советском Союзе он проработал с 1919 по 1928 год. Затем последовала вынужденная эмиграция.
Иллюстрация 2. Раньше узреть зарю с высоких вершин... (1920-е годы)
В этот период он создал настоящие шедевры агитационного фарфора, который продавался даже в самых далёких селениях огромной страны.
Иллюстрация 3. Царству рабочих и крестьян не будет конца. Тарелка (1920)
После эмиграции его индивидуальный и фантастический стиль копировался и тиражировался без указания авторства рисунков. Имя художника было вычеркнуто из списка выдающихся художников на долгие годы. Сейчас работы мастера хранятся в лучших музеях России.
Иллюстрация 4. "Пролетарии всех стран..." (1920-е годы)
Иллюстрация 5. Супрематический сервиз К. Малевича
Течение авангардизма и супрематизма не обошло и производство фарфора. Казимир Малевич внёс огромный вклад в создание нового революционного дизайна посуды. Образцом уникальности является сервиз, созданный в виде простых геометрических форм.
Иллюстрация 6. Сервиз Суетина (1920-е годы)
Ученики Малевича Суетин и Чашкин трудились вместе с ним над росписью посуды. Идеи супрематизма прекрасно смотрелись на фарфоре, талантливые художники создавали рисунки, которые и сейчас пользуются огромным успехом у коллекционеров и рядовых покупателей. ЛФЗ производит образцы этих мастеров до сих пор. Роспись Суетина лаконична, и в то же время изысканно красива.
Рис. 7 Сервиз Суетина (1920-е годы)
Иллюстрация 8.
Посуда, расписанная по эскизам Кандинского, отличается изысканным лаконизмом. На белоснежном поле фарфоровых изделий отображаются разноцветные полосы, круги, прямоугольники и другие геометрические фигуры. Они словно являются продолжением фантастических полотен художника.
"Анна Ахматова" - Данько Е.Я. (1924 г.)
После Гражданской войны, особенно в период НЭПа, огромной популярностью стала пользоваться декоративная фарфоровая скульптура.
В каждой республике работали фарфоровые заводы, которые отличались своими методами и художественной направленностью. В это время художники стремились отобразить национальное разнообразие республик и величие трудового класса.
. "Папанин с псом по кличке "Весёлый" - Данько Н. Я. (1930)
В мир уходили настоящие серии, изображающие все народности, населяющие страну.
Фигурки работниц, красноармейцев, рабочих, героев-полярников, деятелей искусства можно было встретить в каждом доме.
И это были не просто рядовые скульптуры. Над ними работали настоящие мастера. Знаменитые скульпторы этого периода: сёстры Данько Наталья и Елена Яковлевны.
"Ликбез по радио" Н.Я. Данько (1932 г. )
Сервиз "Кобальтовая сетка"
Во время войны ЛФЗ продолжал свою работу, и в 1944 году художница Яцкевич Анна изобрела узор, который стал символом блокадного Ленинграда.
Знаменитая кобальтовая сетка - образ света прожекторов и заклеенных крест-накрест окон. Сейчас этот узор является символом всего российского фарфора.
Блюдо с изображением газет Петрограда. 1921 г. З. В. Кобылецкая.
Блюдо "РСФСР". Композиция 1918 года, вариант и выпуск 1922 года.
Сервиз "Супрематизм". 1923 год. Роспись Н. М. Суетина.
Сервиз "Наркомпрос". 1923 год. Автор формы С.В. Чехонин, автор рисунка Н.М. Суетин.
Блюдо. 1924. З.В. Кобылецкая.
Тарелка "Красный человек". 1926. Автор рисунка М.М. Адамович, роспись М.П. Кириллова.
Сервиз "Путь к социализму". 1927 год. Автор рисунка и росписи Л.В. Протопопова.
Трубки, флакон, кулон, вставка для броши и ручка для зонта. 1918-1921 годы.
Скульптура "Красногвардеец", 1918 год.
Н. Я. Данько. Партизан в походе, 1919 год.
Скульптура "Гончар" ("Керамист"). 1926 год.
Скульптура "Ударница". Начало 1930-х.
"Лиса" (1961)
Одним из самых знаменитых скульпторов 50-х считается художник-кукольник Лев Сморгон.
Его работы известны во всём мире. Сплетницы, Лиса - настоящие символы советской фарфоровой скульптуры. Из-под его рук выходили шедевры, которые изображали обыденную жизнь советских людей.
"Мороженое" (конец 1950-х)
Художники и скульпторы Дулёвского завода Н.Малышева, П.Кожин, М.Шепелева, А.Бржезицкая являлись авторами потрясающих бытовых сценок и различных персонажей.
"Маникюр" - Н. Малышева (1958)
"Гуси-лебеди" П.Кожин, М.Шепелева (1953)
Советский фарфор - это не просто обыденная посуда. Его уникальные образцы свидетельствуют об огромном таланте художников и скульпторов, которые трудились на благо Родины. Это настоящая эпоха, по которой можно изучать историю страны и её меняющиеся вкусы.
"Принцесса на горошине" туалетный набор - А. Брезжицкая (1955)